Наталья Капустина
«Волшебный замок». Развлечение с элементами методики Эдит Нотдорф (обучение нотной грамоте)
▼ Скачать + Заказать документы
Занавес закрыт.
Под музыку дети забегают в зал, садятся на стульчики,
которые стоят полукругом.
Звучит музыка в записи, из-за занавеса выходит Домисолька (на нем черный плащ с блестящими нотами, на голове корона в виде лиры).
Под тихую музыку читает:
Знаем мы, что дважды два,
Как всегда – четыре.
Только вот без волшебства
Скучно будет в мире.
Город, поле, речка, лес
(если приглядеться,
До краев полны чудес
Радостного детства.
Слышите, ручей поет
И кузнечик тоже.
Стрекоза на вертолет
Очень уж похожа…
Кружит хоровод медуз –
Публикация «„Волшебный замок“, Развлечение с элементами методики Эдит Нотдорф (обучение нотной грамоте)» размещена в разделах
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Сценарии развлечений
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2014
На волнах просторно.
И улитка тащит груз
Домика – валторны…
Музыка всегда светла,
Свет ее не тает.
В микрофон цветка пчела
Что-то напевает
И троллейбус и трамвай
Затянули песню.
Ты им тоже подпевай –
Станет жизнь чудесней!
Вслушайся – весь мир поет –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет
Мир ее волшебен!
Дети становятся в полукруг перед занавесом.
Песня «Музыка и дети» Ю. Чичков
Дети сели. Открывается занавес
( декорации: комната, кровать – на ней спит девочка Юля).
Домисолька: Жила-была девочка, звали ее Юля. Однажды ей приснился таинственный сон. Ей снился волшебный замок, в котором живут все звуки и мелодии со своими нотами. Но для того, что бы познакомиться с ними нужен волшебный ключ, а точнее – нотный ключ.
Музыка звучит громче, Юля просыпается.
Юля: Ах, какая прекрасная музыка. Откуда она звучит? Наверное, она слышна из волшебного замка, который приснился мне. Вот найти бы мне этот замок.
Домисолька: А я знаю, как найти этот волшебный музыкальный замок.
Юля: Кто вы?
(Юля и Домисолька выходят вперед, занавес закрывается).
Домисолька: Меня зовут Домисолька, а тебя я знаю, ты - девочка Юля. Если ты хочешь найти волшебный замок и открыть его нотным ключом, ты должна будешь пережить много приключений. Но одно ты должна запомнить: не бойся никогда трудностей, которые встретишь, когда будешь идти по волшебной дороге музыки.
Юля: Как же я попаду к волшебному замку и достану ключ?
Домисолька: Иди все время по этой волшебной дорожке, и она приведет тебя к музыкальному замку (кладет дорожку - реквизит).
Юля: Спасибо! До свидания! (уходит за занавес по дорожке)
Домисолька: Ребята! Юля отправилась в путешествие, а вы хотите попасть в этот замечательный замок? Тогда давайте будем Юле помогать преодолевать все препятствия. (Домисолька садится на трон рядом с детьми).
Открывается занавес
Декорации: лес, гора, дорожка – возле нее сидит Великан (человек сидит и к нему приделаны длинные руки и ноги, он спит. У него длинная борода, которая запуталась в ветках дерева
Юля: (подходит к Великану) Ой, кто это?
Гномик: (ребенок) Это лесной ленивый Великан, его зовут Пауза. Он всегда спит, а так как он спит очень долго, борода у него путается и мешает всем пройти.
Ты, наверное, Юля, знаешь, что когда поешь песню, то делаешь небольшие остановки в тексте – это паузы. Так вот и тебе пришлось сделать остановку у великана Паузы. И чтобы дальше пройти, тебе надо распутать бороду и разбудить великана.
Юля: Я знаю что делать. У меня есть подарок для Паузы – расческа.
(девочка и Гномик распутывают бороду)
Юля: А теперь споем песенку о великане с паузами, что бы он проснулся.
Песня «Ленивый Великан» Э. Нотдорф
Великан: (просыпается) Что за веселая песенка меня разбудила?
Юля: Здравствуй! Великан, это дети про тебя спели песню, что бы тебя разбудить.
Великан: Спасибо, мне понравилось. Ах, а какая гладкая и красивая стала у меня борода. Как вам удалось её распутать?
Юля: В этом мне помог гребешок! (дарит его Великану)
Звучит бубен (за занавесом)
Великан: Что это?
Юля: Это дождик!
Великан: Ой, дождик! Что же делать? Моя борода намокнет.
Юля: А мы тебя спрячем. Пока! (выходит к детям)
Занавес закрывается (детям раздаются бубны)
Домисолька: Ребята, а давайте поиграем с дождиком. Мы будем петь, а на паузах будут стучать капельки дождя.
Игра «Дождик» Э. Нотдорф
Просьба к облаку: Облако большое,
Дождик унеси от нас,
Что бы твои капельки
Не попали в нас.
Просьба к солнцу: Милое ты солнце,
Выходи из серых туч,
Дождичек подальше
Гулять за дом отправь.
Домисолька: Молодцы! Юля, вот ты справилась с одним препятствием очень хорошо, но тебя ждут еще опасности, справишься? А вы, ребята, тоже не растерялись, замечательно помогали. Будем еще помогать?
Ребенок:
Волшебство с улыбкой дружит,
Волшебству улыбка служит.
Без смычка не может скрипка,
Как без музыки – улыбка!
Я прошу вас, улыбайтесь,
Изумляйтесь, удивляйтесь
Фантазируйте и спорьте.
И побольше пойте, пойте!
Юля: Спасибо, какие хорошие слова, они придадут мне и вам смелости и сообразительности. Ну что же, в путь!
Открывается занавес.
( декорации: лес, гора, из-за нее появляется Змея)
Юля: Ой, кто вы?
Змея: (шипит) Я королева змей – Форте, так меня зовут. Дальше пути нет! Не пройдешь!
Юля: Что же мне делать?
Домисолька: Я подскажу вам. Дети, вы, наверное, заметили, как зовут змею – Форте (f, что это означает? (ответы детей - громко) Правильно. Как вы думаете, наверное, в этом отгадка. Она не любит противоположное. Какой знак противоположный Форте. Правильно – пиано (p, что он означает? (ответы детей - тихо).
Змея: Это вам не поможет! Не пущу!
Юля: А я знаю игру, где есть тихая и громкая музыка.
Игра «В доме моем тишина…» Э. Нотдорф
В доме моем тишина
В доме моем ты одна
Только где-то шуршунчик шуршит (2 раза)
(бубен - шуршит)
Стукунчики громко звучат
Погромче они все стучат
Очень громко стукунчик стучит (2 раза)
(палочки - стучат)
В доме моем тишина
В доме моем ты одна
Только где-то скрипунчик скрипит (2 раза)
(пальцем по бубну)
Звучунчики громко звучат
Погромче они все звучат
Очень громко звучунчик звучит (2 раза)
(звоночки)
Опять все затихло кругом
Не слышен не звон и не гром
Только где-то сопунчик сопит (2 раза)
(сопеть носом)
Сопунчики сопят
Шуршунчики шуршат
Стукунчики стучат
Звучунчики звучат
Змея: Ничего у вас не получилось! Не пущу!
Юля: Змея почти ослабла, я думаю, что под громкую музыку она будет танцевать, а под тихую – уснет. Девочки, станцуйте вместе с Форте, что бы она быстрее устала и уснула.
Импровизированный танец «Змеи» (восточная музыка)
Занавес закрывается
Домисолька: Да, не легко вам пришлось. Но и с этим препятствием вы справились. Давайте немного отдохнем, отгадаем загадки.
(загадываются пять загадок о музыкальных инструментах)
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль
Как зовут меня? (рояль)
Сверху кожа, снизу тоже
А в середине – пусто (барабан)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека,
Поет про ветер лунный
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье … (скрипка)
То толстеет, то худеет,
На весь голосит (гармонь)
Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий
Называется … (свирель)
Домисолька: Ну что, дети, хорошее у вас настроение? А ведь и музыка, как настроение человека бывает – веселая и грустная. А как по-другому можно сказать о музыке разного характера?
Дети: Мажорная и минорная.
Домисолька: А вы расскажете мне историю про двух утят: веселом и грустном?
Инсценировка «Два утенка» (утята в шапочках)
(Е. Поплянова «А мы на уроке играем» Музыкальные игры, игровые песни. М. 1994)
1. Веселый утенок
По лужам шагал,
Веселую песенку
Так напевал:
«Кря-кря-кря» (2 раза)
2. А грустный утенок
По лужам шагал
И грустную песенку
Так напевал:
«Кря-кря-кря» (2 раза)
3. Веселый утенок
К нему подошел:
«Смотри, червячка я
Какого нашел!»
«Кря-кря-кря» (2 раза)
4. А грустный утенок
Ответил ему:
«А мне никогда
Не найти самому»
«Кря-кря-кря» (2 раза)
5. Веселый утенок
Сказал ему: «Зря
Не надо грустить,
Если рядом друзья!»
«Кря-кря-кря» (2 раза)
Домисолька: Хорошо! Я вижу, вы знаете, что такое мажор и минор. А те-перь, Юля, в путь!
Занавес открывается
( декорации: лес, на деревьях указатели – «целая», «половинная»,
«четвертная», «восьмая» ноты)
Юля: (идет по дорожке и собирает указатели) Что это такое? Какие-то зна-ки? (выходит к детям).
Занавес закрывается.
Дети рассказывают о каждой ноте и показывают:
• «целая» нота – идут слоны;
• «половинная» - медведи;
• «четвертная» - улитки;
• «восьмые» - зайчики.
Один ребенок играет на музыкальной тарелке, показывая длительность нот.
Тихо звучит музыка.
1 ребенок:
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав, в шуме дуб-рав.
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа
2 ребенок:
Тихие слезы свои
Ива роняет у брода…
Тихо приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей.
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.
(музыка звучит громче).
Юля: Вы слышите музыку? Откуда она доносится?
Домисолька: Это мы приближаемся к замку. Ты справилась со всеми заданиями. Молодец!
Юля: Но без помощи детей у меня ни чего не получилось бы. Спасибо!
Домисолька: Вот и волшебный замок!
(открывается занавес на центральной стене нарисован замок)
Декорации: Ворота, лесенка, на воротах висит скрипичный и басовый ключи, вешалка с рюкзаками и шарами.
Юля: Ах, как хорошо! Ах, как красиво! А вот и волшебный ключ от ворот замка (берет его).
(музыка затихает)
Домисолька: Но ворота тоже не просто здесь нарисованы и у тебя в руке – музыкальные ключи – волшебные. Как они называются?
Юля: Не знаю.
Дети: Скрипичный и басовый ключи.
Домисолька: Вы наверно знаете, что эти ключи пишутся на нотном стане. – Ну-ка, кто скорее скажет, и покажет на себе, сколько рук имеет каждый? (2). Сколько пальцев на руке? (5).
Домисолька: - Ну-ка, кто сказать сумеет, кто быстрей ответит нам: сколько в стане есть линеек(5) Сколько станов знаешь сам? (2) - Если верно вы сказали,
То легко запоминать:
Две руки – два нотных стана.
Пальцев пять – линеек пять.
(звучит музыка)
Юля: (открывает ключом ворота и заходит в них).
Домисолька: Вот мы и в волшебном музыкальном замке.
(детям раздают металлофоны)
Танец ноток.
Домисолька: Хватит, ноты, шуметь и веселиться, быстро вставайте на свои места.
(нотки встают на лестницу).
В руках круги с названием нот.
Дети (читают стихи про ноты, а сидящие
с металлофонами соответственно играют)
Домисолька: Но нотки у нас не простые, посмотрите, что это у них за груз (дети одевают рюкзачки). Правильно – это рюкзаки. Нотки под их тяжестью стали меньше, ниже. Этот груз называется - бемоль, (показывает карточку) с этим знаком нота понижается на пол тона.
«Песенка бемолей» Э Нотдорф
(играют на металлофоне)
Знак бемоль (2 раза)
Что он означает?
Этот знак (2 раза)
Ноту понижает.
Знак бемоль (2 раза)
Ноту понижает.
Нотки снимают рюкзачки и берут в руки воздушные шары.
Домисолька: Посмотри, Юля, теперь у нот воздушные шарики, которые поднимают ноты вверх. Знак называется – диез. Он повышает звук на пол тона.
«Песенка диезов» Э Нотдорф
(играют на металлофоне)
Знак диез (2 раза)
Что он означает?
Этот знак (2 раза)
Знак диез.
Знак диез (2 раза)
Ноту повышает.
Ноты садятся.
Домисолька: С помощью этих семи звуков ты, Юля и вы дети, сможете проиграть и пропеть много песен и музыкальных произведений. Юля, ведь даже имя у тебя музыкальное в нем спряталась нотка «ля».
Волшебный ключ открыл для тебя пока только один большой зал волшебного замка музыки, но в этом удивительном замке много музыкальных комнат, с которыми мы познакомимся в дальнейшем.
Ребенок: По нотной чудо-лесенке,
Взбираясь к небесам
Пел жаворонок песенки
Полям, деревьям, нам.
Чем выше лесенка,
Тем звонче песенка.
Любой общий ритмический танец
Дети под музыку уходят из зала.