Наталия Гринина
Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре
С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза…
Публикация «Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре» размещена в разделах
Солома как материал для изготовления изделий различного назначения известна с древнейших времен. В повседневной жизни солома находила самое различное применение. Ее применяли для изготовления прочных и легких вещей: мебели, сумок, корзинок, ковриков, шляп, игрушек. Солома присутствовала в качестве культового предмета. Из нее плели фигурки-обереги, использовали в земледельческих обрядах. Не только в прошлом, но и в наше время человек охотно использует соломку для изготовления различных вещей, сувениров и особенно для украшения изделий.
Неповторимый блеск соломки, ее пластические свойства и возможности и в настоящее время привлекают внимание мастеров. В работах используют наружную глянцевую поверхность соломки. Соломенные полоски самых различных оттенков и тональностей оживают в руках мастера. Простой пучок соломки превращается в сверкающую золотом витую плетеную шкатулку, фантастического петуха или поражающее воображение декоративное панно. Образы зверей и птиц, пейзажи, геометрические и растительные орнаменты – соломка практически не ограничивает возможности художественного замысла. Традиционно существует 3 основных направления работы с соломкой: плетение, инкрустация, аппликация. Для декорирования применяется соломка натурального цвета и окрашенная в различные цвета.
Интерес к художественной обработке такого широко распространенного материала, как соломка, не подвержен влиянию моды. Современные направления работы с соломкой продолжают постоянно развиваться. В связи с этим Сверидченко Н. В. была разработана авторско-составительская программа «Солнечные узоры».
Её педагогическая инициатива: «Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной русской культуре».
Спецификой программы «Солнечные узоры» является то, что она помогает сохранить традицию, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного. Программа содержит расширенный объем информации и практических навыков, позволяющих изготовить множество вариантов разнообразных изделий, который отличает ее от типовых и уже существующих программ.
Актуальность данной программы заключается в том, что в ней систематизированы и сведены воедино наиболее распространенные и доступные приемы обработки соломки и процессы создания из этого природного материала разнообразных декоративных изделий, поражающих даже самых требовательных эстетов своей красотой.
Цель программы.
Приобщение обучающихся к народным традициям в декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
- помочь обучающимся овладеть различным видам обработки соломки и других природных материалов;
- сформировать специальные умения и навыки подготовки растительного материала для создания декоративных изделий;
- развить интерес к изучению народных традиций, художественных ремесел, исторического прошлого своей Родины, творчества художников и поэтов, архитектуры России;
- развить творческие способности обучающихся;
- сформировать знания о многообразии мира природы, навыки бережного отношения к природным богатствам;
- воспитать чувство уважения к членам коллектива посредством совместной творческой деятельности.
Образовательная программа «Солнечные узоры» включает в себя несколькоосновных тем:
- декоративная скульптура;
- плетеные изделия;
- декоративное панно и композиция (аппликация);
- изделия, инкрустированные соломкой;
- объемные композиции (цветы, многослойная аппликация, аппликация из цельной соломки).
Построение программы идет по принципу усложнения. В течение курса обучения каждый год идет возврат к этим темам, но вместе с тем задания расширяются и усложняются, совершенствуются навыки и умения. Содержание тем подобрано таким образом, что на всех этапах обучение носит и познавательный, и творческий характер. В этом и состоит новизна данной программы.
При реализации программы проводятся занятия следующих видов: учебные (теоретические и практические, контрольные (подготовка и проведениевыставок). Используются индивидуальные и групповые формыработы.
Теоретический материал включает в себя ознакомление с народными художественными промыслами России, с историей возникновения и развития соломоплетения, аппликации, основами композиции, цветоведения и материаловедения для художественных работ, знание технологий различных видов художественной обработки соломки.
Практический материал направлен на овладение основными приёмами обработки соломки и технологиями создания декоративных изделий из неё, работе с инструментами, необходимыми для этого.
Практические работы обучающихся могут быть учебными и творческими. 1-ый, 2-ой годы обучения учебная работа может выполняться по готовому образцу-изделию. При ее выполнении обучающиеся изучают технологический процесс изготовления и сборки изделия в единое целое. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося в конструктивном, художественном и творческом исполнении. В 3-4-м годах обучения увеличивается количество самостоятельной работы, меняется и форма занятий: защита творческих проектов, занятия – эксперименты. Курс обучения планируется с расчетом на самостоятельную работу обучающихся.
Результативность программы измеряется начальными, промежуточными иконечными срезами знаний, умений и навыков на основе психолого-педагогического диагностирования.
Отчёт о работе объединения проводится в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, праздников, массовых мероприятий, персональных выставок обучающихся.
Для развития творческих способностей обучающихся программой предусмотрены задания повышенной сложности в тексте программы отмечены *.
Программа «Солнечные узоры» ориентирована на детей 8 – 16 лет и рассчитана на 4 года обучения.
Для обучающихся 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с общей нагрузкой 144 часа в год.
Для обучающихся 2 –4 года обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа с общей нагрузкой 216 часов в год.
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать:
- правила пользования инструментами (ножницами, клеем, кисточками, бульками, шилом) и электронагревательными приборами (утюгом, электроплитой);
- способы подготовки соломки к составлению композиций;
- основные законы композиции;
- простейшие приемы работы в технике аппликации, инкрустации, плетении, изготовлении игрушек, подвесных украшений.
уметь:
- выполнять деталировку для предложенного рисунка;
- подбирать цветовую гамму соломки;
- выполнять работы по образцам;
- выполнять композиции в технике аппликации;
- работать с технологическими картами;
- изготовлять объемные фантазийные цветы;
- выполнять инкрустацию соломкой;
- выполнять прямое плетение «шахматка»;
- изготовлять народные игрушки;
- оформлять выполненную работу (окантовывать полосками бумаги, соломки);
- выполнять подвесные украшения.
К концу 2-го года обучения обучающиеся должны знать:
- правила безопасной работы с инструментами (резаком, ножницами, ножовочным полотном, шилом) и электронагревательными приборами);
- основные способы окрашивания и термической обработки соломки;
- основные законы цветоведения;
- основные элементы хохломской и городецкой росписи;
- последовательность выполнения работ в технике аппликации, инкрустации, плетения, изготовления кукол и ленточных пауков;
уметь:
- выполнять изделия, используя в композиции элементы росписей (Городец, Хохлома);
- выполнять пейзажи из растительного материала с живописным фоном (миниатюры);
- выполнять композиции в анималистическом жанре и с пейзажными мотивами;
- выполнять аппликацию из окрашенной соломки;
- изготовлять объемные цветы (ромашку, незабудку, колокольчик);
- выполнять элементы инкрустации: цепочка, кайма, розетта;
- выполнять многослойную аппликацию;
- выполнять аппликацию из цельной соломки;
- оформлять выполненную работу в рамку.
К концу 3-го года обучения обучающиеся должны знать:
- правила безопасной работы с инструментами (резаком, ножницами, ножовочным полотном, шилом) и электронагревательными приборами;
- основы композиции и цветоведения;
- последовательность изготовления и сборки объемных цветов;
- последовательность выполнения тематической аппликации;
- основные приемы работы в технике аппликации, плетения, инкрустации, в изготовлении соломенной скульптуры, ажурных подвесных украшений;
уметь:
- выполнять декоративное блюдо и пасхальные яйца в технике инкрустации;
- выполнять тематические аппликации;
- выполнять творческие работы;
- изготовлять объемные цветы (хризантему, лилию, ирис, василек);
- составлять композицию, панно из выполненных цветов;
- изготовлять ажурные подвесные украшения;
- выполнять соломенную скульптуру;
- выполнять плоские плетежки из соломки;
- оформлять выполненную работу.
К концу 4-го года обучения обучающиеся должны знать?
- правила безопасной работы с инструментами (резаком, ножницами, ножовочным полотном, шилом) и электронагревательными приборами;
- правила составления композиций и букетов из объемных цветов;
- основные способы окрашивания и термической обработки природных материалов;
- основные приемы работы и последовательность выполнения аппликации соломкой, инкрустации, плетения, изготовления декоративной скульптуры и кроонов.
уметь:
- изготовлять декоративную скульптуру из трав, соломки;
- выполнять фигурки обереги;
- выполнять тематические панно и композиции;
- выполнять изученные виды плетения;
- составлять букет из объемных цветов, выполненных самостоятельно;
- изготовлять подвесные конструкции;
- выполнять работы в технике инкрустации (объёмные формы, шкатулка);
- выполнять самостоятельные творческие работы;
- использовать изобразительные возможности материалов в своих работах.
.
Итогом обучения по программе в целом является: разработка и изготовление собственных творческих проектов, посещение выставок декоративно-прикладного творчества, организация текущих и итоговых выставок творческих работ, персональных выставок, участие в конкурсах.
В зависимости от местных условий и интересов обучающихся в программу можно вносить изменения: сократить или увеличить объем материала по отдельным темам, включать дополнительные творческие сведения и практические работы.