Галина Боброва
Взаимодействие детского сада и школы как условие успешной адаптации ребенка к школьной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь не стоит на месте, все в мире меняется. Изменяются законы, предметы, вещи, а также и мы, люди. Взрослые очень быстро могут приспособиться к существованию в новых условиях. А дети?
Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей (СЛАЙД 2, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, который от ребенка требует адаптации к новым условиям социального существования. При поступлении в школу изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
Публикация «Взаимодействие детского сада и школы как условие успешной адаптации ребенка к школьной жизни» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на основе которого строится все дальнейшее обучение и воспитание в школе. Они помогают ребенку включиться в новые условия. (СЛАЙД 3)
Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», в ст. 12 которого говорится, что общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования должны быть взаимосвязаны.
Два стандарта ФГОС ДО и ФГОС НОО позволяют нам обеспечить преемственность в содержании образования, при этом те образовательные области, которые выделены в стандарте дошкольного образования, те пять направлений развития ребенка, находят отражение и в предметных областях в начальной школе.
Преемственность это плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.
Обеспечение преемственности основных образовательных программ это одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта.
Существуют ещё несколько задач преемственности детского сада и школы :
• Укрепление и сохранение здоровья ребёнка.
• Развитие любознательности
• Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
• Формирование творческого воображения, направленное на личностное и интеллектуальное развитие ребёнка.
• Развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ответственность за развитие ребенка несут не только педагоги, но и родители!
Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить следующие параметры:
1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.
2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.
3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Каждое образовательное учреждение по-своему решает очень непростую, но важную проблему преемственности, без которой не возможно качественно решить образовательные задачи.
На сегодняшний день уже сложились примеры успешной реализации преемственности в работе нашего детского сада и Некрасовской СОШ, которые демонстрируют ее эффективность. Это традиционные формы работы, которые ведутся по трём основным направлениям.
Первое направление - Работа с детьми (слайд 5)
• экскурсии в школу (слайд 6)
• посещение школьного музея;(Слайд 7)
• взаимодействие с учителями и учениками начальной школы (слайд 8)
• участие в совместных праздниках и спортивных соревнованиях (слайд 9)
• выставки рисунков и поделок;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (школа раннего развития)
2 направление Взаимодействие педагогов нашего учреждения происходит через методические мероприятия, такие как: педагогические советы, методические объединения, круглые столы (слайд10,семинары-практикумы (слайд11)
3 направление. Говоря о таком объемном направлении в работе учреждения, как преемственность, нельзя не поделиться интересными формами включения родителей в педагогический процесс. Совместная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс общения, установления партнерских отношений, объединения усилий для развития и воспитания детей.
• совместные спортивные мероприятия (Слайд 12)
• родительские собрания с педагогами ДОО и учителями школы;дискуссионные встречи;
• консультации с педагогами ДОО и школы; встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей;
• образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
(слайд 13)
• визуальные средства общения;
Поступление в первый класс является значимым этапом в жизни ребёнка. От эмоционального восприятия этого перехода в новое статусное состояние («дошкольник»-«школьник») во многом зависит успешность адаптации, а значит, и судьба его школьной жизни. Первоклассник не может одномоментно в своём сознании перенестись из состояния «до школы» в состояние «в школе». Страх перед школой, новым миром, неизвестностью- знакомое чувство каждому первокласснику. И кто, если не мы - взрослые, поможем справиться ребенку с этими эмоциями.
Сегодня, в рамках организации работы преемственности детского сада и школы, а также профилактики тревожности дошкольников, в нашем детском саду, мы используем и нетрадиционные формы работы.
Уже второй год подряд была проведена «Детская пресс – конференция «PROшколу».(слайд14)
Наш детский сад позаимствовал такую форму работы,увидели в сторис у Анастасии Ивановны Шлемко, и загорелись. Конечно были сомнения, смогут ли дети открыто отвечать? Не будем ли мы сидеть в полной тишине, а каждого ребенка подталкивать к микрофону? А что еще хуже, встреча превратиться в хаос. Решили попробовать, а вдруг, ну чем наши-то хуже!
Подготовили зал. Предварительно побеседовали с будущими первоклашками: "Хотели бы они встретиться со школьниками?" "Хотели бы, задать им вопросы?" Поинтересовались у учеников: "Сможете ответить? Не побоитесь говорить откровенно?" Получили согласие от тех и других. Мы поняли - назад дороги нет, будь, что будет!
И были поражены, как все прошло. Вопросы, которые были приготовлены на "всякий случай", не понадобились от слова "совсем". Одна сторона четко задавала вопросы, другая, без тени смущения - парировала ответы. Микрофон бегал из рук в руки. Неловкие паузы, которые нам взрослым иногда приходиться не ловко заполнять, не было ни одной. Глаза горели, руки тянулись к верху, и мы не заметили, как пролетел час. ЧАААС! Попробуйте удержать детей час сидя на стульях, если им не интересно? Что же интересовало наших воспитанников?
Особенно актуальны были вопросы, такие как: «Строгие ли в школе учителя?», «Кто такой директор?», «Какие предметы самые любимые?» «Можно ли опаздывать на уроки?», «Вкусно ли готовят в школьной столовой?», «Умеют ли они считать до миллиона?», «Как зовут учителя?», «Обижают ли старшеклассники?»,
«Что такое перемена?», «Что делать, если забыл ручку дома?», «К кому можно обратиться за помощью?», «Не страшно ли отвечать у доски?» и много других вопросов. (слайд 15)
В ходе пресс-конференции, ребята с особой гордостью хвалились пятерками, медалями и грамотами, которые они получили, посещая различные секции и кружки. (слайд16)
А еще ребята из школы сказали, что очень скучают по вкусной садиковской еде и, что с удовольствием бы поспали в тихий час. Вот такая интересная и душевная получилась встреча.
Встреча наша уже закончилась, но ребята долго не хотели отпускать участников конференции. Было решено конференцию закончить дружным флэшмобом. (слайд 17)
И мы поняли, конференции - быть! Этот формат жизненно необходим и он станет – традиционным! Пробуйте! Доверьтесь детям! Дети-не такие, как взрослые-они другие. Дети-лучше нас, взрослых! Благодарим А. И. Шлемко за идею.
Вывод:Только заинтересованность обеих сторон и родителей позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального общего образования, сделать переход из ДОУ в школу успешным!
Мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложившаяся в систему поможет нашим выпускникам легко адаптироваться в школе и станет залогом успешного обучения детей в школе.
Желаем вам интересных и верных путей и безболезненной адаптации ваших воспитанников.