Светлана Черкасова
Взаимодействие ДОО с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Публикация «Взаимодействие ДОО с родителями» размещена в разделах
В связи с тем, что сегодня детский сад находится в режиме развития и представляет собой мобильную систему, приходится быстро реагировать на меняющиеся запросы родителей воспитанников. В зависимости от этого меняются формы работы с семьей. Для успешного взаимодействия с родителями нашим педагогическим коллективом были определены следующие задачи, которые представлены на экране:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
Консолидировать усилия семьи и детского сада, направленные на развитие и воспитание детей;
Создать атмосферу взаимопонимания с родителями воспитанников;
Активизировать и обогащать знания и умения родителей по вопросам психологического детей;
Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
В нашей ДОО выбраны основные направления взаимодействия с родителями, которые мы используем в своей работе (обратить внимание на слайд) :
Познавательное направление. Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей знаний и практических навыков воспитания детей дошкольного возраста.
Информационно-аналитическое направление. Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической компетенции, установление контакта между педагогами и родителями.
Наглядно-информационное направление. Цель: донесение до родителей необходимой информации в доступной форме, тактичное напоминание о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление. Цель: установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Рассмотрим основные формы работы с родителями по следующим направлениям.
Познавательное направление, которое включает в себя:
Родительское собрание и встречи за «круглым столом»;
Консультации и индивидуальные беседы;
Проектная деятельность;
Семинары-практикумы;
Дни открытых дверей;
Гость группы;
Семейные клубы для родителей;
Дни самоуправления;
Выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи являются родительское собрание.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Проектирование позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка, как в семье, так и детском саду.
Проектирование помогает учиться работать в «команде».
Проектирование развивает партнерские отношения с семьей.
Мы убедились, что ничто не может заменить личное общение педагога с родителями. Индивидуальные беседы.
Это получение максимально возможной информации:
* об актуальном состоянии и особенностях развития ребенка;
* об особенностях и приоритетах семейного воспитания;
о потребностях и запросах семьи в воспитании и развитии ребенка;
* о возможностях конструктивного участия семьи в работе детского сада.
Анкетирование и опросы. Это - форма изучения потребности семьи, их удовлетворенность этими потребностями;
Это – выяснение, как и где можно вовлечь родителей в образовательную работу детского сада, исходя из их желаний и возможностей.
Одним из направлений работы с родителями является наглядно-информационное, которое включает в себя:
Информационные буклеты;
Памятки – небольшие рекомендации родителям по различной тематике.
Информационные листы и стенды. Педагоги используют информационные листы для доведения до родителей информации предстоящих собраниях, мероприятиях, экскурсиях;
Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Я хочу быть здоровым», «Как приучить ребенка к книге», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т. д.
Фотовыставки, организованные в нашем детском саду, носят тематический характер. В них запечатлены самые интересные моменты проведенных в ДОУ различных мероприятий.
Важным направлением является досуговое, которое включает в себя:
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
Выставки работ родителей и детей
Совместные походы и экскурсии
Досуговые формы организации общения устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей мы считаем эффективными, потому что воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относится проведение педагогами детского сада таких традиционных совместных праздников, как «День защитника Отечества», «8 Марта», «День матери», «Новый год», «Папа, мама, я — дружная семья». Из нетрадиционных мероприятий можно выделить праздник «День семьи, любви и верности»; досуг по изучению правил дорожного движения «Устами младенца»; спортивные развлечения «Веселые старты»; игру – квест «По следам уходящего лета» и др.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). В нашем детском саду были организованы выставки «Дымковская игрушка», «Осенние фантазии», «Подарки деду Морозу», вернисажи «Моя семья», «Времена года».
Еще одной интересной формой взаимодействия с родителями являются Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества. Так как детский сад находится в окружении лесных массивов, мы решили использовать такую возможность. В летнее время была проведена экскурсия с детьми подготовительной группы совместно с родителями «Мы – друзья природы», нацеленная на ознакомление дошкольников с окружающей природой.
Ежегодно родители наших воспитанников вносят большой вклад в создание предметно – пространственной среды на участках детского сада. Зимой родители создают снежные фигуры, а в теплое время года создают различные постройки для игровой деятельности детей.
Заключение:
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия ДОО и семьи — двух важных социальных институтов социализации ребенка, дает положительные результаты. У родителей возникает доверие к педагогам.
Расширяются границы воспитания в домашних условиях. Формируется более глубокое понимание образовательного процесса. Между родителями и детьми возникает единое пространство. Участие родителей в какой-либо работе, вызывает чувство гордости у детей. Все дети получают дополнительное внимание и заботу.