Приложение МААМ

Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре

Наталия Гринина
Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре

С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза…

Публикация «Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре» размещена в разделах

Солома как материал для изготовления изделий различного назначения известна с древнейших времен. В повседневной жизни солома находила самое различное применение. Ее применяли для изготовления прочных и легких вещей: мебели, сумок, корзинок, ковриков, шляп, игрушек. Солома присутствовала в качестве культового предмета. Из нее плели фигурки-обереги, использовали в земледельческих обрядах. Не только в прошлом, но и в наше время человек охотно использует соломку для изготовления различных вещей, сувениров и особенно для украшения изделий.

Неповторимый блеск соломки, ее пластические свойства и возможности и в настоящее время привлекают внимание мастеров. В работах используют наружную глянцевую поверхность соломки. Соломенные полоски самых различных оттенков и тональностей оживают в руках мастера. Простой пучок соломки превращается в сверкающую золотом витую плетеную шкатулку, фантастического петуха или поражающее воображение декоративное панно. Образы зверей и птиц, пейзажи, геометрические и растительные орнаменты – соломка практически не ограничивает возможности художественного замысла. Традиционно существует 3 основных направления работы с соломкой: плетение, инкрустация, аппликация. Для декорирования применяется соломка натурального цвета и окрашенная в различные цвета.

Интерес к художественной обработке такого широко распространенного материала, как соломка, не подвержен влиянию моды. Современные направления работы с соломкой продолжают постоянно развиваться. В связи с этим Сверидченко Н. В. была разработана авторско-составительская программа «Солнечные узоры».

Её педагогическая инициатива: «Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре».

Спецификой программы «Солнечные узоры» является то, что она помогает сохранить традицию, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного. Программа содержит расширенный объем информации и практических навыков, позволяющих изготовить множество вариантов разнообразных изделий, который отличает ее от типовых и уже существующих программ.

Актуальность данной программы заключается в том, что в ней систематизированы и сведены воедино наиболее распространенные и доступные приемы обработки соломки и процессы создания из этого природного материала разнообразных декоративных изделий, поражающих даже самых требовательных эстетов своей красотой.

Цель программы.

Приобщение обучающихся к народным традициям в декоративно-прикладном искусстве.

Задачи:

- помочь обучающимся овладеть различным видам обработки соломки и других природных материалов;

- сформировать специальные умения и навыки подготовки растительного материала для создания декоративных изделий;

- развить интерес к изучению народных традиций, художественных ремесел, исторического прошлого своей Родины, творчества художников и поэтов, архитектуры России;

- развить творческие способности обучающихся;

- сформировать знания о многообразии мира природы, навыки бережного отношения к природным богатствам;

- воспитать чувство уважения к членам коллектива посредством совместной творческой деятельности.

Образовательная программа «Солнечные узоры» включает в себя несколькоосновных тем:

- декоративная скульптура;

- плетеные изделия;

- декоративное панно и композиция (аппликация);

- изделия, инкрустированные соломкой;

- объемные композиции (цветы, многослойная аппликация, аппликация из цельной соломки).

Построение программы идет по принципу усложнения. В течение курса обучения каждый год идет возврат к этим темам, но вместе с тем задания расширяются и усложняются, совершенствуются навыки и умения. Содержание тем подобрано таким образом, что на всех этапах обучение носит и познавательный, и творческий характер. В этом и состоит новизна данной программы.

При реализации программы проводятся занятия следующих видов: учебные (теоретические и практические, контрольные (подготовка и проведениевыставок). Используются индивидуальные и групповые формыработы.

Теоретический материал включает в себя ознакомление с народными художественными промыслами России, с историей возникновения и развития соломоплетения, аппликации, основами композиции, цветоведения и материаловедения для художественных работ, знание технологий различных видов художественной обработки соломки.

Практический материал направлен на овладение основными приёмами обработки соломки и технологиями создания декоративных изделий из неё, работе с инструментами, необходимыми для этого.

Практические работы обучающихся могут быть учебными и творческими. 1-ый, 2-ой годы обучения учебная работа может выполняться по готовому образцу-изделию. При ее выполнении обучающиеся изучают технологический процесс изготовления и сборки изделия в единое целое. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося в конструктивном, художественном и творческом исполнении. В 3-4-м годах обучения увеличивается количество самостоятельной работы, меняется и форма занятий: защита творческих проектов, занятия – эксперименты. Курс обучения планируется с расчетом на самостоятельную работу обучающихся.

Результативность программы измеряется начальными, промежуточными иконечными срезами знаний, умений и навыков на основе психолого-педагогического диагностирования.

Отчёт о работе объединения проводится в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, праздников, массовых мероприятий, персональных выставок обучающихся.

Для развития творческих способностей обучающихся программой предусмотрены задания повышенной сложности в тексте программы отмечены *.

Программа «Солнечные узоры» ориентирована на детей 8 – 16 лет и рассчитана на 4 года обучения.

Для обучающихся 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с общей нагрузкой 144 часа в год.

Для обучающихся 2 –4 года обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа с общей нагрузкой 216 часов в год.

К концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать:

- правила пользования инструментами (ножницами, клеем, кисточками, бульками, шилом) и электронагревательными приборами (утюгом, электроплитой);

- способы подготовки соломки к составлению композиций;

- основные законы композиции;

- простейшие приемы работы в технике аппликации, инкрустации, плетении, изготовлении игрушек, подвесных украшений.

уметь:

- выполнять деталировку для предложенного рисунка;

- подбирать цветовую гамму соломки;

- выполнять работы по образцам;

- выполнять композиции в технике аппликации;

- работать с технологическими картами;

- изготовлять объемные фантазийные цветы;

- выполнять инкрустацию соломкой;

- выполнять прямое плетение «шахматка»;

- изготовлять народные игрушки;

- оформлять выполненную работу (окантовывать полосками бумаги, соломки);

- выполнять подвесные украшения.

К концу 2-го года обучения обучающиеся должны знать:

- правила безопасной работы с инструментами (резаком, ножницами, ножовочным полотном, шилом) и электронагревательными приборами);

- основные способы окрашивания и термической обработки соломки;

- основные законы цветоведения;

- основные элементы хохломской и городецкой росписи;

- последовательность выполнения работ в технике аппликации, инкрустации, плетения, изготовления кукол и ленточных пауков;

уметь:

- выполнять изделия, используя в композиции элементы росписей (Городец, Хохлома);

- выполнять пейзажи из растительного материала с живописным фоном (миниатюры);

- выполнять композиции в анималистическом жанре и с пейзажными мотивами;

- выполнять аппликацию из окрашенной соломки;

- изготовлять объемные цветы (ромашку, незабудку, колокольчик);

- выполнять элементы инкрустации: цепочка, кайма, розетта;

- выполнять многослойную аппликацию;

- выполнять аппликацию из цельной соломки;

- оформлять выполненную работу в рамку.

К концу 3-го года обучения обучающиеся должны знать:

- правила безопасной работы с инструментами (резаком, ножницами, ножовочным полотном, шилом) и электронагревательными приборами;

- основы композиции и цветоведения;

- последовательность изготовления и сборки объемных цветов;

- последовательность выполнения тематической аппликации;

- основные приемы работы в технике аппликации, плетения, инкрустации, в изготовлении соломенной скульптуры, ажурных подвесных украшений;

уметь:

- выполнять декоративное блюдо и пасхальные яйца в технике инкрустации;

- выполнять тематические аппликации;

- выполнять творческие работы;

- изготовлять объемные цветы (хризантему, лилию, ирис, василек);

- составлять композицию, панно из выполненных цветов;

- изготовлять ажурные подвесные украшения;

- выполнять соломенную скульптуру;

- выполнять плоские плетежки из соломки;

- оформлять выполненную работу.

К концу 4-го года обучения обучающиеся должны знать?

- правила безопасной работы с инструментами (резаком, ножницами, ножовочным полотном, шилом) и электронагревательными приборами;

- правила составления композиций и букетов из объемных цветов;

- основные способы окрашивания и термической обработки природных материалов;

- основные приемы работы и последовательность выполнения аппликации соломкой, инкрустации, плетения, изготовления декоративной скульптуры и кроонов.

уметь:

- изготовлять декоративную скульптуру из трав, соломки;

- выполнять фигурки обереги;

- выполнять тематические панно и композиции;

- выполнять изученные виды плетения;

- составлять букет из объемных цветов, выполненных самостоятельно;

- изготовлять подвесные конструкции;

- выполнять работы в технике инкрустации (объёмные формы, шкатулка);

- выполнять самостоятельные творческие работы;

- использовать изобразительные возможности материалов в своих работах.

.

Итогом обучения по программе в целом является: разработка и изготовление собственных творческих проектов, посещение выставок декоративно-прикладного творчества, организация текущих и итоговых выставок творческих работ, персональных выставок, участие в конкурсах.

В зависимости от местных условий и интересов обучающихся в программу можно вносить изменения: сократить или увеличить объем материала по отдельным темам, включать дополнительные творческие сведения и практические работы.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Анкета для родителей по вопросам привития детям бережного отношения к книгам Уважаемые родители! В дошкольном образовательном учреждении, которое посещает ваш ребенок, особое внимание уделяется вопросам приобщения.

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Консультация для родителей «Воспитание у детей уважения к старшим»Консультация для родителей «Воспитание у детей уважения к старшим» Часто люди пожилого возраста поднимают тему неуважения детьми людей старшего поколения,их расстраивает то,что они посвятили свою жизнь.

Месячник по национальной культуре для детей второй младшей группы 1 неделя 1. «На какой улице наш детский сад?», «Мой родной город» - беседа, экскурсия; рассматривание фотографий; 2. Знакомство с куклой.

Месячник по национальной культуре для детей старшей группы 1 неделя 1. «Хорошо у нас в саду»- Беседа, экскурсия, рассматривание фотографий; 2. Рассматривание кукол в мордовской, татарской и русской.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детейСтенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей СТЕНГАЗЕТА К 23 ФЕВРАЛЯ. Рисует Алёнка машинку для папы, А брату подарит она экскаватор, А дедушке песню красиво споёт, Ведь праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре
Опубликовано: 18 августа 2020 в 10:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Гринина (УИ 1609867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД