Татьяна Пыряева
Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой и окружающим миром
▼ Скачать
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездушно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить детей беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?
Публикация «Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой и окружающим миром» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
С каким интересом дети вместе со взрослыми наблюдают за муравейником. Один тащит соломинку, другой крошку –друг другу помогают. Объяснить детям о пользе муравьёв – своей работой рыхлят землю (она становится мягче, удобряют её. Нельзя их обижать, про таких говорят: «Мал да удал.»
Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными.
Как просто можно объяснить и показать детям появление весной на земле коричневых чешуек от тополя: -Это ночью сдул ветер с тополей чешуйки почек. Наклонив веточку нужно предложить детям рассмотреть её и при этом рассказать, как спали зимой в тёплых шубках маленькие блестящие листочки. Проснулись они весной от теплого солнца, начали быстро расти.
Тесно им стало в домиках. Сбросили они чешуйки –шубки и потянулись навстречу солнцу, заулыбались, заблестели. Чешуйки сделали своё дело, сберегли листики от холода, и теперь легкий весенний ветер играет с ними.
Вот такой рассказ можно предложить детям о солнышке весной: «Трудится оно с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, и деревья от зимнего сна. Радует солнышко и птичек, и людей. Солнце своими лучами будит природу. Просыпаются птички, цветы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе.» Вечером наблюдения за солнцем можно продолжить. Проследить, как солнышко садиться за тучу, «закрывает глазки и становится темно. Вместе с солнцем засыпает всё живое.»
Обнаружив паутину, которая на солнце блестит, можно понаблюдать за работой паука. Чуть потрогав паутину стебельком травы, сразу же выбегает паучок. Кто его потревожил? Рассказать детям, что он сделал паутину-сеть, ловит в неё мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит. Лучше понаблюдать, как он будет плести паутину.
Начинаются летние грозы. Дети боятся грома, молнии. Нужно доступно объяснит им и это явление природы. В этом хорошо может помочь стихотворение В. Орлова «Тучи»
Туча тучу повстречала,
Туча туче прокричала:
«Прочь с дороги, уходи!
Прочь с дороги, дай пройти!»
Отвечала туча туче:
«Ты меня не трогай лучше!
Если тронешь- проучу
И тебя поколочу!»
Туча тучу лбом, лбом!
А по небу гром, гром!
Бились тучи целый час,
Слёзы сыпались из глаз.
Объяснив детям содержание стихов попроще, своими словами. Дети понимают и улыбаются и меньше боятся грозы.
Во время дождя замечаем, что птички не поют, спрятались от дождя. Послушать шум дождя и стук капель по крыше.
А вот и осень. Осенью дети с удовольствием собирают разноцветные листья, рассматривают их по форме, цвету, размеру. Очень красивые получаются панно из сухих листьев и цветов. Семена пригодятся для различных поделок из природного материала.
Общение детей с природой делает их жизнь эмоционально богаче.
Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка с самого раннего детства понимать красоту живой природы : любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно будет быть спокойным за природу и молодое поколение.