Нина Жидкова
Возрастные нормативы речевого развития детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
». Что же входит в речевое развитие дошкольников? Речь состоит из различных компонентов – это ЗКР, словарный запас, лексико-грамматические категории, связная речь.
ЗКР (звуковая культура речи).
Звукопроизношение детей данного возраста совершенствуется :
- исчезает смягченное произношение согласных (шапка-сяпка);
- многие звуки произносятся более четко и правильно;
- исчезает замена шипящих звуков свистящими (зук-жук, суба-шуба).
Публикация «Возрастные нормативы речевого развития детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Но произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть недостаточно сформированным: шипящие звуки произносятся нечетко и не все дети умеют произносить звуки Л и Р.
Наша речь связана с движениями артикуляционного аппарата. И если мышцы языка, губ, щек недостаточно подвижные, слабые (парезы, то возникают нарушения в звукопроизношении. В формировании правильного положения органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика. Она необходима для четкой артикуляции звуков.
Детям 2-4 лет арт. г. поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет арт. г. поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки в потоке окружающей речи и в собственной. Мы говорим словами. А слова состоят из звуков. Необходимо определять первые звуки в словах. Например, в слове Аня какой первый звук? Первую букву мы произносим протяжно, длительно, выделяем голосом и показывая этим ребенку, что именно это является звуком. Далее знакомим ребенка с другими гласными звуками, находящимися в начале слова. (Оля, Ира, ухо, эскимо).
Фонематическое восприятие – это умственные действия по анализу и синтезу звуков в слогах, словах, предложений.
Словарный запас (лексика)
К четырем годам активный словарь ребенка достигает 2000 слов.
- употребляют существительные, обозначающие профессии, глаголы, обозначающие трудовые действия, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные наречия, предлоги;
- определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, около, между, рядом, время суток, настроение людей;
- употребляют обобщающие слова (яблоко, груша, апельсин – фрукты, называют детенышей животных, знают противоположные слова (антонимы).
Лексико-грамматические категории
Дети 4х лет пользуются более усложненной, распространенной фразой;
- употребляют грамматически правильные формы слов.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ – называем слова в ед. и мн. числах (стол - столы – много столов, шапка - шапки, много шапок и т. д.)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – образуем новые слова в уменьшительной и увеличительной форме (дом – домик – домище, мяч – мячик – мячище).
СОГЛАСОВАНИЕ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ
Считаем предметы, н-р один кот, два кота, пять котов; одна кукла, две куклы, пять кукол и т. д.
ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВ ПО ПАДЕЖАМ
Это лиса. Вот она убежала в лес. Нет кого? Лисы.
Вот лиса прибежала обратно. Я дала корм кому? Лисе.
Вижу кого? Лису
Я довольна кем? Лисой
Говорю о ком? О лисе.
Учимся четко проговаривать окончания слов.
Связная речь
- Речь становится более связной и последовательной;
- составляют небольшие рассказы о предмете, игрушке, по сюжетной картине;
- пересказывают хорошо известные сказки, рассказы;
- поддерживают беседу: задают вопросы и отвечают на поставленные вопросы;
- совершенствуется диалогическая речь.
Вопросы родителей по теме собрания.
В заключении, уважаемые родители для закрепления данного материала, я предлагаю взять памятки. Здесь представленные словесные игры и артикуляционные упражнения можно легко использовать дома.
Желаю вам и вашим детям успехов по овладению родным языком, терпения вам.