НАДЕЖДА ИЛЬИНА
Воспитание патриотических чувств
▼ Скачать + Заказать документы
Основное направление патриотического воспитания — это ознакомление детей с родным краем, с героическим прошлым нашего народа, с великими делами отцов и дедов, память о которых надо сохранить и передать грядущим поколениям.
В моей подготовительной группе ведется систематическая работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Ко всем занятиям я составляю конспекты, четко продумываю цели, задачи, подбираю иллюстративный материал.
Публикация «Воспитание патриотических чувств» размещена в разделах
Эффективному воздействию намеченных мероприятий содействует и ближайшее окружение детского сада, которое дает богатые возможности для ознакомления дошкольников с боевыми делами советских воинов в Великой Отечественной войне.
Краеведческий музей, его мы посетили в канун празднования великой Победы. Незабываемы посещения залов, посвященных ратным подвигам наших воинов в годы Великой Отечественной войны, подвигам партизан, боровшихся с врагом в невероятно трудных условиях.
«Аллея Героев», «Парк Победы». Сюда пришли мы в канун Дня Победы. Почетный караул, возложение цветов, венков детьми, ветеранами войны — все это вызвало у детей чувство преклонения перед погибшими и вместе с тем гордость за свою Родину. Они были поражены нескончаемым потоком людей, пришедших поклониться героям войны. Вместе со всеми наши дети возложили цветы к подножью памятников.
Такие экскурсии надолго остаются в памяти ребят. Они делятся своими впечатлениями со сверстниками, воспитателями, родителями.
Высказывания детей:
«Когда началась война, дедушка и бабушка были на границе. Дедушка дошел до Берлина а бабушка работала в госпитале под Сталинградом».
«Мой папа стоял на посту в почетном карауле у могилы Неизвестного солдата».
На занятиях я рассказываю детям о мирных буднях российских воинов, о том, как они охраняют наши границы на земле, в воздухе и на море. Рассказ сопровождаю показом иллюстраций, слайдов, презентаций о службе воинов на границе, чтением произведений А. Л. Барто «На заставе», 3. Александровой «Дозор», слушанием песни Витлина «На границе». Огромное впечатление произвела на детей иллюстрация, изображающая пограничника с собакой у пограничного столба, на котором виднеется Герб Советского Союза. В дополнение к своему рассказу и показу иллюстраций я прочитала вырезки из газеты «Вести» — случаи из жизни пограничников в мирные дни.
Свои впечатления и чувства дети отражали в играх и рисунках.
На занятии, посвященном подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны, читая отрывок из книги Успенского «Павлик-фанфарист». Выразительное, эмоциональное чтение вызвало в душе детей горячий отклик. Они говорили: «Павлик — настоящий герой!», «Молодец Павлик, жалко, что он погиб!»
Видя, что умелое использование художественной литературы содействует глубокому осмыслению моральной сути поступков воинов, они оцениваются детьми как героические. Я стараюсь довести до детского со-знания, что такие поступки люди совершают не только в годы войны, но и в мирное время.
В группе подобрана хорошая библиотека детской художественной литературы.
Ко Дню Российской Армии и Дню Победы в группе организуются книжные выставки, где также помещаются иллюстрации, фотографии, коллекции значков, марок. Это дает более широкое представление о подвиге русского народа.
Однажды, рассматривая их, дети увидели необычный значок «Безымянная высота». Тут же они вспомнили песню В. Баснера «На безымянной высоте», и несколько ребят запели.
Воспитатели, родители постоянно приносят в книжные уголки газеты, журналы, вырезки и др. Рассказывают детям о наиболее интересных и доступных их пониманию событиях. Такая информация создает у детей чувство сопричастности к историческим событиям, лучше помогает понять: страна хранит память о тех, кто беззаветно служил своей Родине и отдал жизнь за нее.
Для расширения и закрепления представлений о Российской Армии широко используем мультимедийные средства обучения. Немало впечатлений получают дети благодаря просмотру презентаций, например «Наша родная Армия», «Советский флот». Очень любят ребята мультфильмы «Максимка-пулеметчик» и «Забытый блиндаж». После просмотра они обмениваются впечатлениями, отражают их в рисунках. Так, после просмотра мультфильма «Наша родная Армия» и чтения книги Никольского «Солдатская школа» ребята рисовали тренировочный городок военной части.
Немало у нас записей с песнями военных лет. Слушая их, дети, особенно мальчики, подпевают, стараясь запомнить слова песен «Тачанка» (музыка К. Листова, «День Победы» (музыка Д. Тухманова, «Фронтовики, наденьте ордена» (музыка О. Фельцмана).
. Интересно проходят в детском саду праздники, посвященные Дню Российской Армии, Дню Победы. Они овеяны особым светом воспоминаний, вызывают у детей чувства гордости, радости, печали. Они объединяют и взрослых и детей в едином стремлении отдать дань уважения воинам.
У нас сложился свой стиль оформления зала к этим праздникам, в котором принимают участие и взрослые, и дети. Каждый год оформление меняется полностью или частично.
На утренники мы приглашаем родителей, дедушек и бабушек, старших братьев, отслуживших в армии. Дети с нетерпением ждут гостей, готовят им сувениры. Наконец гости приходят, и ребята показывают им свою группу. Мальчики с благоговением рассматривают ордена и медали на груди ветеранов войны, слушают их рассказы о героических поступках советских солдат. Затем дети поют для гостей песни, читают им стихи, дарят сувениры.
По окончании утренника все вместе идут на Аллею Героев. Воспитатель (или старший воспитатель) рассказывает о тех, кому воздвигнуты эти бюсты. Дети вместе со взрослыми возлагают цветы.
К одному из таких утренников дедушка Пети Галунова приготовил сюрприз для ребят — макет землянки, военных лет, искусно сделанный из миниатюрных бревнышек и другого природного материала. В землянке — имитация коптилки из гильзы снаряда с подсветом, звучит мелодия песни «Землянка». Рассматривая макет, дети подмечали все новые и новые детали: нары, гильзу, планшет. Они делились впечатлениями:
«А солдат нет — они в бои ушли».
«Сейчас вернутся они усталые, а некоторые ранены. Отдохнут и опять в бой пойдут».
Особое внимание мы уделяем работе с родителями. Советуем им показывать детям фотографии военных лет, ордена, медали, которые хранятся в семье.
На одном из собраний предложили папам и мамам ответить на следующие вопросы:
-Проявляют ли ваши дети желание узнать о событиях, связанных с военным прошлым страны?
-Познакомили ли вы ребенка с героическим прошлым их дедушек и бабушек. Что рассказали о них? Как на это прореагировал ребенок?
-Если в вашей семье имеются награды за боевые и трудовые заслуги в годы воины, то знает ли о них ребенок? Рассказали ли вы ему, в честь чего они получены?
-Как часто вы посещаете с ребенком музеи боевых и трудовых дел? Какое впечатление производят на ребенка эти посещения?
-Были ли вы с ребенком в «Парке Победы»,на Аллее Героев? И др.
Из ответов родителей узнали, что дети интересуются героями войны, военной техникой, расспрашивают своих дедушек, за что они награждены правительственными наградами.
Используя разные формы работы — папки-передвижки, ширмы, консультации, педагоги убеждали родителей в необходимости формировать у детей чувства гордости и благодарности за то, что дает нам Родина, воспитывать активных борцов за мир. И родители стали прислушиваться к нашим советам, внимательней относятся к рекомендациям, данным в детском саду.
Подводя итоги проделанной работы, мы считаем, что у наших воспитанников заложены основы патриотических чувств. Они с признательностью чтят память тех, кто оставил им в наследство мирное небо, гордятся теми, кто своим трудом укрепляет мощь нашей Родины, охраняет рубежи Российского государства.