Гаяне Чилингарян
Экспериментирование в средней группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздух-невидимка». Экспериментирование в группе «Солнышко»
Подготовила: Чилингарян Г. С.
Воздух – невидимка.
Цель:
Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.
Формирование представления о свойствах воздуха и степени его важности в жизни человека и всего живого на земле
Задачи:
— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
— подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
Публикация «Экспериментирование в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
— дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
— способствовать формированию у детей познавательного интереса;
— обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Развивающие:
— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
— память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
— воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Оборудование:
Воздушные шарики, трубочки, таз с водой, мыльные пузыри, пакеты полиэтиленовые, стаканчики, таз с водой, вертушка.
Предварительная работа: игра «пузырь», эксперименты с мыльной пеной, игры с мыльными пузырями и воздушными шарам, дыхательная гимнастика.
Ход занятия:
Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Сегодня утром я подхожу к детскому саду, смотрю на калитку и не пойму, что происходит калитка то откроется, то закроется. Ребята как вы думаете кто ее открывал?
Дети: ветер.
Воспитатель : А что такое ветер?
Дети:
Воспитатель: Ветер-это движение воздуха. А как вы думаете что такое воздух?
Дети:
Воспитатель: Правильно -это то, чем мы с вами дышим. Вот сейчас мы поиграем с вами в игру «Дышит или не дышит». Я буду называть предметы или явления если они дышат то вы хлопаете в ладоши, если нет, то сидите тихо. Готовы?
Дети:
Воспитатель : ( перечисляет: дерево, окно, люди, животные)
Молодцы, ребята, все были внимательны. А это как вы думаете в помещении детского есть воздух? Чтоб это увидеть и доказать мы превратимся в учёных и отправимся в лабораторию. Ребята а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: лаборатория-это помещение где работают учёные которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ни чего не трогать и находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы по вернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся.
Ребята, как вы думаете воздух мы с вами видим?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: если мы его не видим, значит он какой?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: правильно, невидимый, прозрачный. Воздух всегда вокруг нас, чтоб его увидеть надо его поймать.
Опыт 1
Воспитатель: Не грусти, синий шарик, сейчас я тебя надую. (Надувает синий шарик)
Воспитатель: Как вы думаете, что теперь внутри шарика?
Дети: воздух.
Воспитатель: Конечно воздух!
Воспитатель:А где же мы берем воздух, когда вдыхаем?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Воздух всюду, он вокруг нас. А вы его видите или нет?
Дети: Нет.
Опыт 2
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух, только мы его не видим. Он невидимый. (Дима, скажи какой воздух. Анюта) Как же мы узнаем, что вокруг нас есть воздух? Сейчас я возьму прозрачный пакет и наберу в него воздух. (Показывает эксперимент детям).
Воспитатель: Что у меня в пакете?
Ответы детей.
Опыт 3
Мы можем почувствовать воздух. Я возьму лист бумаги и помашу им. Что вы чувствуете?
Ответы детей: (ветерок, холодно).
Воспитатель: Воздух невидимый, но мы его почувствовали.
С воздухом можно поиграть. Я возьму шарик, надую его воздухом, а теперь опущу шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожму пальчики. Ой, что это появляется в воде?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Откуда они берутся?
Версии детей.
Воспитатель: Из шарика в воду выходит воздух.
Опыт 4
Воспитатель: Ребята, смотрите! Здесь стакан с водой и трубочка. А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть в трубочку. Что вы увидели в воде?
Дети: пузырьки, воздух.
Воспитатель: Подойдите к стаканчикам с водой, возьмите трубочки в рот. Вдохните воздух через носик выдохните в трубочку.
Дети выполняют задание, воспитатель следит, чтобы дети делали выдох в воду.
Что вы увидели в воде?
Дети: пузырьки, воздух.
Воспитатель: Правильно, пузырьки – это воздух, который мы выдыхаем.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы (руки верх,наклоны вперед назад)
Вправо- влево, влево- вправо
Клонятся цветы и травы (руки на поясе и наклоны)
А теперь давайте вместе
Мы закружимся на месте (кружение)
Раз два раз два (хлопки)
Вот и кончилась игра.
Опыт 5
Опустив коктельные трубочки в мыльный раствор, и выдохнув через нее воздух, Вместе с педагогом дети делают вывод о том, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуются пузыри. Дети познакомились с происхождением мыльных пузырей и научились пускать их. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя, а значит воздух внутри нас. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.
Опыт 6
Ветер есть не всегда, если мы вертушку вынесем на улицу в ветряную погоду, то она закрутится. Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветра. Это можно проверить, если с силой дунуть на вертушку. Предложив детям сделать ветер, вертушка закрутилась.
Воспитатель: а теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Встанем потихонечку.
Вокруг себя обернемся,
немного пройдёмся
и в детский сад вернёмся.
Вывод: Давайте вспомним,что мы сегодня узнали. Мы узнали, что вокруг нас есть воздух, мы им дышим, но не видим его. Он невидимый.
Теперь можно поиграть с шариками.