Сурикова
Выявление высокомотивированных учеников в начальной школе и планирование работы с ними
▼ Скачать
«Выявление высокомотивированных учеников в начальной школе и планирование работы с ними».
Значительные преимущества будут за
теми государствами, которые сумеют
как можно раньше опознать творческие
личности и создать самые благоприятные
условия развития их потенциалов.
К. Тейлор
(американский психолог)
Публикация «Выявление высокомотивированных учеников в начальной школе и планирование работы с ними» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Планирование. Планы работ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Любому обществу нужны талантливые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть
способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его
неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы. Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской
одаренности.
Конкретной программы по работе с высокомотивированными
учащимися у меня нет. Но мне бы хотелось представить систему работы с такими детьми, хотелось бы отметить, что я работаю со всеми детьми, то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка.
Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с первых дней
обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
Высокомотивированных учащихся отличает исключительная успеш-ность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место
поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Поэтому я выбираю систему обучения, педагогические технологии, методы, использую приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей.
В работе с высокомотивированными детьми практикую следующие методы: исследовательский, частично – поисковый, проблемный, формы работы : классно –урочная (работа в парах, в малых группах, разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, викторины, ролевые игры. В рамках каждого урока стараюсь создать условия для формирования и развития познавательной активности одарённых детей.
Организую на уроках работу в малых группах, в которую входят дети с
разным уровнем обученности. При решении учебной задачи высокомотивированный ученик исполняет роль консультанта, оказывает помощь каждому члену группы.
Формы и приёмы работы с высокомотивированными детьми в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Использую дифференцированные задания по трудности, по уровню творчества, по объёму учебного материала. В результате высокомотивированными ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций, логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение). На уроках математики и во внеклассной работе по предмету практикую решение нестандартных задач. Это логические задачи, когда решение сводится к использованию определённых приёмов. Решение таких задач развивает мышление детей; содействует воспитанию терпения, настойчивости и воли; пробуждает интерес к процессу поиска ответа; даёт возможность чувствовать глубокое удовлетворение от поиска правильного решения. Используя нестандартные задачи, можно помочь ученикам проявить свои способности, развить инициативность, самостоятельность и творческий потенциал.
При работе с категорией высокомотивированных детей применяю и
дифференцированные домашние задания.
В своем классе я выбираю такие формы работы с одарёнными детьми,
чтобы во время обучения в начальной школе ребята имели возможность
попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой деятельности.
Реализую технологию проблемного обучения. Создавая на занятиях
ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники
поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Не новой, но востребованной формой работы с высокомотивированными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Не нужно думать, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как
только на этом заостряется внимание.
Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни
старшеклассник, если их этому специально не обучать. Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и города, через интернет, путем самообразования.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Мы постоянно участвуем во всероссийских олимпиадах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Эрудит».
Работу по подготовке к олимпиадам и конкурсам я провожу в течение всего учебного года. С высокомотивированными детьми я занимаюсь после уроков: выполняем нестандартные задания, создаем исследовательские работы, проекты.
Немаловажным считаю и создание условий для всестороннего развития личности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию, убеждаю детей в том, что «когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется», и что «Талант – это 1 % способностей, а 99% труда».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе и вне школы, занимались дополнительно физкультурой и спортом дома.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.
Хочется в заключение привести замечательные слова В. А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Памятка
по работе с учащимися,
имеющими повышенный уровень мотивации.
1. Ознакомиться с данными психолога (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, профессиональная направленность).
2. Организовывать индивидуальную работу на уроке :
• определить меру трудности задания;
• создать индивидуальный план работы на уроке;
• разработать систему продуктивных заданий.
3. Вести исследовательскую деятельность с учётом интересов ученика.
4. Консультировать родителей по вопросам:
• круга интересов учащихся; трудностей в учебе;
• индивидуальных особенностей.
5. Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
6. Устраивать представление итогов исследовательской работы учащихся
Практиковать:
1) учебные сообщения;
2) опережающие задания;
3) наблюдение над языковым материалом, включая наблюдения над языковыми явлениями;
4) разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей и имеющегося материала;
5) применение разноуровневых заданий, тестов;
6) участие в кружках, факультативах;
7) работу над проектами;
8) участие во Всероссийской олимпиаде школьников;
9) обязательное поощрение.