МААМ-картинки

Консультация «Воспитание толерантности у взрослых и детей»

Оксана Невечера
Консультация «Воспитание толерантности у взрослых и детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему :

"Воспитание толерантности у взрослых и детей"

Воспитатель - Невечера Оксана Григорьевна

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, этот

Публикация «Консультация „Воспитание толерантности у взрослых и детей“» размещена в разделах

процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств их преодоления.

В целом можно сказать, что толерантностьэто психологическая устойчивость личности в очень широком диапазоне: от нервно-психической устойчивости до устойчивости к многообразию мира, к различиям – социальным, культурным, мировоззренческим, религиозным.

Для развития толерантности человеку отчасти приходится изменять собственные установки. Поэтому необходимо понять основные психологические составляющие, которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.

Эмпатия – является составляющей толерантности, аккумулирует способности человека переживать те же чувства, которые испытывает другая личность, проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. Если человек чувствителен к боли других, то он ограничивает и собственную агрессию. Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистичны, сосредоточены на себе, требовательны, прибегают к неоправданным наказаниям, склонны к морализированию. Уровень сформированности эмпатии отражает уровень эмоциональной зрелости. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и активно взаимодействуют с другими людьми. Развитие толерантности начинается с общения, и в нем же она находит свою реализацию. В процессе общения происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами, вживаться в егомир.

Осознание себя через другого важно с позиций формирования толерантности, поскольку толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других.

Толерантная и интолерантная личность.

Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.

Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию. Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других и не стремятся во всем обвинять окружающих.

Толерантный человек признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения. Больше ориентирован на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, стремясь к личной независимости.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми. Нетерпимость достаточна, консервативна, она стремится подавить все, что не вписывается в установившиеся рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное уничтожение людей: геноцид, войны, терроризм. Возникновение интолерантности к другому обусловлено психическими особенностями человека: ощущение возникающей угрозы со стороны внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование враждебного отношения к "другим" - тем, кто в чём-то отличен.

Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов, находится в ощущении постоянной угрозы. Интолерантные личности делают акцент на различиях между своей и "чужой" группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально.

Деление людей на «толерантных» и «интолерантных» достаточно условно, однако склонность проявлять себя толерантно или интолерантно может стать

устойчивой чертой личности.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в образовании, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Для образовательных учреждений проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Педагог был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе, поэтому педагогу самому важно понять важность процесса толерантных отношений. Конечно же стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в детях, конечно, начнё т с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков.

Профессионально необходимыми проявлениями толерантности педагога являются выдержка и самообладание. Никаких срывов, растерянности и беспомощности учащиеся не должны чувствовать и видеть. Неотъемлемое проявление толерантности педагога – справедливость. Ничто не укрепляет нравственный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Предубеждение, предвзятость, субъективизм очень вредят образовательному процессу. Необходимость формирования толерантных отношений между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой — у них слаборазвитая произвольность поведения, повышенная эмоциональность, импульсивность.

Heгативные проявления в поведении дошкольников объясняют отсутствием социального опыта и ограниченными возможностями, что приводит к возникновению у них пассивности, усилению агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях со сверстниками.

Многие семьи, как показывают исследования, не заинтересованы в формировании толерантности, потому что мир вокруг достаточно сложный, непростой, конфликтен. И родители боятся, что, если ребенка вооружить только толерантными установками, он не сможет за себя постоять. Он не сможет ответить злу, агрессии. Поэтому ценности толерантности в российских семьях на низком уровне.

На примере нашего детского сада можно увидеть, что растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.

В настоящее время распространено инклюзивное образование в ДОУ. Оно включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в детском саду, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Для того чтобы ребенок с ОВЗ мог комфортно чувствовать и реализовывать себя в социуме, требуется приложение больших усилий со стороны окружающих его взрослых. Родители здоровых детей к данной идее относятся негативно, поэтому они стремятся ограничить общение, часто выражают протест против пребывания в их группе “особых” детей и прививают подобные установки своим детям.

У здоровых детей появляется возможность развить толерантность и ответственность - качества необходимые на сегодняшний день. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с особенностями развития может привести к еще большей отчужденности их от общества. А совместное обучение дает возможность адаптироваться и успешно социализироваться. С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку положительно скажется на будущих отношениях.

Взаимодействие ДОУ с семьей требует таких форм работы с родителями, которые позволят им прийти к пониманию того, что для успешной социализации ребенка взрослым необходимо начать прежде всего с себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. В этом содружестве родителей будет объединять одна цель — помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт, научиться быть чуткими, любящими, ответственными друзьями.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музеев. А также – это огромная каждодневная работа педагогов:

- создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;

- использование демократического педагогического стиля;

- организация диалога и сотрудничества в коллективе;

- организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений. Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Какие формы и методы, мероприятия можно использовать нам, педагогам, в нашем детском саду, чтобы формировать навык толерантности?

-Проведение праздников, «Масленица», «Рождество» в соответствии с народным календарём и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира. Государственные праздники – такие как День народного единства и День России.

-Театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.

-Социально- культурные мероприятия проводить при активном участии мам, пап, бабушек и дедушек: это и выставки совместных работ детей и родителей («Летопись семьи», «Мы такие разные», «Толерантность начинается с улыбки», семейные игротеки, праздники, акции «Покормите птиц зимой», «В защиту елочки», «Зелёная планета», сборе макулатуры, акции «Спасти и сохранить», День Земли.

-Большое воспитательное значение имеют коллективные творческие дела, в которых каждый ребёнок наиболее полно раскрывается, узнает что-то новое о ребятах, с которым он знаком уже не первый год, находит новых друзей.

-Индивидуальная работа, занятия, досуги, праздники, экскурсии.

Организация предметно – развивающей среды «национальные праздники с использованием этнокалендаря, знакомство с народно – прикладным искусством, живописью, музыкой и предметами быта, с устным народным творчеством, чтением художественной литературы разных народов мира, организация тематических занятий: «О дружбе», «Вам, ветераны». Кроме этого в работу можно включать народные игры, народные игрушки и национальные куклы, организация выставок, мини – музеев.

-Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребёнка при его активной помощи.

Игра – естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенной самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Используя подвижные игры народов мира, на физкультурных занятиях, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование толерантных отношений в детском коллективе. Игры народов мира в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования толерантности, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.

Формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Современный культурный человек — это образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Наш современник должен иметь определенный багаж знаний, умений и навыков, обладать толерантностью как основой жизненной позиции.

Публикации по теме:

Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности»Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности» «Цветок Толерантности» Сценарий праздника, посвященного Дню толерантности в подготовительной группе Цель: формирование уважительного.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация «Азбука пожарной безопасности для детей и взрослых»Консультация «Азбука пожарной безопасности для детей и взрослых» В последнее время, к сожалению, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. Существует много причин возникновения.

Консультация для родителей «Воспитание культурных навыков и пример взрослых для детей» «Понятие о культуре очень широко- от умывания лица до последних высот человеческой мысли» М. И. Калинин. Программа воспитания в детском.

Консультация для родителей «О дружбе народов в ДОУ, о толерантности»Консультация для родителей «О дружбе народов в ДОУ, о толерантности» Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не.

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Безопасность детей – забота взрослых!» Уважаемые родители! С каждым годом увеличивается автомобильный поток на улицах. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Консультация для родителей «Поделки из природных материалов руками детей и взрослых»Консультация для родителей «Поделки из природных материалов руками детей и взрослых» Фантазия человека порою просто не имеет границ. А в маленькой головке юного дарования собран кладезь невероятных идей! Только таланты.

Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление»Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление» Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание толерантности у взрослых и детей»
Опубликовано: 19 мая 2024 в 23:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитание толерантности у взрослых и детей»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Невечера в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД