Светлана Литвинцева
«Все, чем живем, начинается с мамы!» Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы конспекта : Литвинцева Светлана Владимировна воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД»
Лобачева Светлана Владимировна, учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД»
Тимашевск
2014
Пояснительная записка
Огромной проблемой общества на современном этапе является снижение уровня социально-коммуникативного развития детей, духовно-нравственной основы, формируемой в семье. Точных данных о численности беспризорников нет. Детская беспризорность- один из показателей данной проблемы. По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в России составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным переписи 2002 г., что составляет от 2,9% до 14,7%. Сейчас в России детей-беспризорников на порядок больше, чем их было во время и после гражданской войны. И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Врачи – психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви матери, особенно в детстве. Так, изучение осужденных за тяжкие преступления показало, что 80-85% преступников не имели эмоциональных контактов, т. е. нормальных теплых отношений со своими родителями. Формирование основ нравственности происходит в семье.
Публикация «„Все, чем живем, начинается с мамы!“ Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Ребенку нужно постоянное общение с родителями, и в первую очередь с матерью. Лишенный материнской ласки, внимания и заботы, ребенок начинает тосковать, у него возникает состояние депривации (тоски, тревоги, которая накладывает отпечаток на его личность в будущем. Одной из составляющих социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание любви и уважения к матери с использованием традиций русской народной культуры.
Мать – это самое дорогое и родное, что есть у ребенка.
Одна из первостепенных задач дошкольного образования – воспитание у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
Занятие «Все, чем живем, начинается с мамы!» разработано в рамках реализации «Основной образовательной программы ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД». В частности – педагогического проекта «Образ родной сквозь года пронесем» с детьми компенсирующей группы ОНР (6-7 лет).
В занятии прослеживаются межпредметные связи (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие).
Использованы современные педагогические технологии: игровые, информационно-коммуникативные, проблемного обучения.
Педагоги планируют использование объяснительно-иллюстративный метод о новых элементах знаний по теме; репродуктивный метод для формирования навыков отношений между элементами знаний; проблемный метод ориентации на осознанное усвоение знаний и развитие творческого потенциала детей.
Данное занятие ориентировано на проведение в последнюю неделю ноября.
Цель: Формировать у детей целостное представление об образе матери – хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.
Программные задачи:
• Углублять знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений.
• Познакомить детей с образами матери в работе художников.
• Развивать абстрактное мышление, расширять объем памяти и кинестетических способностей детей.
• Воспитывать чувство уважения и любви, осмысленное заботливое отношение к матери.
• Словарь: активизация словаря существительными: мама, мамочка, мамуля, родная, милая, хорошая, дорогая, любимая, работящая, заботливая, талантливая, справедливая.
Оборудование: календарь знаменательных дат, презентация «Образ матери в работах художников», СD диски по количеству детей, бросовый и природный материал, клей, кисти, салфетки, неоконченные портреты матерей.
Предварительная работа:
Ход занятия:
Учитель-логопед вносит в группу альбом «Календарь знаменательных дат», рассматривает его с детьми. Акцентирует внимание детей на празднике «День Матери».
Воспитатель: Дети, много лет вся Россия отмечает День матери. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Ребенок (заранее подготовленный) :
Дел и дорог будет в жизни немало.
Спросим себя: ну, а где их начало?
Вот он, ответ наш, правильный самый,
Все, чем живем, начинается с мамы!
А. Костецкий
Воспитатель:
Одно из самых древних на земле. Это – особенное слово. Оно рождается вместе с нами и сопровождает нас всю жизнь… Мы взрослеем, мужаем, но место матери в нашей жизни остается совершенно особым, исключительным.
Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут,
Все, что порой лишь снится нам,
Навеки приютилось там.
То – сердце матери. Оно
Так нежно, верно! Суждено
Ему жить радостью твоей,
Нести ярмо твоих скорбей. Л. Койдула
Учитель-логопед: Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!
Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
Воспитатель:
Каждый из вас любит рисовать свою маму. Предлагаю вам посмотреть на картины художников, где изображена женщина-мать.
Презентация «Образ матери в работах художников»
1-2 слайд: Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - гордость коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Ее склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством. Глаза ее полуопущены и смотрят на младенца, которого она кормит. Дети, этот образ можно назвать.
3-4 слайд: Перед вами картина Михаила Андреевича Савицкого "Партизанская мадонна" 1967г. Это самая замечательная его картина, она висит в Третьяковке. Образ Матери – защитницы.
4 слайд: В музее братьев Степановых в Тимашевске висит огромная картина – портрет пожилой женщины. В центре нашего города есть памятник матери-героине. Мы с вами там часто бываем, молодые пары в день свадьбы возлагают к её подножью цветы. Тимашевцы чтут память этой женщины. Кто она? Почему ей оказывают такие почести? (ответы детей) Да это мать-героиня Степанова Епестиния Федоровна. Женщина воспитавшая детей-героев.
5 слайд: Отгремели пушки, окончилась война. На смену военной пришла мирная жизнь, счастье. Простое материнское счастье. Словно завороженные смотрят колхозницы на свою подругу – молодую мать, кормящую ребенка. Героиня картины В. Ерофеева «Счастье» по-настоящему счастлива и от этого хорошо всем, кто ее окружает.
Воспитатель: Дети – самое дорогое в жизни матери. Счастье матери – это счастье ее детей. Поэтому она порой бывает строгой, взыскательной, ведь она понимает свою ответственность за то, какими вырастут ее дети! Она желает им только добра и счастья! «Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец», - гласит народная мудрость. Ребята, а какие пословицы и поговорки о матери помните вы?
Дети:
• Нет такого дружка, как родимая матушка.
• Нет друга нежнее матери.
• При солнце тепло, а при матери добро.
• Кто матери не послушает — в беду попадет.
• Птица радуется весне, а младенец матери.
• Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
• Жалость матери меры не знает.
• Для матери плохих детей не бывает.
• Для матери дети всегда маленькие.
• Мать худому не научит.
• Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.
• Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
• Материнская ласка конца не знает.
• Материнский гнев что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.
• Для матери ребенок до ста лет детенок.
Воспитатель:
Никогда не ссорьтесь с самым близким вам человеком. И не пытайтесь вытеснить ее из сердца, заменив своими лучшими друзьями или подругами – ничего не получится. Не зря в народе говорят: «Родную мать никем не заменишь». А еще говорят «Мама накормит, напоит и спать уложит.
Учитель-логопед: Ребята, в эти ноябрьские дни, все хозяйки, занимаются заготовкой квашенной капусты на зиму. Ваши мамы тоже солят, квасят капусту. Я приглашаю вас поучаствовать в этой игре «Мамины помощники» (два раза)
Мы капустку рубим, рубим (дети имитируют движения ножа, ребром
ладони стучат по коленям,
Мы морковку трем, трем (пальцы сжаты в кулаки, кулачки трут друг об друга,
Мы капустку солим, солим (перебирают пальчиками, как будто солят,
Мы капусту жмем, жмем (с силой закрывают и раскрывают кулачки, как будто
что-то сжимают).
Учитель-логопед:
Ребята, предлагаю вам написать своим мама письмо. Но письмо не простое а звуковое. Я буду начинать предложение а вы по очереди его заканчивать. Вечером вы заберете домой эти письма, записанные на дисках и дадите прослушать своим мамам. Детей делят на 2 подгруппы (девочки-мальчики). 1 группа записывает письмо в группе, 2 – в логопедическом кабинете.
Добрый день, моя (варианты детей) мамочка.
Я давно хочу тебе сказать, что ты у меня самая (варианты детей).
Я не всегда бываю (варианты детей, но я всегда (варианты детей).
Я люблю тебя, потому что (варианты детей).
Всегда любящая (ий) тебя (дети называют свои имена)
Педагог:
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто ее огорчает —
А добрая мама прощает все это,
Красивая мама все это прощает.
Под грузом забот не сгибаясь,
Она выполняет свой долг терпеливо —
Красива по-своему каждая мама —
Любовью своей материнской красива.
На прошлом занятии вы рисовали портреты своих мам. Сегодня предлагаю вам украсить эти портреты (шляпкой, короной, цветком). Дети выполняют работу под музыку Ф. Шуберта «Ave Marie».
Воспитатель и учитель – логопед (каждый в своей подгруппе) подводят итоги занятия :
Дети, сегодня мы с вами искали ответ на вопрос «За что так почитают и любят матерей?». Так за что же? (ответы детей)
И вновь хочу сказать:
Все начинается с мамы
Дел и дорог будет в жизни немало.
Спросим себя: ну, а где их начало?
Вот он, ответ наш, правильный самый,
Все, чем живем, начинается с мамы!