Татьяна Богомолова
Воспитание толерантности у дошкольников посредством ознакомления с народным костюмом. Проект «Национальные костюмы»
▼ Скачать
Умение общаться друг с другом, находить компромисс в создавшейся ситуации люди учатся еще в детстве. В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних дошкольников в общении со сверстниками, взрослыми, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу. Именно поэтому, сегодня такое большое значение приобретает воспитание толерантности.
Толерантность – терпимость к чужому мнению и поступкам, к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям.
Публикация «Воспитание толерантности у дошкольников посредством ознакомления с народным костюмом, Проект „Национальные костюмы“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Дети, воспитанные на традициях миролюбия, интернационализма, любви к людям, приобщенные к истокам народной культуры возьмутся за руки и уверенно пойдут по жизни вместе.
В нашем детском саду, как и во многих других детских учреждениях нашей страны, обучаются дети разных национальностей, так же, есть дети межнациональных браков. Поэтому работая с детьми, стараюсь в их сознание внести образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты. Заложить основы любви и уважения к родному дому и семье, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких людей. Считаю, что только таким образом можно заложить фундамент нового миролюбивого и созидательного поколения. Приобщение детей к истокам народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности.
На базе нашего учреждения функционирует муниципальная проблемная площадка по теме «Формирование толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам у детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образования». Суть и основа данной работы – это знакомство детей с культурными традициями, обычаями разных народов, связанных с простой и понятной детям стороной повседневной жизни, общение с представителями национальностей присутствующих в группах детского сада и их родителями. Использование народных и художественных произведений, изобразительного искусства, танцев, песен, подвижных игр, знакомство с национальными костюмами (национальной одеждой детей которые присутствуют в группе).
Самое близкое для детей дошкольного возраста средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей – это кукла в национальном костюме. Е. А. Флерина указывала на то, что «игрушка не только радует, но и глубоко влияет на ребенка, игрушка воспитывает его». Среди игрушек она особо выделила куклу, способствующую расширению представлений о национальном костюме, знакомящую их с бытом людей разных национальностей.
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей.
Исходя из выше сказанного, темой моего инновационного опыта стало «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом».
Проект «Национальные костюмы»
Методический паспорт проекта
Цель проекта : Формирование представлений у детей о национальном костюме, посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи проекта :
-Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории народного костюма и, как следствие, к народной культуре своего народа.
-Расширить представление детей о народном костюме других национальностей и традициях этого народа.
-Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за свой народ.
-Воспитывать дружеские отношения между детьми разных национальностей.
Возраст детей: старшая и подготовительная к школе группы(5-7 лет).
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Срок реализации: проект «Национальные костюмы» был осуществлён в период с сентября по февраль; работа в данном направлении ведется по настоящее время.
Тип проекта :
по характеру: познавательно – исследовательский;
по месту проведения: внутри ДОУ, групповой;
по количеству участников: коллективный.
Форма реализации: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, экскурсия в мини-музей ДОУ, виртуальная экскурсия, работа с родителями.
Целевые ориентиры:
• Дети начнут проявлять активный познавательный интерес к народной одежде, и как следствие к народным традициям и обычаям других народов.
• У детей сформируется знания и представления о русском, узбекском, мордовском, украинском и азербайджанском народном костюме.
• Будет положено начало воспитания патриотических чувств у детей.
• Значительно будет расширен словарный запас детей по теме проекта.
• Национальность не станет преградой в отношениях между детьми.
Содержание проекта
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познавательная Игровая Художественное творчество
(рисование, лепка, аппликация) Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
Беседа
«Моя семья»
Цель: формирование представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей, формировать понятие: мой дом, моя семья.
«Давайте знакомиться»
Цель: ознакомление детей с понятиями национальность, традиции, обычаи.
НОД:
«Мы все разные, но мы вместе».
Цель: ознакомление с обычаями, национальными традициями и культурой других народов.
«Знакомство с национальной одеждой».
Цель: ознакомление детей с национальной одеждой других народов.
«Знакомство с русским народным костюмом».
Цель: ознакомление детей с русским народным костюмом, с элементами национального орнамента
«Знакомство с мордовским народным костюмом».
Цель: ознакомление детей с мордовским народным костюмом и элементами национального орнамента.
«Знакомство с украинским народным костюмом».
Цель: ознакомление детей с украинским народным костюмом с элементами национального орнамента.
«Знакомство с Азербайджанским народным костюмом»
Цель: ознакомление детей с азербайджанским народным костюмом с элементами национального орнамента.
«Знакомство с Армянским народным костюмом»
Цель: ознакомление детей с армянским народным костюмом с элементами национального орнамента.
«Знакомство с Узбекским народным костюмом»
Цель: ознакомление детей с узбекским народным костюмом с элементами национального орнамента. Сюжетно – ролевые игры: «Чаепитие»,
«В гостях у…».
Дидактические игры: «Найди пару», «Угадай орнамент», «Подбери наряд», «Подбери головной убор», «Угадай, чей наряд».
Подвижные и хороводные народные игры : русские - «Каравай», «Жмурки», украинская - «Перепелочка», мордовская - «В круги», узбекская -«Чай-чай», азербайджанская -«Кишмиши». Рисование: «Сарафан», «Русский платок», «Нарядный кокошник», «Армянский ковер», «Узбекский узор на пиале»,
«Украинский фартук»
Лепка: «Узбекская пиала», «Лапти, да лапти мои».
Аппликация:
«Праздничная косоворотка», «Украинский венок», «Мордовский кулон»
«Азербайджанский бутон»
Самостоятельная деятельность детей – раскраски народных костюмов. Чтение русских, узбекских, азербайджанских, украинских, мордовских народных сказок и стихов.
Слушание и просмотр музыкальных произведений:
русского народа «Красный сарафан», «Ой вы сени», «Во поле береза стояла», «Валенки»,узбекского народа : «Ёр-Ёр», «Келин салом»,
мордовского народа «Ой, дали, дали», «Белый снег», «Так мы живем»,
украинского народа : «Гопак», «Калина», армянского народа : «Кочари»,
азербайджанского народа : «Лезгинка», «Крамбамбуля».
Постановка украинской народной сказки
«Рукавичка» и русской народной сказки «Теремок»
Экскурсия в мини - музей ДОУ «Русская изба»
Цель: ознакомление детей с жилищем русского народа.
Виртуальная экскурсия «Жилище других народов»
Цель: познакомить детей как жили раньше люди разных национальностей.
«Флаг России»
Цель: Воспитание патриотизма, уважительного отношения к флагу нашей страны.
«Знакомство с государственной символикой разных стран».
Цель: ознакомление детей с гербом и флагом других народов.
Работа с родителями:
• Развлечение с родителями «Мы разные, но мы вместе».
• Выставка рисунков, выполненная родителями с детьми «Национальный узор».
• Папка- передвижка для родителей «Народные подвижные игры»
• Пошив костюмов национальной одежды.
При тесном сотрудничестве с родителями, продуктом данного проекта стал Лэпбук «Национальные костюмы».
Это сравнительно новое средство обучения. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит «наколенная книга».
Лэпбук представляет собой самодельную интерактивную тематическую папку с мини-книжками, раскладушками, кармашками, подвижными деталями, в которых содержится материал на одну тему.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. На основе лэпбука можно провести непосредственно образовательную деятельность, использовать его в индивидуальной работе с детьми, для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, его можно использовать для просветительной работы с родителями, и несомненно, пособие прекрасно «впишется» в предметно пространственную среду группы.
В лепбук «Национальные костюмы» входят различные дидактические игры, цель которых научить детей сопоставлять, узнавать, расширять свои познавательные способности по данной тематике.
В совместной работе с родителями группы были сшиты народные костюмы данных национальностей. Благодаря этому, дети не только могли рассмотреть их, но и в игровой форме изучить более подробно элементы и орнаменты национальных костюмов. В старину одежду хранили в сундуках, поэтому каждый народный костюм тоже хранится в маленьких подписанных сундучках. В доступной и интересной для детей форме представлена информация о народных костюмах, их элементах и орнаменте в дид. играх «Найди пару», «Подбери головной убор», «Подбери наряд», «Подбери орнамент».
Изготовлены книжки - самоделки «Народные промыслы», где дети знакомятся с промыслом каждого народа.
В дидактической игре «Государственная символика», дети знакомятся с флагом и гербом тех национальностей, дети которых посещают группу. Вследствие чего, формируется интерес к истории своей Родины и семьи. Побеседовав с родителями, я узнала, что дети с интересом расспрашивают о традициях своей семьи, о бабушках и дедушках. Они приносили фотографии, имеющиеся предметы национальных костюмов, делились друг с другом тем, что узнали.
К лэпбуку прилагается книжка – инструкция с подробным описанием всех игр содержащихся в этом лэпбуке, правил, а так же предложены варианты проведения этих игр и усложнение заданий.