Приложение МААМ

«Волшебный мешочек» или «Все новое — это хорошо забытое…» (развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста)

Татьяна Шолохова
«Волшебный мешочек» или «Все новое — это хорошо забытое…» (развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы

”Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. ”

В. А. Сухомлинский

С каждым годом растет число детей, имеющих недоразвитие речи. Для таких детей наряду с указанными особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:1) нарушена мелкая моторика;2) нарушены внимание и память;3) недостаточно сформировано словесно - логической мышление.

Публикация «„Волшебный мешочек“ или „Все новое — это хорошо забытое…“ (развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста)» размещена в разделах

О важности развития мелкой моторики у детей уже написано немало. Труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова доказали тесную связь между развитием тонких движений пальцев рук и речевыми центрами головного мозга. Как отмечает Л. В. Фомина: «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».

С проблемой недоразвития речи я столкнулась при работе с детьми не только логопедических групп, но и групп общеразвивающего вида. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания. Развивающим занятиям отводится важное место в жизни детского сада.

Однако, используя на своих коррекционно-развивающих занятиях авторские программы по развитию познавательных процессов, я заметила, что в основном, предложенные в них дидактические игры направлены на развитие 1-2 процессов. Хотелось, конечно, найти такую игру, которая могла бы развивать несколько процессов одновременно.

Как говорится «Всё новое — это хорошо забытое старое», вот и я, вспомнила, что в детстве бабушка играла со мной в игру «Угадай, что в мешочке», в которую она играла еще до войны. Тогда, в далеком 1935 году, они складывали в мешочек пуговицы, камушки, ракушки. Я немного усовершенствовала эту игру и назвала «Волшебный мешочек». Считаю эту игру универсальной развивающей находкой.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель игры:

- снятие мышечного напряжения;

- сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя;

- развитие логического мышления, речи и памяти;

- развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания;

- развитие образного воображения;

- развитие слуховой и зрительной памяти;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие слухового и зрительного восприятия

Задачи:

Развитие тонкой моторики.

Развитие мышления.

Совершенствование навыков общения.

Для игры понадобится любой мешок из мягкого материала (я использую меховой) с затягивающимся верхом, пустые яйца от «Киндер-сюрприза» (их доставать не нужно, они нужны как помеха); маленькие игрушки из разного материала и разной формы ( например: резиновый, пластмассовый, деревянный шарик, шершавый и гладкий камень, стеклянная бутылочка, большое и маленькое колесо, кольцо, большая пуговица и маленькая, деревянная матрешка, оловянный солдатик и др.).

В мешке лежат пустые яйца от «Киндер-сюрприза», психолог кладет 8-10 маленьких игрушек в мешок, показывает детям, пересчитывает и предлагает им запомнить их. Верх мешочка затягивается шнурком, чтобы туда могла пролезть только рука. Дети поочередно запускают руку в мешок, ищут какую-то игрушку и наощупь определяют, что это, из какого материала, называют. Затем достают игрушку из мешка, всем показывают и прячут под стол. Игра продолжается, пока все дети (6-7 человек) достанут по игрушке. Затем психолог предлагает детям вспомнить, какая игрушка у соседа «напротив», и так у всех. Также психолог предлагает детям вспомнить, какие игрушки остались в «Волшебном мешочке», сосчитать, сколько достали и сколько их осталось в мешке.

Для детей постарше игра усложняется: в мешочек кладем только игрушки, и дети друг другу загадывают, какую игрушку кому достать. Ребята просто обожают эту игру! Каждое занятие приносят из дома свои игрушки, тем самым усложняя себе задачу, чтобы найти именно свою игрушку.

Для детей 4-5 лет можно положить в мешочек шарики, кубики и «киндеры» и предложить детям вытащить фигуру определенной формы или, например, мальчики вытаскивают кубики, а девочки – шарики. Варьировать задание можно с фигурами разного размера, формы или разного материала (например, резиновые, пластмассовые и деревянные шарики). Предложите детям давать задание друг другу, выделите детей, у кого пальчики «самые глазастые», это всегда стимулирует их активность.

Игра всегда доставляет детям огромное удовольствие и радость!

Эту игру я рекомендую воспитателям для использования на занятиях, а также родителям воспитанников, т. к. кроме развивающих функций эта игра способствует созданию благоприятного психологического климата в семье, повышает самооценку ребенка и благоприятно влияет на детско-родительские отношения.

Игру «Волшебный мешочек» я использую на своих психологических занятиях с детьми, начиная со средней группы. Систематические исследования уровня развития познавательных процессов, уровня готовности к школе показывают положительную динамику их развития в среднем на 17-20%.

Мне кажется, что игра «Волшебный мешочек» незаслуженно забыта педагогами и методистами, что ее польза просто непереоценима.

В магазинах игрушек легко найти различные мозаики, шнуровки, сенсорные подушечки, сделанные по методике М. Монтессори, красочные веселые предметы привлекают детей, логопеды их рекомендуют. Но это не всегда дешево, к тому же малыши быстро теряют интерес к новым игрушкам. Можно создавать условия для развивающих игр не только на занятиях в детском саду, но и у себя дома – без лишних затрат, всегда по-новому, просто иногда надо проявить фантазию и творчество.

Публикации по теме:

КвиллингКвиллинг Здравствуйте уважаемые коллеги! Приглашаю посмотреть часть детских работ. Работы моего кружка "Квиллинг" Работы детей: "Одинокий тигр"коллективная.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Волшебный мешочек» или «Все новое — это хорошо забытое…» (развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста)
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 23:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Волшебный мешочек» или «Все новое — это хорошо забытое…» (развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шолохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД