Папки-передвижки

Конспект занятия «Врубель М. А.  — художественный образ и внутренний мир художника»

Сафаева Марина Николаевна
Конспект занятия «Врубель М. А.  — художественный образ и внутренний мир художника»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1.

Здравствуйте. Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим о русском художнике М. А. Врубеле и познакомимся с его творчеством.

Слайд 2

А сейчас мы с вами прослушаем фрагмент музыкального произведения (С. Рахманинов концерт для фортепиано с оркестром - отрывок)

Вы прослушали фрагмент… Подумайте, какие чувства, эмоции вызвала в вас эта музыка, что вы чувствовали в тот момент, когда слушали ее, что представляли себе в этот момент. Может мечтали о чем-то, или вспоминали о каком-то моменте в своей жизни.

А теперь подумайте, каким цветом можно изобразить ваши эмоции?.

Публикация «Конспект занятия „Врубель М, А,  — художественный образ и внутренний мир художника“» размещена в разделах

Слайд 3.

Перед вами листы с изображением цветка и цветные карандаши… раскрасьте рисунок в те цвета, которыми вы можете выразить свои эмоции, свои чувства, свое настроение, испытываемые вами при прослушивании музыки. Дети рисуют.

Хорошо. Все справились с заданием. Давайте посмотрим, какого цвета ваши чувства и эмоции…. Диалог с детьми.

Что вы себе представляли…. ответы детей.

Вот видите, какими разными могут быть наши представления о цвете эмоций и чувств. У каждого представление свое, индивидуальное.

Слайд 4.

Посмотрите на экран. Перед вами цветок. Похожий, на тот что у нас с вами. Внимательно посмотрите, какого он цвета… Ответы детей….

Как вы думаете, какие эмоции, чувства испытывал тот, кто его рисовал. Почему он выбрал именно эти цвета?. ответы детей.

Этот цветок фрагмент картины «Демон сидящий» художника М. А. Врубеля

Слайд 5.

Слайд 6.

А вот и вся картина… Посмотрите внимательно… Что вы видите… ответы детей

Опишите героя картины…

Слайд 7.

Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) – один из наиболее выдающихся художников России. Кроме живописи он занимался также скульптурой, графикой, создавал монументальные композиции и театральные декорации. Родился в г. Омске.

Отец Михаила Врубеля – офицер русской службы, поэтому ему с семьей приходилось часто менять место жительство.

С раннего детства мальчик занимался живописью. Уже в пять лет он учился в рисовальной школе, а в семь – в петербургской школе Общества поощрения художников. После окончания гимназии Врубель поступил в Петербургский университет, начал обучение в Академии художеств, где проучился четыре года. В 1884 году Врубель уезжает в Италию, где прожил 5 лет В 1889 году художник переезжает в Москву. Это время ознаменовывается для него началом наиболее продуктивного периода в творчестве.

Слайд 8.

Картина написана в оригинальном стиле Врубеля — она больше напоминает витраж или панно. Плоские мазки мастихином обеспечили эффект кристаллических граней. Это изображение демона — самое известное из демонов Врубеля.

Год написания картины: 1890. Размеры картины: 212,5 x 115 см. Материал: холст. Техника написания: масло. Жанр: литературная живопись. Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

В картине Демон сидящий юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. "Демон" Врубеля - соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир.

Далекая золотая заря загорается за колючими скалами. В багрово-сизом небе расцветают чудо-кристаллы неведомых цветов. Отблески заката мерцают в задумчивых глазах молодого гиганта. Юноша присел отдохнуть после страшного пути, его одолевают тяжкие мысли о надобности новых усилий и о верности избранной дороги. Тяжелые атлетические мышцы обнаженного торса, крепко сцепленные пальцы сильных рук застыли. Напряжены бугры лба, вопросительно подняты брови, горько опущены углы рта. Поражающее сочетание мощи и бессилия. Воли и безволия. Весь холст пронизан хаосом тоски, горечью неосуществленных сновидений.

Но Врубель не был бы самим собою, если бы в этой огромной картине не было второго плана. Ведь ни непомерные по мощи объемы торса, ни вздутые в страшном напряжении мышцы рук, ни саженный разлет плеч - ничто не может скрыть бессилия, тоски, горечи юного титана. "Куда идешь ты?"

Сидящий демон действительно молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» — каменные цветы, каменные облака — символизирует это чувство отторгнутости, чуждости: «Природы жаркие объятья навек остыли для меня». Но нет ни вызова, ни ненависти — только глубокая, глубокая печаль.

Слайд 9-10

Перед вами поэтические произведения. Прочитайте их. Выберете то из них, которое созвучно вашему восприятию героя картины М. А. Врубеля. Обоснуйте свой выбор. … Диалог с детьми

Слайд 11.

Посмотрите на экран. Это произведение еще одного известного русского художника Крамского. Здесь вы видите….кого?

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Линия горизонта проходит довольно низко, разделяя картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. В результате фигура Христа, одетого в красный хитон и тёмно-синий плащ-гиматий, господствует над пространством картины, однако пребывает в гармонии с окружающим суровым ландшафтом. В одинокой фигуре, изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Руки Христа (фрагмент картины)

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность образа Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя]. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино». Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням.

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить. Христос у Крамского показан высоконравственным, но всё же вполне земным человеком Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Для его построения художник использовал приглушённую цветовую гамму, составленную из серых, серебристых и лиловых цветов. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни».

Слайд 12

Давайте сравним два образа….

Слайд 13

«Демон Поверженный» – это картина 1901 года, выполнена на холсте маслом.

Демон низвергнут в ущелье. Его руки и тело стали беспомощными, крылья разметались. Крыльями демон окружен, как костром. Они сверкают и переливаются. Мыслью художника здесь была – это вечность и нетленность павлина. Не только красота этой птицы привлекла художника.

Фон картины – это горная местность в закате. Главный герой получился стесненным и зажатым. Картина получилась в стиле Врубеля, с исполнением кристаллических граней. Такие грани художник выполнял благодаря плоским мазкам, выполненным мастихином.

В работе над полотном, Врубель добавлял в краску бронзовый порошок. Это придавало ему блеска. Но со временем этот порошок темнел, и сейчас картина выглядит совсем не так, как тогда. Тогда полотно выглядело не так, как лучшие работы Врубеля. Этой работе не хватало оттенков и насыщенности, переходов от одного цвета к другому. Из-за техники, которую использовал Врубель в этой работе, полотно представляет собой не столько художественный смысл. Это работа, воплощает идею падения человека, сгорания его характера.

До этой работы, до поверженного демона, был сильный и крепкий (сидящий). Но сейчас его руки стали бессильными, они заломлены. Вокруг демона темный мрак. В картине преобладают золотой, синий, голубой, лиловый и розовый – это любимые цвета Врубеля.

Скорее всего, задумкой художника была мысль о невозможности победить демона, о его гордости. Но в итоге получился сломленный и поверженный демон, слабый в своем исполнении.

Врубелю не удалось воплотить свою идею, получился сломленный образ, слабый и безумный.

«Демон Поверженный» Врубель начал писать в 1901 году, в то же время, когда были в работе и другие демоны. Закончена работа в этом же году. В декабре эта работа была выставлена на выставке как незаконченная. Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

«Демон поверженный» – потерпевший крушение, но несломленный и не убитый: разбитое тело, жалкая и страшная гримаса потемневшего лица на фоне рассыпанных по скалам сказочных павлиньих перьев. В каждом изгибе сломанного тела и в каждой складке величественных неприступных гор слышаться мощные ‘торжественные аккорды только что отзвучавшей битвы.

– Демон – это душа. Душа и Тело. Прекрасное тело для прекрасной жизни. Все остальное это фон. Какой неожиданный холст! Вы видите два больших синих глаза. Вы видите лучшее лицо в мире, какого не было еще не в жизни, ни в искусстве.

Слайд 14

Вдохновение для многих своих работ Михаил Врубель черпал в национальном русском фольклоре, былинах, эпосе, но не слепо переводил их на холст, а творчески обрабатывал, создавая свой самобытный мир, полный художественных особенностей, придавая героям черты, близкие художнику. Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни, известная певица Надежда Забела. После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе.

Слайд 15.

Попытка изобразить музыкальность образа увенчалась успехом : мерцание и переливы невесомых красок, игра серых и розовых полутонов заставляют полотно «звучать». Волшебное сияние драгоценностей, блики зари создают поистине сказочную атмосферу, помогающую донести до зрителя обаяние народной легенды.

Врубель изобразил Царевну-Лебедь со спины, обернувшись, она смотрит на зрителя печальными, полными загадочной грусти глазами. Едва приподняты брови, сжаты губы, создается ощущение какой-то недосказанности, загадки. Картина словно является окном в волшебный мир, где волшебная то ли девушка, то ли птица плывет к неведомым берегам. Солнце отблесками лучей играет на ее белых перьях, разбиваясь радугой.

В оригинальной сказке Пушкина образ Царевны-Лебеди светлый и позитивный, но Врубель, взглянув на нее сквозь призму своего видения мира, изменил настроение этого образа. В работе Врубеля он, скорее, тревожный, предостерегающий; дева не приближается, а, наоборот, уходит, скрывается из виду, обернувшись словно в последний раз.

Год написания картины: 1900. Размеры картины: 142,5 x 93,5 см. Материал: холст. Техника написания: масло. Жанр: литературная живопись. Стиль: символизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Слайд 16

Шестикрылый Серафим - Михаил Врубель. 1904. Холст, масло. 131х155

Во время создания этой пронзительной и удивительно совершенной работы художник был уже безнадежно болен. Картина навеяна не только известным стихотворением Пушкина, но и тяжелыми, сложными и откровенно безумными сновидениями. Многие искусствоведы считают, что именно эта работа мастера стала вершиной его многогранного творчества.

Прямо на зрителя смотрит посланник Божий, исполнитель его воли. Меч поднят, горящая лампада символизирует Божье присутствие. Взгляд Серафима тверд, беспристрастен и пуст. Он лишь исполнитель Высшей воли. Его воля отсутствует как таковая, он служит Создателю.

Сложная техника, колорит и эффект внутреннего света - все вместе создает ощущение, что перед нами витраж, освещенный извне.

Слайд 17.

Врубель был на пике славы, он создавал свои лучшие работы, когда в 1901 году дало о себе знать душевное расстройство. У художника начались слуховые галлюцинации и бред, кто-то невидимый убеждал его в том, что он бездарность и ничтожество. Врубель считал себя достойным наказания за то, что посмел изображать и Демона, и Христа. Но во время прояснений рассудка он продолжал работать.

Тема демонов не единственная в творчестве Врубеля. Посмотрите на экран Жемчужина - Михаил Врубель. 1904. Картон, пастель, гуашь, уголь. 35х43,7

Что мы здесь видим?

В небольшой картине можно увидеть и море, и ночное небо, и загадочную манящую бесконечность. На первый взгляд случайные пятна в какой-то момент превращаются в фантастических существ, парящих над бушующими волнами.

Две женские фигуры - как античные богини - спокойно наблюдают за публикой из мира бессмертных. Под их взглядом зритель начинает чувствовать себя неуютно. Возникает ощущение присутствия чего-то непознаваемого. Взгляд скользит в центр картины, подчиняясь линии и ритму работы. Сочетание оттенков черного и белого цветов, вкрапления голубого, синего, лилового, желтого, зеленого - создают эффект перламутрового перелива. Эффект настолько сильный, что многие зрители меняют угол взгляда на работу, ожидая изменения порядка цветов.

Слайд 18.

Сегодня мы с вами познакомились с творчеством А. А. Врубеля. Что в нашем занятии понравилось больше всего?

Что показалось самым интересным?

Что нового вы узнали?

Наше занятие окончено, надеюсь вам оно понравилось.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Здоровый образ жизни» для дошкольниковКонспект занятия «Здоровый образ жизни» для дошкольников Тема: «Здоровый образ жизни» Цель: Формировать представление о здоровье человека и здоровом образе жизни; Задачи: - Сформировать представление.

Художественный салон в Ростове-на-ДонуХудожественный салон в Ростове-на-Дону «АРТ – Ростов»Сегодня, дорогие коллеги и друзья, я хочу рассказать вам об очень интересном событии, выставке – продаже предметов искусства.

Конспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Урок гнома-художника» в ДОУКонспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Урок гнома-художника» в ДОУ Конспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Урок гнома-художника» Занятие проводится в рамках проекта «Школа искусств.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с профессией художника» в средней группе Программное содержание: Познакомить детей с профессией художника; Способствовать развитию внимания, творческих способностей; Совершенствовать.

Конспект НОД «В мастерской художника»Конспект НОД «В мастерской художника» b]Конспект НОД: «В мастерской художника».[/b] ОО «Познавательное развитие». Цель: - Формирование у детей системных представлений о профессии.

Конспект занятия «Мы за здоровый образ жизни» для детей с ОВЗ 12–17 летКонспект занятия «Мы за здоровый образ жизни» для детей с ОВЗ 12–17 лет Цель: закрепление у детей знаний о здоровом образе жизни, формирование устойчивого желания постоянно укреплять свое здоровье. Задачи:.

План-конспект тематического мероприятия «День художника»План-конспект тематического мероприятия «День художника» Вводная часть Художники, демонстрируя презентацию, рассказывают о своём творчестве, о видах живописи. Уточняют качества, которые помогают.

План-конспект занятия по рисованию «Кораблик. Знакомая форма — новый образ» в младшей группеПлан-конспект занятия по рисованию «Кораблик. Знакомая форма — новый образ» в младшей группе Тема: «Кораблик. Знакомая форма – новый образ» Цель: Развивать творческие способности детей в изобразительной деятельности; умение преобразовывать.

Презентация «Скоро Пасха. Наш внутренний голос» для детей, подростков и их родителей ВАЖНЫЙ СОВЕТЧИК Девочка спросила у батюшки: – А что такое совесть? Когда папа на меня сердится, он говорит, что я не имею совести. А может,.

Экскурсия в историко-художественный музей старшей группыЭкскурсия в историко-художественный музей старшей группы Знакомство с художественной частью музея, представленной работами известных мастеров изобразительного искусства. Коллекции демонстрируют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Врубель М. А.  — художественный образ и внутренний мир художника»
Опубликовано: 17 октября 2023 в 11:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Врубель М. А.  — художественный образ и внутренний мир художника»» (включая файлы) размещена пользователем Сафаева Марина Николаевна (УИ 1693745) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД