МААМ-картинки

Воспитание толерантности у дошкольников посредством ознакомления с народным костюмом. Проект «Национальные костюмы»

Татьяна Богомолова
Воспитание толерантности у дошкольников посредством ознакомления с народным костюмом. Проект «Национальные костюмы»
▼ Скачать + Заказать документы

Умение общаться друг с другом, находить компромисс в создавшейся ситуации люди учатся еще в детстве. В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних дошкольников в общении со сверстниками, взрослыми, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу. Именно поэтому, сегодня такое большое значение приобретает воспитание толерантности.

Толерантность – терпимость к чужому мнению и поступкам, к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям.

Публикация «Воспитание толерантности у дошкольников посредством ознакомления с народным костюмом, Проект „Национальные костюмы“» размещена в разделах

Дети, воспитанные на традициях миролюбия, интернационализма, любви к людям, приобщенные к истокам народной культуры возьмутся за руки и уверенно пойдут по жизни вместе.

В нашем детском саду, как и во многих других детских учреждениях нашей страны, обучаются дети разных национальностей, так же, есть дети межнациональных браков. Поэтому работая с детьми, стараюсь в их сознание внести образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты. Заложить основы любви и уважения к родному дому и семье, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких людей. Считаю, что только таким образом можно заложить фундамент нового миролюбивого и созидательного поколения. Приобщение детей к истокам народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности.

На базе нашего учреждения функционирует муниципальная проблемная площадка по теме «Формирование толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам у детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образования». Суть и основа данной работы – это знакомство детей с культурными традициями, обычаями разных народов, связанных с простой и понятной детям стороной повседневной жизни, общение с представителями национальностей присутствующих в группах детского сада и их родителями. Использование народных и художественных произведений, изобразительного искусства, танцев, песен, подвижных игр, знакомство с национальными костюмами (национальной одеждой детей которые присутствуют в группе).

Самое близкое для детей дошкольного возраста средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей – это кукла в национальном костюме. Е. А. Флерина указывала на то, что «игрушка не только радует, но и глубоко влияет на ребенка, игрушка воспитывает его». Среди игрушек она особо выделила куклу, способствующую расширению представлений о национальном костюме, знакомящую их с бытом людей разных национальностей.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей.

Исходя из выше сказанного, темой моего инновационного опыта стало «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом».

Проект «Национальные костюмы»

Методический паспорт проекта

Цель проекта : Формирование представлений у детей о национальном костюме, посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи проекта :

-Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории народного костюма и, как следствие, к народной культуре своего народа.

-Расширить представление детей о народном костюме других национальностей и традициях этого народа.

-Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за свой народ.

-Воспитывать дружеские отношения между детьми разных национальностей.

Возраст детей: старшая и подготовительная к школе группы(5-7 лет).

Участники проекта : дети, воспитатель, родители.

Срок реализации: проект «Национальные костюмы» был осуществлён в период с сентября по февраль; работа в данном направлении ведется по настоящее время.

Тип проекта :

по характеру: познавательно – исследовательский;

по месту проведения: внутри ДОУ, групповой;

по количеству участников: коллективный.

Форма реализации: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, экскурсия в мини-музей ДОУ, виртуальная экскурсия, работа с родителями.

Целевые ориентиры:

• Дети начнут проявлять активный познавательный интерес к народной одежде, и как следствие к народным традициям и обычаям других народов.

• У детей сформируется знания и представления о русском, узбекском, мордовском, украинском и азербайджанском народном костюме.

• Будет положено начало воспитания патриотических чувств у детей.

• Значительно будет расширен словарный запас детей по теме проекта.

Национальность не станет преградой в отношениях между детьми.

Содержание проекта

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познавательная Игровая Художественное творчество

(рисование, лепка, аппликация) Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора

Беседа

«Моя семья»

Цель: формирование представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей, формировать понятие: мой дом, моя семья.

«Давайте знакомиться»

Цель: ознакомление детей с понятиями национальность, традиции, обычаи.

НОД:

«Мы все разные, но мы вместе».

Цель: ознакомление с обычаями, национальными традициями и культурой других народов.

«Знакомство с национальной одеждой».

Цель: ознакомление детей с национальной одеждой других народов.

«Знакомство с русским народным костюмом».

Цель: ознакомление детей с русским народным костюмом, с элементами национального орнамента

«Знакомство с мордовским народным костюмом».

Цель: ознакомление детей с мордовским народным костюмом и элементами национального орнамента.

«Знакомство с украинским народным костюмом».

Цель: ознакомление детей с украинским народным костюмом с элементами национального орнамента.

«Знакомство с Азербайджанским народным костюмом»

Цель: ознакомление детей с азербайджанским народным костюмом с элементами национального орнамента.

«Знакомство с Армянским народным костюмом»

Цель: ознакомление детей с армянским народным костюмом с элементами национального орнамента.

«Знакомство с Узбекским народным костюмом»

Цель: ознакомление детей с узбекским народным костюмом с элементами национального орнамента. Сюжетно – ролевые игры: «Чаепитие»,

«В гостях у…».

Дидактические игры: «Найди пару», «Угадай орнамент», «Подбери наряд», «Подбери головной убор», «Угадай, чей наряд».

Подвижные и хороводные народные игры : русские - «Каравай», «Жмурки», украинская - «Перепелочка», мордовская - «В круги», узбекская -«Чай-чай», азербайджанская -«Кишмиши». Рисование: «Сарафан», «Русский платок», «Нарядный кокошник», «Армянский ковер», «Узбекский узор на пиале»,

«Украинский фартук»

Лепка: «Узбекская пиала», «Лапти, да лапти мои».

Аппликация:

«Праздничная косоворотка», «Украинский венок», «Мордовский кулон»

«Азербайджанский бутон»

Самостоятельная деятельность детей – раскраски народных костюмов. Чтение русских, узбекских, азербайджанских, украинских, мордовских народных сказок и стихов.

Слушание и просмотр музыкальных произведений:

русского народа «Красный сарафан», «Ой вы сени», «Во поле береза стояла», «Валенки»,узбекского народа : «Ёр-Ёр», «Келин салом»,

мордовского народа «Ой, дали, дали», «Белый снег», «Так мы живем»,

украинского народа : «Гопак», «Калина», армянского народа : «Кочари»,

азербайджанского народа : «Лезгинка», «Крамбамбуля».

Постановка украинской народной сказки

«Рукавичка» и русской народной сказки «Теремок»

Экскурсия в мини - музей ДОУ «Русская изба»

Цель: ознакомление детей с жилищем русского народа.

Виртуальная экскурсия «Жилище других народов»

Цель: познакомить детей как жили раньше люди разных национальностей.

«Флаг России»

Цель: Воспитание патриотизма, уважительного отношения к флагу нашей страны.

«Знакомство с государственной символикой разных стран».

Цель: ознакомление детей с гербом и флагом других народов.

Работа с родителями:

• Развлечение с родителями «Мы разные, но мы вместе».

• Выставка рисунков, выполненная родителями с детьми «Национальный узор».

• Папка- передвижка для родителей «Народные подвижные игры»

• Пошив костюмов национальной одежды.

При тесном сотрудничестве с родителями, продуктом данного проекта стал Лэпбук «Национальные костюмы».

Это сравнительно новое средство обучения. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит «наколенная книга».

Лэпбук представляет собой самодельную интерактивную тематическую папку с мини-книжками, раскладушками, кармашками, подвижными деталями, в которых содержится материал на одну тему.

Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. На основе лэпбука можно провести непосредственно образовательную деятельность, использовать его в индивидуальной работе с детьми, для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, его можно использовать для просветительной работы с родителями, и несомненно, пособие прекрасно «впишется» в предметно пространственную среду группы.

В лепбук «Национальные костюмы» входят различные дидактические игры, цель которых научить детей сопоставлять, узнавать, расширять свои познавательные способности по данной тематике.

В совместной работе с родителями группы были сшиты народные костюмы данных национальностей. Благодаря этому, дети не только могли рассмотреть их, но и в игровой форме изучить более подробно элементы и орнаменты национальных костюмов. В старину одежду хранили в сундуках, поэтому каждый народный костюм тоже хранится в маленьких подписанных сундучках. В доступной и интересной для детей форме представлена информация о народных костюмах, их элементах и орнаменте в дид. играх «Найди пару», «Подбери головной убор», «Подбери наряд», «Подбери орнамент».

Изготовлены книжки - самоделки «Народные промыслы», где дети знакомятся с промыслом каждого народа.

В дидактической игре «Государственная символика», дети знакомятся с флагом и гербом тех национальностей, дети которых посещают группу. Вследствие чего, формируется интерес к истории своей Родины и семьи. Побеседовав с родителями, я узнала, что дети с интересом расспрашивают о традициях своей семьи, о бабушках и дедушках. Они приносили фотографии, имеющиеся предметы национальных костюмов, делились друг с другом тем, что узнали.

К лэпбуку прилагается книжка – инструкция с подробным описанием всех игр содержащихся в этом лэпбуке, правил, а так же предложены варианты проведения этих игр и усложнение заданий.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Костюмы к народным праздникамКостюмы к народным праздникам Сейчас постепенно возрождается народная память, мы возвращаемся к родным истокам, вспоминаем народные традиции, народную культуру, восстанавливаем.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущегоВоспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего Выступление и презентация на городском методическом объединении 1 слайд Воспитание толерантности у дошкольников, как ключевой компетенции.

Конспект занятия «Знакомство с мужским русским народным костюмом». (Занятие №1) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет Цель: познакомить.

Знакомство с мужским русским народным костюмом. Занятие №2 «Верхняя мужская одежда» Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:«Русский народный костюм»Возраст детей: 5-6 летЦель:познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности у дошкольников посредством ознакомления с народным костюмом. Проект «Национальные костюмы»
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 12:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание толерантности у дошкольников посредством ознакомления с народным костюмом. Проект «Национальные костюмы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Богомолова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД