Оксана Невечера
Консультация «Воспитание толерантности у взрослых и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
"Воспитание толерантности у взрослых и детей"
Воспитатель - Невечера Оксана Григорьевна
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, этот
Публикация «Консультация „Воспитание толерантности у взрослых и детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств их преодоления.
В целом можно сказать, что толерантность — это психологическая устойчивость личности в очень широком диапазоне: от нервно-психической устойчивости до устойчивости к многообразию мира, к различиям – социальным, культурным, мировоззренческим, религиозным.
Для развития толерантности человеку отчасти приходится изменять собственные установки. Поэтому необходимо понять основные психологические составляющие, которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.
Эмпатия – является составляющей толерантности, аккумулирует способности человека переживать те же чувства, которые испытывает другая личность, проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. Если человек чувствителен к боли других, то он ограничивает и собственную агрессию. Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистичны, сосредоточены на себе, требовательны, прибегают к неоправданным наказаниям, склонны к морализированию. Уровень сформированности эмпатии отражает уровень эмоциональной зрелости. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и активно взаимодействуют с другими людьми. Развитие толерантности начинается с общения, и в нем же она находит свою реализацию. В процессе общения происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами, вживаться в егомир.
Осознание себя через другого важно с позиций формирования толерантности, поскольку толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других.
Толерантная и интолерантная личность.
Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.
Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию. Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.
Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других и не стремятся во всем обвинять окружающих.
Толерантный человек признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения. Больше ориентирован на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, стремясь к личной независимости.
Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми. Нетерпимость достаточна, консервативна, она стремится подавить все, что не вписывается в установившиеся рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное уничтожение людей: геноцид, войны, терроризм. Возникновение интолерантности к другому обусловлено психическими особенностями человека: ощущение возникающей угрозы со стороны внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование враждебного отношения к "другим" - тем, кто в чём-то отличен.
Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов, находится в ощущении постоянной угрозы. Интолерантные личности делают акцент на различиях между своей и "чужой" группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально.
Деление людей на «толерантных» и «интолерантных» достаточно условно, однако склонность проявлять себя толерантно или интолерантно может стать
устойчивой чертой личности.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в образовании, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Для образовательных учреждений проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Педагог был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе, поэтому педагогу самому важно понять важность процесса толерантных отношений. Конечно же стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в детях, конечно, начнё т с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков.
Профессионально необходимыми проявлениями толерантности педагога являются выдержка и самообладание. Никаких срывов, растерянности и беспомощности учащиеся не должны чувствовать и видеть. Неотъемлемое проявление толерантности педагога – справедливость. Ничто не укрепляет нравственный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Предубеждение, предвзятость, субъективизм очень вредят образовательному процессу. Необходимость формирования толерантных отношений между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой — у них слаборазвитая произвольность поведения, повышенная эмоциональность, импульсивность.
Heгативные проявления в поведении дошкольников объясняют отсутствием социального опыта и ограниченными возможностями, что приводит к возникновению у них пассивности, усилению агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях со сверстниками.
Многие семьи, как показывают исследования, не заинтересованы в формировании толерантности, потому что мир вокруг достаточно сложный, непростой, конфликтен. И родители боятся, что, если ребенка вооружить только толерантными установками, он не сможет за себя постоять. Он не сможет ответить злу, агрессии. Поэтому ценности толерантности в российских семьях на низком уровне.
На примере нашего детского сада можно увидеть, что растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.
В настоящее время распространено инклюзивное образование в ДОУ. Оно включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в детском саду, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Для того чтобы ребенок с ОВЗ мог комфортно чувствовать и реализовывать себя в социуме, требуется приложение больших усилий со стороны окружающих его взрослых. Родители здоровых детей к данной идее относятся негативно, поэтому они стремятся ограничить общение, часто выражают протест против пребывания в их группе “особых” детей и прививают подобные установки своим детям.
У здоровых детей появляется возможность развить толерантность и ответственность - качества необходимые на сегодняшний день. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с особенностями развития может привести к еще большей отчужденности их от общества. А совместное обучение дает возможность адаптироваться и успешно социализироваться. С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку положительно скажется на будущих отношениях.
Взаимодействие ДОУ с семьей требует таких форм работы с родителями, которые позволят им прийти к пониманию того, что для успешной социализации ребенка взрослым необходимо начать прежде всего с себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. В этом содружестве родителей будет объединять одна цель — помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт, научиться быть чуткими, любящими, ответственными друзьями.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музеев. А также – это огромная каждодневная работа педагогов:
- создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;
- использование демократического педагогического стиля;
- организация диалога и сотрудничества в коллективе;
- организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений. Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Какие формы и методы, мероприятия можно использовать нам, педагогам, в нашем детском саду, чтобы формировать навык толерантности?
-Проведение праздников, «Масленица», «Рождество» в соответствии с народным календарём и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира. Государственные праздники – такие как День народного единства и День России.
-Театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.
-Социально- культурные мероприятия проводить при активном участии мам, пап, бабушек и дедушек: это и выставки совместных работ детей и родителей («Летопись семьи», «Мы такие разные», «Толерантность начинается с улыбки», семейные игротеки, праздники, акции «Покормите птиц зимой», «В защиту елочки», «Зелёная планета», сборе макулатуры, акции «Спасти и сохранить», День Земли.
-Большое воспитательное значение имеют коллективные творческие дела, в которых каждый ребёнок наиболее полно раскрывается, узнает что-то новое о ребятах, с которым он знаком уже не первый год, находит новых друзей.
-Индивидуальная работа, занятия, досуги, праздники, экскурсии.
Организация предметно – развивающей среды «национальные праздники с использованием этнокалендаря, знакомство с народно – прикладным искусством, живописью, музыкой и предметами быта, с устным народным творчеством, чтением художественной литературы разных народов мира, организация тематических занятий: «О дружбе», «Вам, ветераны». Кроме этого в работу можно включать народные игры, народные игрушки и национальные куклы, организация выставок, мини – музеев.
-Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребёнка при его активной помощи.
Игра – естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенной самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Используя подвижные игры народов мира, на физкультурных занятиях, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование толерантных отношений в детском коллективе. Игры народов мира в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования толерантности, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.
Формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Современный культурный человек — это образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Наш современник должен иметь определенный багаж знаний, умений и навыков, обладать толерантностью как основой жизненной позиции.