Галина Владимировна Чикунова
Консультация «Воспитание конструкторских навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание конструкторских навыков у детей дошкольного возраста».
Термин «конструирование» произошел от латинского слова и означает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношения различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, так как направлено на получение определенного продукта.
Публикация «Консультация „Воспитание конструкторских навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Выделяют два типа конструирования : техническое и художественное. Детское конструирование, и особенно техническое (из строительного материала, из деталей конструктора, из крупных деталей, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гаражи для машин, рыцарский замок, играют с ними).
В ролевую игру включаем элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо с полноценным конструированием, в котором используют игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования.
В конструировании выделяют два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение.
Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов. У дошкольников взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. Замысел, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, часто является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.
Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования : нечеткость замысла, неустойчивость замысла, поспешность исполнительской деятельности, нечеткость представлений о последовательности действий и неумение планировать, неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае, как показали многие исследования (З. Лиштван, В. Нечаева, Л. Парамонова и др.) детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующим развитию полноценной деятельности творческого характера.
Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, но в первую очередь, игра.
Формы организации обучения детскому конструированию :
-конструирование по образцу (прямая передача детям готовых знаний, способов действий по подражанию);
- конструирование по модели, по очертанию составляющих ее элементов скрыто от ребенка;
- конструирование по условиям (задачи выражаются через условия и носят проблемный характер);
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам (обучение детей построению простых схем чертежей, и наоборот, создание конструкций по простым чертежам схемам);
- конструирование по замыслу (эта форма не является средством обучения детей созданию замыслов, оно позволяет лишь самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее);
- конструирование по теме (основная цель организации конструирования по теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной теме);
- каркасное конструирование (первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки - его частями, характером их взаимодействия).
Каждая из рассмотренных форм организации обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей.
Конструкторская деятельность требует от детей достаточно сложных пространственных ориентировок. Именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности формируются пространственные ориентировки.
В роли мощного средства развития пространственного воображения как оперирование образами (их трансформация и комбинирование) может выступать компьютер. Как отмечает Б. Ф. Ломов, компьютеры позволяют человеку, создавшему некий внутренний образ, как бы перенести его из головы на экран и работать с ним, как с внешним объектом.
Основу формирования творческого конструирования составляют три взаимосвязанных компонента:
- самостоятельное детское экспериментирование с новым материалом;
- развитие образного мышления и воображения;
- формирование обобщенных способов деятельности.