Климова Оксана
Воспитание и развитие детей в культурных практиках в условиях реализации ФГОС доо
▼ Скачать + Заказать документы
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития самостоятельности и творческих способностей дошкольников. В основу реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта положен культурно-деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет образование как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и склонностей, защиты его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог общекультурной и личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя.
Публикация «Воспитание и развитие детей в культурных практиках в условиях реализации ФГОС доо» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Концепция культурных практик "культурные практики представляют собой разнообразные независимые виды деятельности, поведения и опыта, основанные на текущих и будущих интересах ребенка". Культурные практики ситуативны, автономны, независимы от других.
При развитой системе культурных практик ребенок нуждается не столько в образовании, сколько в педагогической поддержке, сотрудничестве, общем психологическом настрое (заботе) взрослого и ребенка, их взаимном доверии, заботе об общем деле (интересе). Ведущей культурной практикой является игровая практика, которая позволяет создать событийно-ориентированное пространство для образовательной деятельности детей и взрослых. Специально организованные мероприятия воспитателя проходят в первой половине дня, а во второй половине организуются разнообразные культурные практики, направленные на проявление самостоятельности и креативности детей в различных видах деятельности. В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, самовыражения и сотрудничества между взрослыми и детьми.
Искусство педагога заключается в том, чтобы организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок сам захотел чему-то научиться, усвоить что-то или что-то сделать. И технология "Ситуация" помогает учителю в этом. Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми, основанных на использовании общекультурных знаний о законах эффективной деятельности, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – "Ситуационная", так как она основана на различных ситуациях, с которыми дети сталкиваются в течение дня. Технология "Ситуация" дает учителю возможность управлять ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира; приобрести опыт выполнения универсальных действий по устранению трудностей, выявлению их причин, постановке целей, планированию своих действий, соотнесению цели с результатом, и т. д.
Что еще можно считать культурной практикой? Совместная игра учителя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, конструкторские и конструктивно-конструктивно-конструктивные игры). Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования знаний и умений. Мастер-классы разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия по рукоделию, ознакомление с народными промыслами ("В гостях у народных умельцев", просмотр образовательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки ("Полиграфическая мастерская", "В гостях у сказки", игры и коллекционирование. Музыкальная, театральная и литературная гостиная (детская студия) - это форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую активность детей и свободное общение между воспитателем и детьми на литературном или музыкальном материале
В то же время существует культурная практика пребывания в дошкольной группе, которая отличается от культурных игровых практик, в которые изначально были вовлечены дети. Это связано с тем, что мировоззрение ребенка включает в себя структурные и процессуальные компоненты, которые тесно связаны с ощущением и восприятием того, что и как ребенок чувствует и делает в данной ситуации контакта с миром. Поэтому она всегда активна и подвижна, связана с "зондированием", поиском границ между собой и внешним миром, между своим и чужим, хорошим и плохим для себя, добром и злом. Дети ищут границы, чтобы сформировать представление о том, где их место в этом мире, почувствовать это и "консолидироваться".
Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их ориентации