Ольга Гладкова
Волонтерское движения в детском саду «Твори добро»
▼ Скачать + Заказать документы
"Волонтерское движения в детском саду "Твори добро" как средство социализации и формирование экологической культуры детей.
Современные дети живут и развиваются в новых социокультурных условиях. Существует много форм работы по социально - коммуникативному развитию дошкольников. Педагоги знают, что в период дошкольного детства закладываются начала взаимодействия с природой, дети осознают ценность её для общества.
Публикация «Волонтерское движения в детском саду „Твори добро“» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский писал "Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребёнок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
Внедряя волонтёрское движение в детском саду на основе свободного объединения родителей, детей и педагогов, деятельность которых продиктована единой целью, а не принуждением, приводит к формированию у дошкольников нравственных качеств. У них начинает проявляться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в ситуации, учатся отделять хорошее от плохого.
Волонтёрство - это инициатива объединения людей по интересам, где дети становятся инициативными и самостоятельными в выборе направления своей деятельности. Ребята осознают свою значимость, ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Наша волонтерская группа "Твори добро" с истоков создания участвовала в разных мероприятиях и акциях:
облагораживала территорию дошкольного учреждения "Красота вокруг нас"
акции "День защиты детей", "Сохраним мир", "Солнечный круг"
выходили на улицы города с буклетами и памятками "ПДД всем без исключения", "Чистый город", «Пристегни самое дорогое"
акции для малышей "Мы - помогаторы", "Умеешь сам - помоги малышу", "Сказки для маленьких" и так далее
для сохранения природы и живущих в ней "Помоги птицам", "Не ломай - мы живые"
для сохранения и укрепления здоровой нации "Берите с нас пример", "Мы здоровье бережем", "Сохраним планету"
"День матери"
для пожилых людей "Рука в руке", "Бабушки и дедушки берегите себя" (онлайн-марафон)
посещение мероприятий "День города", "День Победы", "Бессмертный полк", "Георгиевская ленточка".
Мы отметили для себя положительные стороны и влияние всего происходящего в волонтерской группе, дети овладели культурными средствами общения, способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность. Формируются такие качества, как положительное отношение к миру, к разным видам труда, повышается собственная самооценка. Ребёнок постепенно приходит к тому, что способен договориться, учесть интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умеет разрешать возникающие противоречия и конфликты внутри группы. У некоторых дошкольников проявляются лидерские качества, а у других закладываются исполнительские черты в достижении совместно поставленной цели.
Дети дошкольного возраста, как губка впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых между собой. Именно поэтому мы выбрали эко-волонтёрское направление, которое предполагает не только конкретную помощь кому-то в чём-то, но и общение с детьми и взрослыми в совместной деятельности, здесь и сейчас формируются и закладываются представления о добре и зле, стандартизируются ценностные ориентиры в социуме.
Эколого-социальная ситуация в современном обществе привлекает внимание не только взрослых, но и детей. В связи с этим мы занялись конкретной деятельностью, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех сферах жизнедеятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Перед нами встала задача, как сделать эко-волонтёрское движение познавательным, интересным и привлекательным не только для нас.
Ведь волонтёрская деятельность - это широкий круг традиционных форм взаимопомощи и самопомощи. Для себя мы поставили цель - научить себя и других людей беречь мир вокруг для последующих поколений:
посадка цветов и деревьев
благоустройство и обустройство дошкольного учреждения и близлежащих дворов
помощь животным и птицам
экологические акции с выходом за территорию ДОУ, уборка мусора и загрязнений
пропаганда экологической угрозы для нашей планеты
пропаганда здорового образа жизни.
Эко - волонтерская группа "Твори добро" делает большую работу:
выпускает стенгазеты, которые вывешиваются на двери близлежащих подъездов жилых домов
делают листовки, памятки, буклеты
выращивают рассаду цветов в горшочках, с последующей высадкой в клумбы ДОУ и близлежащих территорий
раздаёт мусорные пакеты прохожим, бросающим мусор в неположенном месте.
Для детей очень важно получить положительную оценку своих действий, что они трудолюбивы, доброжелательны к окружающему миру и людям, заботятся и бережно относятся к людям и природе. У них развивается милосердие, отзывчивость, формируется потребность в здоровом образе жизни.
Детское волонтерство может принимать любые формы и меняется в соответствии со сложившейся ситуацией. Если дети высаживают цветы на клумбу, а рядом малыш, который не может застегнуть сандалику, то наши дети "бросятся" на помощь. Этот вид деятельности очень важен в дошкольном детстве - это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для адаптации во взрослом мире, но и во взаимодействии с социумом.
Очень важно сознавать, что через эко-волонтёрское детское движение формируется экологическая культура, нами создаются условия для реализации умений и навыков по защите окружающей среды, мы ненавязчиво вызывали желание у ребят охранять доступный в этом возрасте окружающий мир, обеспечиваем активность каждого члена группы при проведении природоохранных мероприятий, способствуем созданию условий для будущего формирования основ экологического волонтёрского мировоззрения.
Природа нам дала уникальную возможность - использовать её для здорового образа жизни, эстетического наслаждения. Именно здесь и сейчас педагоги просто обязаны научить детей любить, ценить и беречь наш хрупкий окружающий мир.
Анализ уже проделанной работы позволяет сделать выводы, что дети получают заряд бодрости и позитива от того, чем они занимаются. А также получают достаточно глубокие знания об экосистеме. У них сформирована экологическая культура, они умеют применять на практике доступные умения и навыки, анализируют, делают простейшие выводы и умозаключения.
После каждого мероприятия или акции формируется банк видеопрезентаций, роликов, фотоотчетов и так далее.
Мы считаем, что именно участие в эко-волонтерском движении станет для каждого ребёнка в будущем фундаментом становления личности.
Список литературы:
1. Рыжов Н. А. Программа "Наш дом - природа".- М. :ООО "Карапуз - дидактика", 2005.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/ А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003.- №3.- с51-54.