светлана казаева
Конспект ОД «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста. Если добрый ты» для детей младшей-средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Садовка»
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Воспитание основ толерантности
у детей дошкольного возраста»
для детей младшей-средней группы
«Если добрый ты»
Воспитатель :
Казаева С. С.
с. Садовка
2023г.
Цель:
формирование положительного отношения к себе и к окружающим
Задачи:
Обучающие
Публикация «Конспект ОД „Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста, Если добрый ты“ для детей младшей-средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- формировать толерантное отношение друг к другу;
- развивать образные представления о доброте и дружбе на основе восприятия предметов и символов.
Развивающие
- развивать эмпатию, способность сопереживать.
- уточнять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
- развивать групповую сплоченность в процессе выполнения физических упражнений, решения познавательных и проблемных задач.
Воспитывающие
- продолжать формировать нравственно-эмоциональные качества: сочувствие, сопереживание, сострадание, терпимость.
- продолжать воспитывать миролюбие – принятие и понимание других людей.
- совершенствовать желание проявлять культурное поведение в среде детей и взрослых (быть вежливым, внимательным) .
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением людей разных стран, чтение сказок: «Репка», «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Царевна лягушка», «Отец и сын», разучивание пословиц и поговорок о дружбе, беседы о доброте, добрых делах, дидактическая игра «Назови ласково», пение песен, прослушивание песен о дружбе, чтение стихов и рассказов о дружбе.
Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми, и самостоятельная деятельность детей
Методы и приё мы:
Словесные: объяснение воспитателя, вопросы к детям, д/и «Назови ласково», рассказывание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, поощрение.
Наглядные: рассматривание презентации.
Практические: дидактические игры «Определи настроение», «Добрые и злые герои»
Словарь: любовь, дружба (дружить, доброта, согласие (жить в согласии, терпимость, сочувствие, культура, уважение, милосердие, верность, взаимопомощь.
Материал: ноутбук, презентация по толерантности, разрезные картинки с изображением смайликов грустных и веселых, мяч, картинки с изображением добрых и злых героев, пословицы и поговорки о дружбе, загадки, конверт с пазлом (большое сердце, маленькие объемные сердца, цветок дружбы, музыкальная колонка, музыка: В. Шаинского - "Когда мои друзья со мной", для релаксации, для оживленной деятельности, М. Пляцковский «Друг в беде не бросит»
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом
Воспитатель
Давайте мы с вами поздороваемся. А здороваться будем не совсем обычно, улыбкой. Пусть каждый по очереди передаст своему соседу улыбку.
Воспитатель
Ребята, мы с вами живем на большой планете. Как она называется? Кто скажет?
Ответы детей.
Воспитатель
Правильно, наша планета называется – Земля. На нашей планете много разных стран, где живут люди с разным цветом кожи, они говорят на разных языках, у каждого народа своя культура – песни, сказки, одежда, привычки, игры, даже дома у разных народов разные. Посмотрите на картинки, как много народов в мире, какие они красивые, какие у всех красивые костюмы.
Чтобы на Земле был мир, мы все должны принять других такими, какие они есть, уважать их и жить с ними в согласии. Ребята, а как вы понимаете выражение жить в согласии? Это значит дружить или ссориться?
Ответы детей.
Воспитатель
Правильно, жить в согласии, значит жить вместе и дружно, не ссориться, уважать и понимать друг друга.
Воспитатель
Посмотрите, ребята, у меня в руках конверт, который принес к нам в детский сад почтовый голубь. Что же там находится? (Письмо)
Воспитатель достает из конверта письмо и читает его детям.
Воспитатель
Пишет нам Мишка из мультфильма «Про ежика и медвежонка» : "Я поссорился с ежиком, хотел подарить ему цветок дружбы и помириться, но налетел ветер и все лепестки у цветка разбросал. Помогите мне, пожалуйста, собрать цветок ".
Воспитатель
Ребята, поможем Мишке? А как же нам это сделать? Нужно отправиться на лесную поляну, где рос цветок. Отправляемся в дорогу.
(Звучит музыка В. Шаинского - "Когда мои друзья со мной" «Друг в беде не бросит»).
Воспитатель
Дорога в лес всех нас подружит,
Научит дружбой дорожить,
Помочь в беде друзьям мы рады
И заботой окружить.
Воспитатель
Чтобы мы могли помочь Мишке, нам нужно не только собрать лепестки волшебного цветка дружбы, но и выполнить задания, указанные в них.
А вот и лесная полянка, а войдет на нее только тот, кто ответит на вопросы.
— Какие слова произносят при встрече? - Здравствуйте, доброе утро
— Что ты скажешь, если нечаянно кого-то толкнёшь? – Извините, простите,
— Кому должны уступать место в транспорте? - Пожилым, больным, с маленькими детьми
— Как ты должен обращаться ко взрослому человеку? – По имени отчеству, на Вы
— Как ты попросишь у друга игрушку? - Дай, пожалуйста, поиграть
— Плачет девочка, как её успокоить? - Не плачь, погладить, обнять, сказать добрые слова, пожалеть.
— Что ты скажешь, когда тебя угостили конфетой? - Спасибо, благодарю
— Вы с другом нечаянно столкнулись. Ему больно. Что ты сделаешь- Пожалею, поглажу, позову взрослого
— У тебя одно яблоко, а друг просит угостить его, что ты сделаешь? - Поделюсь.
Воспитатель
Ответили на вопросы, молодцы.
На лесной полянке
Цветок дружбы растёт.
Налетел вдруг ветерок,
И листочки уволок.
Стал цветок скучать,
Людей добрых поджидать.
Вы, ребята, приходите
И листочки приносите.
Ребята, посмотрите, а вот и лепесток и на нем написано первое задание.
1 задание:
Д/и "Определи свое настроение"
(разрезные картинки"Эмоции")
Воспитатель
Когда дети остаются одни в лесу, какое у них будет настроение? А когда найдут дорогу из лесу? Дети выкладывают картинки с изображением соответствующих эмоций.
Воспитатель
Молодцы, выполнили первое задание, а вот и второй лепесток с заданием.
2 задание:
Д/и «Назови ласково»
Воспитатель
Кому я кину мяч и скажу слово тот превращает это слово в ласковое.
Мяч – мячик
Дерево – деревце
Коза – козочка
Рука – ручка
Нога – ножка
Ухо – ушко
Игорь – Игорек
Таня – Танечка
Катя – Катюша
Алена – Аленушка
Воспитатель
Ребятки, а какие слова вам больше понравились, простые или ласковые? Почему? (Ласковые, потому что они приятные, теплые, они согревают.)
Воспитатель
Молодцы, выполнили задание
Ребята, давайте немного отдохнем.
Физминнутка
Я иду и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Воспитатель
А вот и третий лепесток с заданием.
3 задание
Д/и «Добрые и злые герои».
(Музыка для оживленной деятельности)
Детям предлагаются картинки различных сказочных персонажей нужно разложить героев на столик с картинкой «Солнышко» добрых, а с картинкой «Тучкой» – злых. Воспитатель проверяет правильность выполненного задания.
Воспитатель
Еще одно задание выполнено, молодцы, вот четвертый лепесток с заданием
4 задание
Назови пословицы и поговорки о дружбе, друзьях
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга ищи, а нашел – береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Без друга в жизни туго.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Один за всех и все за одного.
Друг познается в беде.
Дружбу за деньги не купишь
Сам пропадай, а товарища выручай
Дружбу помни, а зло забывай
Птица сильна крыльями, а человек дружбой
Воспитатель
Вот последний лепесток, с последним заданием
5 задание
Отгадайте загадки о дружбе
1 Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно
Ведь всего сильнее … (Дружба)
2 Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный … (Друг)
3 Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… («Репка»)
4 Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»)
5 Один из всех котов,
С мышами в мире жить готов,
Но вредят коту мышата,
Как зовут кота, ребята? (Леопольд)
6 Машка в лес – я тоже в лес,
Там нас ждет полно чудес,
С ней везде мы ходим дружно,
Потому что мы (Подружки)
Воспитатель
Молодцы, все задания мы выполнили. Ребята, посмотрите, вот и собрали мы цветок дружбы, а рядом с цветком лежит какой то конверт, а внем опять письмо: «Когда вернетесь в детский сад соберите этот волшебный пазл». Давайте перед тем, как мы соберем волшебный пазл, расскажем и покажем, какой трудный путь мы преодолели для того чтобы собрать цветок дружбы и что нас объединяло.
Ответы детей
Дети собирают кусочки пазла в одно большое сердце - символ их дружбы. (Музыкальное сопровождение)
ВоспитательДавайте встанем в круг, взявшись крепко за руки, чтобы почувствовать тепло нашей дружбы