Галина Душакова
Воспитание языковой культуры у детей дошкольного возраста средствами народной сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления «Воспитание языковой культуры у детей дошкольного возраста средствами народной сказки»
Слайд 2
Свое выступление сегодня хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского:
«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия – это ключик, с помощью,
которого можно открыть любые истоки,
и они забьют животворными ключами…»
Публикация «Воспитание языковой культуры у детей дошкольного возраста средствами народной сказки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Слайд 3
Сказка как средство развития речи у ребенка издревле используется в дошкольной педагогике. И не случайно… Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы. Константин Дмитриевич Ушинский, признавая пользу сказок, сам сочинял их для детей разного возраста.
Виссарион Григорьевич Белинский считал, что сказка развивает фантазию ребенка, является посредником между миром ребенка и окружающей действительностью.
И действительно, сказка знакомит ребенка с большим миром.
Сказки являются эффективным средством развития речи у детей дошкольного возраста, поэтому я активно использую их в своей работе.
Слайд 4
На протяжении веков народом было проверено, что сказка, быль, потешка считаются уникальным средством для воспитания. Они представляют собой высочайшую педагогическую уникальность. А так как дети и сказки неразделимы и в воспитание, и в образование дошкольников необходимо включать знакомство и изучение сказок своего народа.
Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Почему сказка для детей всегда имеет интерес и волнует их своим содержанием? Потому, что в содержании сказки всегда есть борьба добра и зла, вымышленные и реальные образы, яркий интересный, понятный детям язык, все события, происходящие в сказках понятны и доступны маленькому человеку, волнуют его, заставляют сопереживать и оказывают влияние на становление нравственно здоровой личности ребёнка. Благодаря сказкам у дошкольников формируются более правильные и всесторонне глубокие знания об окружающем мире. Можно сказать, что сказка в руках педагога мощный инструмент в воспитании.
В сказке мы можем видеть изобилие традиций, премудрость народную, а также красоту языка. Как замечательно у Ершова «Это присказка – пожди, сказка будет впереди». Благодаря сказкам у детей развивается воображение, происходит развитие и обогащение словаря. А развитие речи способствует познанию окружающего мира и развивает ребёнка как личность. Поэтому рассказывание, чтение и пересказ сказок сильно влияет на развитие и становление правильной и красивой речи дошкольников.
С раннего детства мир сказок знаком ребенку. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности.
Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Целью НАШЕЙ работы является создание условий для развития речи и формирования языковой культуры у детей дошкольного возраста посредством сказки.
Слайд 5
Чтобы достичь цель, МЫ выделили несколько приоритетных задач:
Это поддерживать интерес детей к русской народной сказке используя различные приемы приобщения: чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра.
Повышать речевую активность детей, обогащать словарь.
Развивать игровую деятельность детей, используя полученные ими знания и представления.
Слайд 6
В своей работе по развитию речи при помощи сказки МЫ используем разные формы приобщения детей к художественной литературе, которые МЫ применяем во всех областях образовательного процесса.
Так как большое место в жизни детей моей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их и их драматизируем, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, рисуем, лепим. Настольными книгами у детей почти всегда являются сказки.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно. На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы.
Ознакомление с художественной литературой вырабатывает у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.
Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство и способствуют запоминанию детьми сюжета сказки, её героев. Развивают логическое мышление при составлении целого из частей. Помогает последовательно рассказать сказку. Развивает речь, обогащает словарный запас.
Музыкально-ритмические движения. Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
Через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации отражается эмоциональное отношение ребенка к художественным произведениям. Развивается фантазия,воображения, мелкая моторика.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть :
Три медведя, Теремок,
Колобок- румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят
- Этим сказкам каждый рад!
Подвижные игры с текстом способствует согласованности движения с речью, выразительности речи, оказывают влияние на обогащение словаря, вырабатывают правильный темп и дыхание.
Подвижная игра «Теремок»
Оборудование: маски героев сказки.
Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки : мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.
Дети поднимают сцепленные друг с другом руки и говорят слова:
«Вот стоит теремок
Он не низок, не высок.
Как войдет в него зверек,
Так захлопнется замок».
Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.
На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми.
Слайд 7
Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. В это время дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, выразительном чтении стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
В исследованиях О. С. Ушаковой показано, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в частности сказок. В этом творчестве проявляется стремление детей выразить в слове свое отношение к произведениям искусства, свое мироощущение.
Роль сказки в обучении творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста сложно переоценить. Со сказкой дети встречаются в книгах, на телевизионном экране, в кино, театре. Они погружаются в жизнь героев, черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о пространстве и времени, о связи человека с предметным миром и природой. Также сказки и художественная литература изобилуют образцами родного языка, что является необходимым и благоприятным материалом для сочинения собственных сказок и позволяет непосредственно использовать сказки и художественные произведения как средства обучения
Через художественные произведения закладываются основы нравственного сознания ребенка. Осуществляется воспитание национального самосознания, сохраняются народные традиции. Благодаря сказке, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры Поскольку сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа. Таким образом, проблематика обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием различных приемов и форм работы со сказками и художественным произведениями приобретает для педагогов особое значение.
Слайд 8
По ФГОС ознакомление с художественной литературой выведено за пределы занятий, осуществляем в повседневной жизни детей. На занятиях по речевому развитию МЫ читаем русские народные сказки также слушаем сказки в аудиозаписи, смотрим мультфильмы по сказкам.
Читаем потешки и играем в пальчиковые игры. Рассматриваем и обсуждаем иллюстрации в книгах. Учимся отвечать на вопросы по сюжету сказки. Повторяем импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами.
Для детей сказки слаще сахарной баранки
Хороша сказка, особенно для ребенка
Только в сказке увидишь свинку с золотой бочинкой
За красивой былью и дети спать ложатся рано
Ребятишкам только и надо, что печь толочь да прибаутки слушать
Слайд 9
Воспроизводим сюжет сказок с помощью театров разного вида:
1. Магнитный театр
2. Пальчиковый театр
3. Кукольный театр
Слайд 10
Театр! Как много значит слово. Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас! Мы на спектаклях умираем, С героем вместе слёзы льём… Хотя порой прекрасно знаем, Что все печали не о чём! Забыв про возраст, неудачи, Стремимся мы в чужую жизнь. И от чужого горя плачем, С чужим успехом рвёмся ввысь! В спектаклях жизнь, как на ладони, И всё откроется в конце: Кто был злодеем, кто героем.
Слайд 11
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. «Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир». Ж. -Ж. Руссо. «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Я. Коменский.
С целью закрепления знаний о русских народных сказках приобщения к литературному слову использовали дидактические игры:
1. «Из какой сказки герой»
2. «Четвертый лишний»
3. «Расставь по порядку»
4. «Отгадай сказку»
5. «Продолжи сказку» (описание героев) и другие.
Слайд 12
Использование игр - драматизаций в дошкольном возраста. Методическая разработка по использованию игры-драматизации. Введение. Актуальность игры-драматизации в работе с дошкольниками. Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. Г. Попова Педагог дошкольного образования уделяют большое внимание творческому развитию дошкольников. Развитию творческой личности способствует считать знакомство с народными потешками, прибаутками стихотворениями, и, конечно сказками.
Слайд 13
По ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание в записи известных мастеров сцены.
В своей работе по формированию элементарных математических понятий я продолжаю формировать представления детей о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине по средствам сказки. Занимаются конструированием домика для животных по сказке «Теремок».
Так же можно использовать игры-потешки и физкультминутки с персонажами русской сказки. Их очень любят дети.
Слайд 14
Невозможно развивать речь детей, не развивая их физически. В своей работе по физическому развитию я использую подвижные игры со сказочными героями : «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Лягушки» и др. Дети учатся имитировать походку героев сказок. «Ходим как медведи, прыгаем как зайцы».
Слайд 15
В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают, прежде всего, за счет средств выразительности : цвета, формы, композиции. Все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста.. В этом могут помочь литературные произведения, а именно сказки, требующие адекватного выражения чувства, отношения к окружающему миру, настроения, замысла ребенка. Чтобы создать сюжет, ребёнку требуется активная работа воображения и наличие определённых знаний, умений и навыков.
Развитие речи детей, нашло свое отражение и в художественно – эстетическом развитии.
Слайд 16
Я предлагаю детям раскрасить иллюстрации к сказкам. Строим дома для зверей. Мы лепим пирожки для Маши и золотое яичко для бабушки и дедушки. Создаем иллюстрации к сказке при помощи аппликации.
Слайд 17
Важным условием развития речи у детей является организация развивающая предметно – пространственной среды.
В группе оборудован книжный уголок, на полках которого есть книги с рассказами и любимыми сказками.
Интерес детей поддерживается постоянным обновлением: тематическими выставками книг; разновидностью театров: кукольный, пальчиковый, плоскостной. Дидактическим материалом: играми, сюжетными картинками.
Слайд 18
Настольный театр — это макет с декорациями и небольшими фигурками, которые кто-либо передвигает в этом макете. Такой театр рассчитан на совсем небольшую аудиторию.
Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично оправдано. Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок. Сначала это делает сам воспитатель, а затем привлекает и детей, когда они достаточно освоятся и изучат произведение. Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей.
Слайд 19
Большой вклад для приобщения детей к русской культуре вносит работа с родителями. Особая роль в работе отводится просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок. Я разъясняю значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании речи и положительных эмоций ребенка, сохранения родного языка
Слайд 20
В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.
Слайд 21
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства.. В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события
Наша задача чтобы у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом.
Систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником успешного речевого и эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Слайд 22
Завершить хотелось бы словами В. А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ