Елена Султанова
Воспитание нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание предполагает создание психолого-педагогических условий для развития нравственного отношения к другим людям, взрослым и сверстникам, к себе, к окружающему миру, вещам, природе, явлениям. Формирование компонентов нравственного развития – это развитие морального сознания, нравственных чувств, привычек, нравственного поведения и поступков ребенка. Если нравственное воспитание – это процесс создания психолого-педагогических условий нравственного развития детей, психологическое сопровождение процесса усвоения моральных норм и ценностей, то процесс нравственного развития связан с интериоризацией моральных норм и ценностей общества. «Развитие нравственной сферы личности дошкольника может быть рассмотрено как процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила»
Публикация «Воспитание нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в игре» размещена в разделах
Становление морального сознания традиционно строилось на понимании плохого и хорошего в поведении персонажа или самого ребенка («что такое хорошо и что такое плохо», далее «правильное» поведение поощрялось, «неправильное» наказывалось, порицалось. Данная логика морального развития ребенка опиралась на базовые мотивации детского поведения – стремление быть хорошим и страх порицания, наказания, страх не соответствовать ожиданиям близких и значимых взрослых. Сегодня в образовательной науке и практике ставится вопрос возрастных индивидуально-личностных возможностях принятия личностью ребёнка пока внешних для него моральных норм и ценностей, поскольку процесс развития рассматривается как процесс саморазвития.
Нравственное воспитание рассматривается как основа личности, в процессе нравственного воспитания складывается гуманное отношение к окружающему миру, общая направленность личности, система значимых ценностей, мировоззрение, саморегуляция, что, в конечном итоге, способствует формированию нравственно ценных привычек поведения. Основным показателем нравственной воспитанности человека выступает характер отношения к себе, своим близким, окружающему миру, природе, который, в свою очередь, проявляется в сопереживании, сочувствии, доброте, отзывчивости. Старшие дошкольники в процессе нравственного воспитания должны научиться вежливости, правилам культурного поведения, умению брать на себя ответственность за содеянное, принимать людей вокруг такими, какие они есть, дружить, помогать. В настоящее время уделяется большое внимание развитию социальных навыков, умения выслушивать мнения сверстников, учитывать их интересы и желания, решать конфликты гладко и спокойно, без негативных эмоций, работать в команде
Но не стоит забывать о том, что зачастую дети знают нормы и правила поведения, но не соблюдают их, поэтому необходимо акцентировать внимание на воспитании правильного поведения и отношения к окружающей действительности. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс, который нацелен на гармоничное развитие личности ребёнка, становление его отношения к обществу, людям, Родине, труду, предметам и к самому себе. В качестве основного компонента нравственного воспитания следует рассматривать развитие нравственных ценностей и отношений, так называемый эмоциональный компонент (моральные чувства, эмоции, мотивы, оценки и т. д.)
Основной задачей воспитания дошкольников является приобщение детей к нравственным ценностям, которое происходит во всех сферах жизнедеятельности детей и отличается своей динамичностью и оригинальностью. Дети дошкольного возраста в условиях взаимодействия с окружающей средой приобретают опыт нравственного поведения. Сложность и неоднозначность результатов нравственного воспитания обусловлена рядом факторов:
1) нравственное воспитание не ограничивается набором организационных форм и методов, оно реализуется во всех формах взаимодействия с детьми и между детьми;
2) на становление нравственных ценностей ребенка оказывает влияние комплекс агентов окружающей среды (семьи, сверстники, детский сад, видеопродукция и т. д.);
3) процесс приобщения моральных ценностей протекает скрыто и незаметно для окружающих, его невозможно регулировать;
4) результаты нравственного воспитания отсрочены во времени.
Воспитание любого качества, которое характеризует отношение ребёнка к окружающему миру, людям, самому себе, предполагает воздействие на его поведение, чувства и сознание.
Одним из наиболее эффективных методов воспитания нравственных ценностей детей дошкольного возраста является игра. В ходе игры формируются такие качества, как честность, дружелюбие, ответственность, доброжелательность, справедливость, смелость, сочувствие, др. Игровая деятельность вносит огромный вклад в формирование и развитие личности ребёнка. Как в ведущем виде деятельности, в игре осуществляется формирование психических процессов, развиваются интеллект, память, воображение как психологическая основа творчества. В игре дети полностью активизируются, происходит становление отношений сотрудничества и детского коллектива. В игровой деятельности ребёнок не похож на себя и его повседневное поведение меняется, он как будто на голову выше себя самого. Постижение окружающего мира и своего места в нем, овладение моделями поведения, соответствующими различным ситуациям, происходит через игру. ФОП ДО позиционирует ребёнка, как «человека играющего». Именно в игре ребёнок может без особого перенапряжения, переутомления, эмоциональных срывов решить наибольшее количество поставленных задач или возникающих проблем. Решения принимаются непринуждённо, спокойно, с желанием и интересом. Важно отметить, что детская игра отличается наличием потребности в преобразовании окружающей действительности, играющий совмещает свои воображение и окружение в игровом сюжете, передавая уже имеющимся объектам новые функции. Примеряя на себя роль актера, гонщика, водителя, ребёнок не просто играет, а проникается чувствами, настроением, отношением. Не просто проигрывает, а проживает выбранную роль, обогащая собственную личность через призму субъективного восприятия. Игра – самостоятельная деятельность ребенка, которую он организует по собственному желанию и сюжету, однако, с другой стороны, она обеспечивает возможность обучения и воспитания, т. е. становится уникальным и чрезвычайно эффективным средством образовательной деятельности
Позитивные детские взаимоотношения формируются не только в процессе игровой деятельности, но и в реальном общении детей. Чувствуя интерес к сверстнику, дети начинают проявлять больше внимания к нему: вступать в совместную игру, поддерживать диалог, сочувствовать, помогать. Другими словами, дети учатся налаживать общение со сверстниками в игровой деятельности. На этой основе формируется понимание общественных интересов, основы самооценки и взаимной оценки, вырабатывается сотрудничество, взаимопомощь, партнёрство, дружба. Дошкольники в играх типа «семья» упражняются в умении понимать настроение другого человека, заботиться о нем, проявлять сочувствие и толерантность. Игры в «семью», «детский сад», когда дети принимают на себя роль отца, матери, близких взрослых, в наибольшей степени способствуют формированию нравственных ценностей. В игре ребёнок показывает свое отношение к семье, своим родным, возможно, свои потребности и желания, тем самым, формируются его качества как будущего родителя. Сюжетно-ролевая игра в «семью» любима детьми любого возраста, но чем старше дети, тем интереснее выстраивается игровой сюжет. Чтобы игра была содержательной и захватывающей, каждый ребёнок от чего-то отказывается в пользу партнёра, выслушивает его мнение, поддерживает его решения, находя компромисс в трудных ситуациях, иначе игра может просто не состояться. Мальчики очень гордятся своими отцами, постоянно подчеркивают, какой он хороший, сильный, успешный, поэтому им часто хочется принимать в игре роль отца, стремясь быть похожим на него. Девочки принимают роль матери, копируя все движения, чувства своих мам, создавая атмосферу тепла семейного очага. Нередко отношения «мать-отец» в игре оказываются неблагополучными: манеры командования появляются у «матери» при обращении к «мужу», стремление подчинить его, это дети замечают в отношениях между родителями. Но чаще всего мальчики не понимают, что необходимо делать в роли отца. Они «уходят работать» и стараются больше не возвращаться в игру, переключая своё внимание на что-то другое. Мальчики не инициативны в игре в «семью», чаще всего они просто выполняют указания «жен». У детей, в особенности девочек, хорошо известна игра в «неполную семью» : мама и дитя. Любая взятая на себя роль побуждает ребенка вести себя так, как, по его мнению, ведет себя в реальной жизни изображаемый персонаж. Накопленный нравственный опыт ребёнка активизируется, когда рядом с ним находится партнер по игре.
К сожалению, большинство родителей уверено, что игры не имеют воспитательного значения и поэтому минимизируют игровую деятельность, переводят игры в «семью» в другое, более полезное, с их точки зрения, русло, отмечая в качестве первостепенных ценностей семейного воспитания «наличие более широких образовательных возможностей, достаток в семье, «разнообразие увлекательных игрушек», возможность путешествовать по миру». От того, что говорят родители, какие покупают игрушки, как взаимодействуют с детьми, будет зависеть то, какую роль игра займёт в нравственном воспитании ребёнка. Игра нуждается в поддержке игровой инициативы со стороны взрослого. Если родители искренне заинтересованы детской игрой, способны выслушать ребёнка, помочь ему и поддержать, то дети станут больше доверять свои чувства родителям.
Таким образом, воспитание нравственных ценностей ребёнка исходит из его реальной жизни, общения со взрослыми и сверстниками, характера взаимодействия с окружающим миром. Наиболее результативным методом воспитания нравственных ценностей в дошкольном возрасте является игра, в которой дети накапливают опыт, овладевают нормами поведения, учатся проявлять сочувствие, заботу, доброту, эмоциональную отзывчивость. Только при грамотной организации детского коллектива возможно воспитать сотрудничество и партнерство, и только в том случае, если игры будут отражать реальное взаимодействие людей.