Папки-передвижки

Возрастные кризисы дошкольного детства: симптомы, индивидуальные особенности проявлений

Светлана Коробкова
Возрастные кризисы дошкольного детства: симптомы, индивидуальные особенности проявлений
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире возрастные кризисы дошкольного детства имеют большое значение, так как именно в это время закладываются интеллектуальные задатки, моральные и поведенческие основы личности. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма : увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность.

Проблема заключается в том, чтобы определить предпосылки для развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка.

Цель: распространить педагогический опыт среди воспитателей.

Темочки:

Задачи:

- изучить возрастные кризисы, особенности их проявления на каждом возрастном этапе.

В отечественной психологии термин "возрастные кризисы" введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Л. С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных. новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Но Л. С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее не диалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве.

Л. И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего психологического развития ребенка в соответствующий период, не остается нейтральным по отношению к дальнейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это и дает право рассматривать кризисы в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности, анализ которых позволит вскрыть психологическую сущность этого процесса. Проблемы кризисов широко разрабатывались российскими и отечественными психологами: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Бенедиктов Б. А. и др. ; а также зарубежными авторами: Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Колберг и др.

Понятие кризиса, кризисы дошкольного детства

В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:

- младенческий - с рождения до одного года;

- раннее детство - от года до трёх;

- дошкольное детство - от трёх лет до семи.

Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития. Возрастные кризисы детей - проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию. Соответственно вышеописанным периодам в жизни ребёнка, Л. С. Выгодский выделил следующие возрастные кризисы детей :

-кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

-кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;

-кризис трёх лет - переход к дошкольному возрасту;

-кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.

Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко выражает.

Избежать перечисленных этапов невозможно, но каждый проживает свой кризис по-разному. Остановимся более подробно на каждом из них.

2. Кризис 3 лет : симптомы и индивидуальные особенности

Внимание к кризису трех лет является, с нашей точки зрения, вполне обоснованным. Так, являясь нижней границей дошкольного возраста, именно этот период развития во многом определяет психологическую готовность детей к обучению в школе (то есть верхнюю границу дошкольного возраста). В то же время, если кризис семи лет являлся предметом многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, кризис трех лет сравнительно мало изучен. Помимо этого, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, некоторые данные о кризисе трех лет, полученные в разных исследованиях мало согласуются друг с другом. До сих пор остаются неразработанными критерии, свидетельствующие о наступлении критического возраста, а отсюда недостаточно четко определяются сроки, когда ребенок вступает и выходит из кризиса трех лет. Называемые возрастные рамки кризиса до сих пор являются условными и, по выражению Л. С. Выготского, скорее "паспортными", чем реальными. Однако можно выделить ряд основных симптомов кризиса трех лет.

Негативизм. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Он вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Негативизм всегда социально окрашен, т. к. он обращен к взрослому.

Кроме того, ребенок всегда поступает наперекор своему собственному желанию. Упрямство в поведении. Если негативизм следует отличать от непослушания, то упрямство следует различать с настойчивостью. Упрямство - это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связал себя первоначальным решением - «он так сказал». По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

Строптивость. Иногда этот возраст так и называют – возраст строптивости. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни. Своеволие, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в тенденции к самостоятельности. Этот момент всегда следует иметь в виду, когда мы слышим знаменитое - «Я сам!» Он действительно хочет все сделать сам и подавить эту тенденцию, значит, обречь его на вечную зависимость - сначала от папы с мамой, затем от сверстников и всех других. Подавить эту тенденцию, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях. Протест - бунт. Все в поведении ребенка в ряде случаев начинает носить протестующий характер, чего раньше не было. Его поведение приобретает черты протеста, словно он воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями становятся обычным делом. С этим связан и следующий симптом. Обесценивание. Например, ребенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться. Ребенок старается обесценить буквально все: от игрушек, с которыми он играл до родителей, которые его воспитывают. Стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Ребенку должны достать все, что он требует; есть он будет то, что он хочет. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими, он все время стремится вернуться к тому состоянию, когда каждое его желание исполнялось. В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен ревностью по отношению к младшим или старшим.

Если резюмировать эти симптомы, приводимые Л. С. Выготским для характеристики кризиса трех лет, то можно утверждать, что они выступают как бунт, как протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. В периодизации психического развития, предложенной Л. С. Выготским, основным является понятие возрастных психологических новообразований, которые, с одной стороны, определяют весь ход психического развития ребенка, а с другой - обеспечивают специфику развития на каждом возрастном этапе. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предшествующие периоды, перестраивается и изменяется самый ход развития. Таким образом, развитие ребенка и есть не что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности. Изучить детское развитие, значит изучить переход ребенка от одной возрастной ступени к другой и изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных социально-исторических условиях.

Становление психологических новообразований свидетельствует о полноценном психическом развитии ребенка на конкретном возрастном этапе, завершающимся кризисным периодом. По мысли Л. С. Выготского, новообразования критических периодов развития отличаются от новообразований стабильных тем, что они носят переходный характер. Это значит, что в последующем они не сохраняются как таковые в том виде, в каком возникают в критический период. Они отмирают, поглощаясь новообразованиями следующего стабильного возраста, входя в их состав, как подчиненные инстанции. Вместе с тем, как показывают данные возрастной психологии, выход из кризиса знаменуется тем, что "аффективно-силовое противостояние" сменяется положительными эмоциями н конструктивным общением ребенка со взрослым. Психологические механизмы этих изменений следует искать в особенностях общения ребенка с окружающими.

Так, в исследовании Е. Е. Кравцовой было показано, что новообразование кризиса трех лет, также связаны с новыми формами общения, складывающимися и развивающимися на рубеже раннего и дошкольного возрастов. При этом необходимо иметь в виду два важных обстоятельства. Первое из них касается соотношения общения и деятельности детей. Так, согласно данным современной психологии развития в младенчестве ведущей деятельностью ребенка является интимно-личностное, эмоциональное общение. При этом, как настаивает, например, М. И. Лисина, это общение выступает в качестве особой деятельности. В раннем возрасте общение сменяется предметно-манипулятивной деятельностью, однако при этом, эта деятельность развивается и формируется внутри общения. Ярким примером этого служит исследование Д. Б. Эльконина, который показал, что овладение предметными действиями подчинено особенностям общения ребенка со взрослым. Есть основания предполагать, что кризис трех лет создает основу для того, чтобы эта тесная и непосредственная связь общения и деятельности получила новое воплощение. Так у ребенка-дошкольника можно обнаружить как общение, так и предметную деятельность. При этом, как и на предыдущих этапах деятельность тесно вплетена в ткань общения, а общение непосредственно связано с предметной деятельностью. Вместе с тем, у ребенка, прошедшего кризис трех лет появляется способность самостоятельных деятельности и общения, где вторая их составляющая (соответственно общение и деятельность) могут быть представлены в идеальном плане, отсрочены во времени и т. п. Второе обстоятельство касается соотношения новообразования кризиса трех лет и новообразования дошкольного возраста.

При этом необходимо иметь в виду данные Г. Б. Яскевич, которая показала, что "застревание" детей на новообразовании кризиса семи лет, ведет к особому искажению психического развития и требует построения специальной коррекционной работы. В этом контексте особую ценность приобретает задача изучения влияния новых форм общения ребенка, возникающих на рубеже раннего и дошкольного возрастов с воображением, получающем статус новообразования в дошкольном возрасте. Анализ наблюдений за поведением и деятельностью детей при переходе от раннего к дошкольному возрасту позволяет говорить, что центральным психологическим новообразованием кризиса трех лет является осознание ребенком себя в качестве отдельного субъекта. При этом центральное место в этом процессе связано с осознанием себя субъектом общения. Именно это и позволяет ребенку выделять себя в качестве субъекта деятельности, воспринимать себя как некую систему, приобретать способность к самоутверждению и чувствовать гордость за достижения.

Таким образом, кризис трех лет является важнейшим периодом в дошкольном детстве. Успешное переживание данного кризиса во многом определяет дальнейшее развитие ребенка. Новообразованием данного переходного этапа является осознание себя в качестве отдельного субъекта.

3. Кризис семи лет : симптомы и индивидуальные особенности проявлений

Кризис семи лет был описан в литературе раньше других и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но и еще не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.

Негативная симптоматика кризиса свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности : нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Такое поведение вызывает не улыбку, а скорее осуждение со стороны взрослых. По мнению Выготского Л. С., такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об "утрате детской непосредственности". Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т. е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка условно можно описать схемой: "захотел-сделал". Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же как "внутри", его поведение понятно и легко "читается" окружающими.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поведение интеллектуального момента. Его поведение становится осознанным и может быть описано схемой: "захотел - осознал - сделал". Осознание включается во все сферы деятельности дошкольника : он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т. д. Но следует заметить, что возможности осознания ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены по сравнению с взрослым человеком.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение занимает он среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желание. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Прежде всего, это проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе - большие, а в детском саду только малыши", а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности, стать помощником в семье. Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу наблюдались симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся.

В последние годы отмечается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика кризиса проявляется уже к 5,5 годам, поэтому сейчас чаще говорят о кризисе 6-7 лет. Существует несколько причин, определяющих более раннее наступление кризиса.

Во-первых, изменения социально-экономических и культурных условий в жизни общества в последние годы привели к изменению нормативного обобщенного образа ребенка шести лет, и, следовательно, изменилась система требований, предъявляемых к детям этого возраста. Если еще недавно к шестилетке относились как к дошкольнику, то теперь на него смотрят как на будущего школьника. От шестилетнего ребенка требуют умения выполнять правила и нормы, более приемлемые в школе, чем в дошкольном учреждении. Его активно обучают знаниям и умениям школьного характера, сами занятия в детском саду нередко приобретают форму урока. Большинство учащихся первых классов к моменту поступления в школу уже умеют читать, считать, имеют обширные знания в различных областях жизни.

Во-вторых, многочисленные экспериментальные исследования показывают, что познавательные возможности современных шестилетних детей превосходят соответствующие показатели их сверстников 60-70-х годов. Ускорение темпа психического развития является одним из факторов смещения границ кризис семи лет на более ранние сроки.

В - третьих, старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в работе физиологических систем организма. Его не случайно называют возрастом смены молочных зубов, возрастом "вытягивания в длину". В последние годы наблюдается более раннее созревание основных физиологических систем организма ребенка. Это также сказывается на раннем проявлении симптомов кризиса семи лет.

Таким образом, переходный возраст оказался в современных условиях растянутым от 5,5 до 7,5 - 8 лет, а его протекание становится более острым (это отмечают воспитатели и учителя, работающие с детьми 6-8 лет). Независимо от характера протекания кризиса, проявление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности. Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.

Заключение

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии человека. Именно в это время закладываются интеллектуальные задатки, моральные и поведенческие основы личности. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма : увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Толчком к развитию личности ребенка и переходу его на новый этап развития является возрастной кризис.

Л. И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу.

Психологи говорят о нескольких основных кризисах раннего детского возраста : кризис 1 года, 3 лет, 7 лет. Однако некоторые родители недоумевают: "Да что это за кризисы! Дисциплину надо держать покрепче, тогда и никаких кризисов не будет. Вот меня, бывало, в детстве в угол поставят, и все кризисы как рукой сняло". Однако думается, не так все просто и однозначно в нашей жизни.

Изучив возрастные кризисы, особенности их проявления на каждом возрастном этапе, пришли к выводу, что моменты детских кризисов оказываются практически всегда болезненными для окружающих ребенка людей: ведь малыш становится капризен, своенравен, неуправляем, плаксив. Однако не стоит забывать, что ребенок страдает от этого ничуть не меньше, а возможно, и значительно больше взрослых. Он нацелен быть хорошим, радовать родителей, а внутри него происходит нечто, что он не может ни осознать, ни контролировать.

Кризис 1 года связан с серьезной перестройкой физиологии малыша. Еще вчера он был полностью в нашей власти, однако к году он уже начинает ходить, уже может дотянуться, дойти до множества недоступных ранее мест и предметов. Учеными доказано, что мозг ребенка за этот период времени осваивает столько материала, сколько взрослый человек мог бы освоить не менее чем за 60 лет. Каждая минута первых трех лет жизни на вес золота в плане обучения и познания.

Кризис 3 лет. Малыш все еще продолжает активно исследовать окружающий мир, но большой и важной его частью становятся социальные контакты. А с ними непросто разобраться. Почему только что мама смеялась над моей смешно состроенной рожицей, но в пятый раз то же действие вызвало не улыбку, а раздражение? Почему в песочнице один ребенок дал мне лопатку, а другой не дал, а третий еще и отобрал мою?

Каждый контакт уникален и не всегда понятен ребенку. Уже есть возможность что-то делать самому. Это окрыляет, но не все получается - вот ведь несправедливость! Как разобраться и не утонуть в открывающемся многообразии окружающего мира, а ведь в данный период ребенок начинает ощущать его как хаос. Это происходит в силу того, что опыт уже накоплен, но еще не систематизирован. А дальше начинают работу природные инстинкты. То, что непонятно - пугает, а то, что пугает, вызывает агрессию как защитную модель поведения. Тут-то мы и можем помочь ребенку: научиться анализировать окружающий мир, разбираться в особенностях взаимодействия с другими людьми, понимать собственные эмоции, а значит, уметь регулировать их. Обсуждайте с ребенком события, которые значимы для него, говорите об эмоциях, спрашивайте, что чувствовал малыш в тот или иной момент.

Таким образом, кризис трех лет является важнейшим периодом в дошкольном детстве. Успешное переживание данного кризиса во многом определяет дальнейшее развитие ребенка. Новообразованием данного переходного этапа является осознание себя в качестве отдельного субъекта.

Кризис 6-7 лет не случаен. Он происходит в очень значимый момент в жизни ребенка: малыш становится первоклассником. Для ребенка, пришедшего в школу, жизнь в одночасье изменилась. Вот прошел первый эмоциональный подъем, связанный с первым сентября и значимостью новой роли, которую получил ребенок в семье. Однако теперь оказывается, что школа - это не только новенький ранец, яркие учебники и красивая форма. Нужно жить по строгому режиму, выполнять уроки, нести постоянную ответственность за свои успехи и неуспехи. К этому прибавляются и социальные сложности. Ребенок вынужден не только полностью перестроить собственную жизнь, но и переоценить себя заново, найти свое место в новой социальной системе. Тут от нас, взрослых, опять понадобится терпение, понимание и поддержка. Только тогда наши дети смогут идти по этапам своего роста бесстрашно, проходя их активно и с пользой, когда будут ощущать наши понимание, поддержку и внимание. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

Каждый ребенок в разной степени подвержен возрастным кризисам. Это дает ему возможность нормально развиваться. Важно вовремя распознать этот период и приложить максимум усилий, чтобы облегчить психологическое состояние ребенка.

Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:

-Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.

-Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.

-Не наказывайте физически.

-Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в

перепалки.

-Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.

-Не идите на поводу.

-Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.

-Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.

-Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна

быть единой.

-Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.

Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не

накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с

минимальными потерями.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные кризисы дошкольного детства: симптомы, индивидуальные особенности проявлений
Опубликовано: 30 октября 2024 в 17:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные кризисы дошкольного детства: симптомы, индивидуальные особенности проявлений» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Коробкова (УИ 3224935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД