Надежда Жабина
Проект «Взаимодействие ДОУ с семьями детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДИСЛОВИЕ:
В детском саду
- Ой, мамуля!
Что здесь было!
Ты когда ушла домой,
А меня в саду забыла,
Тут такой поднялся рёв,
Как от тысячи коров!
- Кто ж ревел? Твои друзья?
- Нет, мамуля, только я!
1. Семья – это первый коллектив ребенка.
Семья - источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе.
Любовь родителей несет в себе две задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность.
Публикация «Проект „Взаимодействие ДОУ с семьями детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Первая задача – создать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт – это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства.
Вторая задача – принятие ребенка. Основное правило – признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Если оценивать, то только действия, а не личность ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я - высказывания», позволяющие ребенку оценивать самого себя.
Задача педагогов - привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в стенах дошкольного учреждения : научить, как общаться с ребёнком, проводить свободное время интересно и увлекательно.
В настоящее время в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. Цель его - свободное развитие личности. В основу новой концепции семьи и дошкольного учреждения заложена идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а дошкольные образовательные учреждения призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Более того, в обязательную часть общеобразовательной программы каждого детского сада должно быть включено взаимодействие с семьями детей.
Таким образом, признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения, и потому меняются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия. Уникальность этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Но как заинтересовать родителей в совместной работе? Как грамотно сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Чтобы максимально привлечь внимание родителей к проблеме воспитания и обучения детей можно и нужно использовать как традиционные формы работы, а также и нетрадиционные формы общения с родителями, цель которых обогатить их педагогическими знаниями.
Поэтому в работе с родителями мы разработали проект на тему : «Взаимодействие ДОУ с семьями детей младшего дошкольного возраста.»
Проект на тему :
«Взаимодействие ДОУ с семьями детей младшего дошкольного возраста»
Составила:
Воспитатель: Жабина Надежда Павловна
Оглавление
1. Введение. Актуальность.
2. Формы и методы работы с родителями.
3. Цель, задачи и разработка перспективного плана работы с родителями и их детьми младшего возраста на 2022 –2023 учебный год.
4. Ожидаемый результат в работе по взаимодействию ДОУ с семьями детей младшего возраста.
5. Заключение
6. Список литературы
7. Приложение
Тип проекта :
- групповой, познавательно – информационный игровой,
- долгосрочный
Участники проекта
- дети в возрасте 2-3 лет
- родители
- воспитатели
Срок реализации:
- один год.
Актуальность:
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает очень многим новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Проблема взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников остается актуальной. Семья – это естественная среда обитания ребенка, он подрастает и поступает в детский сад, теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Задача педагога - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша.
Гипотеза :
Мы предполагаем, что включение родителей и детей в данный проект позволит объединить семью и педагога в заинтересованных партнеров.
2. Формы и методы работы с родителями
В наше время сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
Условно их можно разделить на следующие группы : индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные
Коллективные формы
1. Родительсике собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи;
2. Конференции;
3. Круглые столы;
4. Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные формы
1. Педагогические беседы с родителями; 2. 2. Тематические консультации (проводятся специалистами);
3. Заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей;
4. Посещение семьи ребенка;
5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки.
Наглядно-информационные формы
1. Записи бесед с детьми;
2. Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;
3. Фотографии;
4. Выставки детских работ;
5. Стенды, ширмы, папки-передвижки.
Одной из форм работы с родителями в настоящее время является создание Попечительского совета при ДОУ, - постоянно действующего на общественных началах, коллегиального органа самоуправления.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
К ним относятся:
Формы проведения - информационные буклеты для родителей, сайты детского сада и группы, презентации, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуски семейных газет и плакатов, выставка семейных реликвий, детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, организация мини-библиотек. Здесь хорошо помогут информационные стенды, папки-передвижки, минигазеты, библиотеки по основным проблемам семейной педагогики.
Задачи:
- максимально установить сотрудничество между воспитателем и семьей
- все воспитательные умения родителей направить на партнерские взаимоотношения с ребенком
- научить родителей использовать игровые методы и приемы в домашних условиях
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
Ожидаемый результат:
- обогащение родительского опыта приемами практического взаимодействия с ребенком
- создание системы комплексной работы с родителями
- повышение социально-личностного развития родителей
- ощущение ребенком эмоционального комфорта
Ожидаемые риски:
Пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку;
Чрезмерная занятость родителей;
Недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт;
Агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя;
Недостаток времени у воспитателя для полноценного взаимодействия с семьей
Содержание проектной деятельности
Реализация проекта осуществляется поэтапно
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
1. Изучение семей воспитанников:
• Анкетирование «Анкета-знакомство»;
• Наблюдение за ребенком;
• Беседа с родителями;
• Беседа с ребенком.
2. Разработка портфолио группы
Цель: познакомить родителей с программой дошкольного воспитания, предметно-развивающей средой группы, режимом работы детского сада, формами и методами работы.
2 этап - Практический
Цель:
- вовлечение родителей в образовательный процесс
- повышение компетентности родителей по вопросам социально-личностного развития ребенка
Мы в нашей группе большое внимание уделяем информационной поддержке семейного воспитания. Оптимальной формой работы считаем изготовление –
- стенгазет на различные темы : например: «семейные традиции», «как я помогал маме», и т. д.
- Проводим конкурсы (изготовление поделок, чудеса своими руками и т. д.
Мастер класс для родителей «Развиваем речь руками», «играем дома» и т. д.
- подборка практического материала, стихи, потешки.
- очень интересный метод, это игры на коленях, которые помогают подбодрить, развеселить, успокоить ребенка в зависимости от его состояния.
Для того, что бы максимально оказать консультативную помощь по вопросам воспитания детей, мы разработали перспективное планирование на весь период практической части проекта.
Формы и методы работы с родителями и сроки исполнения.
1
1. Родительское собрание:
«Возрастные особенности детей младшего возраста».
2. Консультации и беседы: «В любимый детский сад с радостью», «Поговори со мною мама».
3. Наглядная информация: «Как помочь ребенку легко и быстро адаптироваться к детскому саду», «Образовательная деятельность и его направления с детьми на учебный год».
4. Мероприятия с участием родителей:
Досуг «Папа, мама и я – вместе дружная семья», Вместе с мамой и папой аппликация «Моя любимая игрушка».
5. Другие формы «Анкета – знакомств»;
Мастерская добрых дел – «Сбор макулатуры».
Сентябрь - Октябрь
Воспитатель, педагог – психолог, родители.
2
1. Родительское собрание: «Вот и зимушка пришла»
2. Консультации и беседы: Индивидуальные беседы «Учим ребенка самостоятельности», «Осторожность зимой!» - будьте бдительны на улицах города, зима это не только весело, но и очень опасно.
3. Наглядная информация: «Моя любимая мамочка.»
Наблюдения в природе: «Зимушка- волшебница в гости к нам пришла»
4. Мероприятия с участием родителей: Игра – забава «Помогите щенку найти свою маму, Новогодний утренник – Дед Мороз, Дед Мороз деткам елочку принес.
5. Другие формы: Газета «Мы мамины помощники», Мастерская добрых дел: изготовление новогодних игрушек и украшение групповой комнаты.
Ноябрь - декабрь
Воспитатель, родители, дети
3
1. Родительское собрание: «Растим детей здоровыми»
2. Консультации и беседы: «Одежда детей по сезону -зима», «Роль отца в жизни ребенка».
3. Наглядная информация: «Навыки самообслуживания и роль семьи в их формировании»,
«Мой папа самый лучший»
4. Мероприятия с участием родителей: Добрые дела -
привлечение родителей к зимним постройкам «Зимняя горка», Игра – развлечение «Вместе с папой».
5. Другие формы: Газеты «Забавы зимой», «Мой папа самый, самый».
Январь - февраль
Воспитатель, родители, педагог – психолог
4
1. Родительское собрание: «Поиграй со мною мама»
2. Консультации и беседы: Беседа «Международный день – 8 марта», Консультация «Хорошо быть добрым». Индивидуальные беседы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
3. Наглядная информация: «Идет, идет красавица весна», «Развитие речи в семейном кругу», театрализованное представление «Играем в сказку».
4. Мероприятия с участием родителей: Тематическая выставка рисунков «Портрет мамы», Добрые дела – изготовление ширмы для театра.
5. Другие формы: Оформление семейных газет «Мамины помощники», «Мини – библиотечка» детской книжки.
Март - апрель
Воспитатель, педагог – психолог, родители, логопед
5
1. Итоговое родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей»
2. Консультации и беседы: «Показатели успешности ребенка 3 – х лет»
3. Наглядная информация: «Можно все преодолеть, нужно только захотеть».
4. Мероприятия с участием родителей: «Сделаем прогулку интересной!»
5. Другие формы: «Интересные моменты из жизни группы» просмотр видиофильма.
Май - июнь
Воспитатель, педагог – психолог, родители
6
1. Родительское собрание: «Отпуск с ребенком летом»
2. Консультации и беседы:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
3. Наглядная информация: «Изготовление поделок для улицы».
4. Мероприятия с участием родителей: Мастер класс – «Рисуем гуашью на пене».
5. Другие формы: Фоторепортаж «Как мы отдыхали летом!»
Июль - Август
Воспитатель родители, дети.
4. Ожидаемые результаты и риски в работе по взаимодействию
с семьями младшего дошкольного возраста.
Ожидаемые риски:
Безразличное и пассивное отношение родителей к своему ребенку;
Чрезмерная занятость родителей;
Недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт; и компромисс.
Агрессивное и не доверчивое восприятие информации, идущей от воспитателя;
Недостаток времени у воспитателя для полноценного взаимодействия с семьей
Ожидаемые результаты:
Установление доверительных отношений с семьями детей, что даёт полноценную и достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
Оказание помощи родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
Родители становятся полноправными участниками образовательной деятельности, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
Установления партнёрских отношений между родителями и педагогами ДОУ.
Повышение статуса МБДОУ ЦРР №5
3этап – заключительный
1. с родителями установлены партнёрские отношения.
2. Объединили усилия для развития и воспитания детей.
3. Поддерживаем уверенность родителей в собственных возможностях.
4. Родители стали стараться больше внимания уделять своим детям.
5. Повысился интерес родителей участию жизни группы.
6. Если раньше трудно было организовать на что-то наших родителей, то сейчас они охотно принимают участие во всех мероприятиях
Список литературы
1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С. 66-70.