Людмила Гальямова
Проект в подготовительной группе «Волшебница Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе
«Волшебница Осень»
Подготовила проект : воспитатель «МБДОУ «Детский сад№ 129» Гальямова Л. А.
Тип проекта : информационный, исследовательско - творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (4 недели)
Участники проекта : воспитатель Гальямова Л. А., дети подготовительной группы, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект в подготовительной группе „Волшебница Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем и в процессе познания природы у него не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. В связи с этим, главная задача педагога - ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней, учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений. Иногда самостоятельно он не может найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы помочь ребёнку, организовывается проектная деятельность.
Проблема:
Проблема проекта : дети любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они плохо знают сезонные особенности, незнакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Осень - это не просто время года, это время, когда все живое на Земле готовится к переходу от жаркого лета, к холодной зиме. Дети хотят знать, какой бывает осень, как природа готовится к лютым морозам, как готовятся к зиме животные, птицы, насекомые, как ведут подготовку к зиме люди, как деревья готовятся к зиме?
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект, который будет направлен на развитие познавательного интереса детей к природе.
Цель:
Способствовать обогащению и пополнению представлений детей об осени как времени года, его характерных особенностях и созданию условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Волшебница осень»
Задачи проекта :
1. Развивать познавательную активность детей в процессе расширения представлений детей об осени, овощах, фруктах.
2. Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
3. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
4. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период.
5. Побуждать детей доступными им средствами выразительности изображать дары природы.
6. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе, знания о временах года, последовательности месяцев в году.
7. Обогащать предметно - развивающую среду групповой комнаты.
8. Расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
9. Формировать знания о пользе витаминов, их значение для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
10. Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей.
11. Формировать педагогическую компетентность родителей в области ознакомления детей с природой.
12. Вовлечь родителей в совместную деятельность над проектом.
Прогнозируемый результат:
1. Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
2. Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
3. Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
4. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары).
5. Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
6. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
7. Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы реализации проекта.
I этап. Организационно-подготовительный этап.
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности;
- Подбор художественной литературы по теме проекта;
- Изготовление дидактических пособий по данной теме;
- Подбор художественной литературы по теме проекта;
- Создание в группе развивающей познавательно-исследовательской среды;
- Оформление папок -передвижек для родителей по теме проекта;
- Информирование родителей о предстоящей деятельности.
II. этап. Основной (практический).
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Овощной магазин», «Едем на дачу», «Повара», «Булочная», «Магазин цветов», «На прогулке в осеннем лесу», «Заготовка грибов и ягод на зиму», «Исследователи», «Семья идет на прогулку», «У бабушке в деревне», «Магазин овощи и фрукты», «Ярмарка».
Дидактические игры:
«Послушай, запомни, повтори», «Поезд полезных продуктов», «Вершки и корешки», «Назови ласково» (образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, «Чего не стало?», «Подскажи словечко», «Съедобные и ядовитые грибы», «Скажи наоборот», «Запасы зверей», «Четвертый лишний», «Времена года», «Один - много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже, «Кто чем питается», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «Осенние приметы», «Две корзинки», «Овощи-фрукты», «Найди пару», «С какого дерева лист?», «Что лишнее?», Лето или осень?» (игра с мячом, «Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных, «Угадай, с какого дерева лист и плод» (закрепление названий деревьев).
Театрализованные игры:
Пальчиковый театр «Колосок», «Садовник», "Хозяйка однажды с базара пришла", «Компот», «Тесто». Инсценировка сказки В. Сутеева «Мешок яблок», инсценировка русской народной сказки «Вершки и корешки», «Лесные жители» (учить детей искусству - перевоплощения.) «Лесной зонтик», «Урожай», «Осенний листок». Драматизация народной сказки «Колосок». Моделирование ситуации «Расскажем волку о правилах обращения с хлебом», «Расскажем мышатам о подарках осени».
Трудовая деятельность:
Помощь воспитателю в уборке урожая на огороде, в подготовке клумбы и группового участка к зиме.
Участие в приготовлении блюд из овощей и фруктов дома с родителями.
Сбор веточек и составление из них геометрических фигур.
Составление из опавших листьев на асфальте узора.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Изготовление соленого теста.
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор листьев для коллажа и гербария.
Изготовление альбома о дарах осени.
Совместно с родителями изготовление поделки из овощей и природного материала.
Наблюдения:
Наблюдение за осенними явлениями
Наблюдение за осенним дождем. Сравнение его с летним
Наблюдение за деревьями на участке детского сада
Наблюдение за сбором грибов родителями в лесу
Экскурсия на огород и в сад
Экскурсия в магазин в «овощной» отдел (воспитание уважения к труду продавца, бережное отношение к дарам природы)
Наблюдение за приготовлением родителями различных блюд из овощей.
Познавательное развитие:
Беседы: «Вот и осень к нам пришла», «Ранняя осень» «Какие изменения в природе ты заметил (а) по дороге в детский сад? «Осенние приметы», «Одежда людей осенью», «Где и как растут овощи», «Щедрые дары осени», «Как употребляют овощи в пищу?», «Труд людей в огороде», «Лук от семи недуг», «Что где растет?», «Какая польза от овощей», «Труд в саду и огороде», Беседа о труде садовода, «Грибы и ягоды-дары леса», «Как правильно собирать грибы», "Как заготавливают грибы и ягоды", «Зачем нужны мухоморы», «Грибы не только пища, но и дом» (дать знания о том, что грибы служат не только пищей, но и домом для некоторых насекомых и личинок, «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Почему цветы осенью вянут?», «Как одеваются осенью?», «Почему осенние листья опадают».
ООД: «Почему осенью деревья лишаются листьев?», «Признаки осени», «Есть у нас огород. Труд взрослых в огороде», «Фрукты. Труд людей в саду», «Дары леса: грибы и ягоды», «Подготовка диких животных к зиме», «Домашние животные, «Овощи», «Фрукты», «С какого дерева листок?».
Художественно-эстетическое развитие:
Конструирование и ручной труд:
«Плодоовощная база», «Овощехранилище» (крупный и мелкий строитель, «Овощи и фрукты для магазина» (мелкий строитель, «Веселые грибочки», «Корзинка для сбора урожая» (оригами, «Осенний лист (складывание оригами из бумаги)», «Золотая осень» (дерево, «Сельскохозяйственные машины».
Рисование:
«Осенний лес» (штампование листьями, «Грибок», «Осенний пейзаж», «Осенняя береза», «Дары осени», «Идет дождь», «Корзинка с грибами», «Веточка рябины», «Осенние краски леса», «Консервируем на зиму».
Аппликация:
«Витаминная корзинка», «Осенние веточки в вазе» «Осень в гости к нам пришла», «Осенний лес», «Березки», «Разноцветные листочки».
Лепка:
«Рябинка», «Репка на грядке», «За грибами в лес осенний».
Работа с шаблонами и трафаретами
Раскрашивание, штрихование.
Составление узоров и рисунков из круп.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
- И. Соколов- Микитов «Листопадничек»
- А. Барто «В школу»
- К. Чашева «Деревья спят»
- К. Бальмонта «Сентябрь»
- Ю. Тувим "Овощи"
- К. Ушинский «Осень»
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
- Даль «Война грибов с ягодами»
- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»
- Я. Тайц «Грибы»
- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
- М. Пришвин «Грибной лес», «Этажи леса»
- Н. Егорова «Листопад»
- Коркин B. Что растет на нашей грядке?
Пересказ, рассказывание:
- Пересказ произведения Маршака С. Синьор Помидор.
- Пересказ рассказа Н. Носова «Огурцы»
- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
- Творческое рассказывание по темам «Самый необычный овощ»
- Составление описательного рассказа на тему «Мое любимое осеннее дерево»
- Пересказ произведения Трутнева E. Урожай, урожай!
- Пересказ сказки «Вершки и корешки»,
- Пересказ произведения Н Носов «Про репку»,
- Пересказ сказки «Мужик и медведь».
Заучивание наизусть:
- А. Плещеев «Осень наступила»
- Е. Трутнева «Осень»
- Е. Благинина «Приходите в огород»
- С. Д. Дрожжин «В поле»
Отгадывание загадок о овощах.
Заучивание стихотворений об осени.
Отгадывание загадок о грибах.
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей, грибов. Картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», Г. Мясоедов «Осенний пейзаж», В. Поленов «Золотая осень».
Сравнение овощей (по форме, размеру, длине, вкусу).
Загадки о фруктах и овощах.
Разучивание примет и поговорок об осени.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Собираем урожай», «Раз, два, три - названный лист бери», «Огород у нас в порядке», «У медведя во бору», «Кто скорее соберет» «Поедем в лес», «Автомобили на уборке урожая», «Вершки и корешки», «Кто быстрее всех найдет овощ», «Назвался груздем, полезай в кузовок», «Грибы и грибники», «Осенний наряд», «Осенние бусы», «Собери осенний букет».
Физкультминутки: «Грибок», «Осенние листья», «Овощи», «Фрукты» «Капуста», «Ветерок».
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «Осень», «В нашем огороде», «Здравствуй, осень золотая», «Апельсин», «Пирожки для мышат», «Мы идем в осенний лес», «Дождик».
Культурно - досуговая деятельность: - Праздник осени «Праздник сбора урожая»
Взаимодействие с семьей
Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.
Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц по теме.
Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, лес.
Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению детских костюмов, декораций для зала.
Консультации «Витамины на грядке»
Участие родителей в посадке кустарников на участке детского сада.
Слушание произведений русских и зарубежных композиторов об осени.
Рекомендации по рассматриванию картин русских и зарубежных художников об осени.
Памятка для родителей: «Одеваемся по погоде».
Беседа с родителями «Осторожно, грипп! Нужна ли нам прививка от гриппа?»
Консультация «Как сохранить здоровье детей осенью».
Организация выставки поделок совместно с родителями: «Дары осени»
III. Подведение итогов проекта.
1. Продукт проектной деятельности :
Осенний музыкальный праздник «Праздник сбора урожая»»
Выставка работ «Дары осени» (совместная работа детей с родителями)
Коллективная работа «Разноцветное дерево», «Веселые грибочки».
Оформление раздевалки с использованием работ детей.
2. Анализ результатов работы.
В процессе проектной деятельности «Волшебница осень» собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
- осенние приметы и явления :
- пословицы, поговорки об осени;
У детей развивались творческие способности, расширился и активизировался словарный запас. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно - речевую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Мы надеемся, что знания, полученные детьми во время проекта, пробудят чувство любви к родному краю. Ибо воспитание любви, бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе родного края возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Осенний лес» (штампование листьями».
Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Осенние краски леса»
Художественно-эстетическое развитие «Осень в гости к нам пришла»
Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Веточка рябины»
Продуктивная деятельность (складывание оригами из бумаги) «Осенний лист».
Оформление коллективной работы «Разноцветное дерево»
Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Грибок);
Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Корзинка с грибами»
Продуктивная деятельность. Конструирование из бумаги «Веселые грибочки».