Светлана Чернобук
Волонтерская игра «Миссия выполнима»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Чернобук Светлана Михайловна,
Педагог-психолог ГОО «Кузбасский РСППМС»
Волонтерская игра "Миссия выполнима"
Пояснительная записка
Добрых людей в мире
подавляющее большинство,
Но все они слишком заняты собой.
Помогают не добрые,
а неравнодушные.
И именно такими неравнодушными –
нам надо стать
Схиархимандрид Иона Одесский
Публикация «Волонтерская игра „Миссия выполнима“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Социально-значимая деятельность играет важную роль в развитии школьников всех возрастов. Есть несколько определений, но в целом смысл сводится к следующему: это последовательность действий, направленных на решение определенных социальных проблем и преобразование окружающей действительности. Неотъемлемым условием гражданского становления личности является ее осознанная гражданская активность. Сегодня подросток и тем более старшеклассник в состоянии взять на себя определенную долю ответственности за свое развитие и за изменение социальной ситуации в рамках своей школы, своего города. В современной школе это направление работы становится одним из приоритетных. Такая деятельность позволяет детям научиться справляться с различными трудностями, включиться в работу по улучшению социальной ситуации. Формирование социальной ответственности и самостоятельности важны и с педагогической, и с общественных позиций.
Часто в организации социальных практик используется формат волонтерского (добровольческого) движения.
Актуальность. Развитие волонтерского молодежного движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Для популяризации добровольческого движения и формирования гражданской позиции мы предлагаем объединить две формы работы с подростками: настольную игру «Миссия выполнима» и верёвочный квест «Наводнение. Миссия выполнима».
Цель: Формирование активной гражданской позиции через участие в социально значимой деятельности;
Задачи:
• способствовать становлению активной гражданской позиции и установки «я могу изменить мир к лучшему» через участие в социально значимой деятельности;
• воспитывать толерантные качества личности, милосердие, доброту, отзывчивость;
• воспитывать потребность в добровольческой деятельности, формировать отношения к социальному служению как к норме жизни.
• повысить уровень личной ответственности за результат;
Адресат: методическая разработка может быть использована в работе образовательных организаций всех типов и видов для популяризации волонтерского движения и развития социальной активности и гражданской позиции.
Настольная игра «Миссия выполнима»
Созданию игры предшествовала работа по вовлечению молодежи в волонтерскую деятельность. Игра позволяет "попробовать" быть волонтером здесь и сейчас, не выходя из кабинета. Игра «Миссия выполнима» представляет собой карточки, условно разделенные на 4 направления волонтерской деятельности: медицинское, экологическое, социальное и ситуативное волонтерство (приложение 1). Одновременно в игру может играть до 6 человек. Ходы регламентируются с помощью разноцветного кубика: красный – медицинское волонтерство, синий – социальное, зеленый – экологическое, оранжевый – ситуативное, черный – ресурс, белый – дополнительные возможности. В игровом пространстве существуют условные игровые единицы: опыт, ресурс, дополнительные возможности (приложение 2). Под ресурсами мы понимаем те возможности, которые есть у участников игры на данный момент, такие как финансы, свободное время, физические возможности. Опыт – сокровище, это чувство удовлетворения, которое получает человек, совершая добрые поступки, а так же знания, которые он приобретает в процессе волонтерской деятельности. Каждая карточка – это задание для участника игры, которое необходимо выполнить. Перед игрой каждому игроку раздается по 6 карточек ресурсов. Выполняя задание на карточке, волонтер теряет «ресурс», но приобретает опыт («Сокровище»). Если участник выбирает 4 вариант действий («Пройду мимо», «Меня это не касается», «Не мое дело», то он не теряет «ресурс», но и не приобретает опыт. Некоторые варианты действий, помеченных ***, можно выбрать только при наличии дополнительных возможностей, например, «Личный автомобиль с правом вождения», «Ручной насос». После того, как игрок сделал свой ход и получил карточку опыта (или не получил, идет обсуждение, какой вариант действий самый эффективный, а какой – нет, как обычно участники поступают в похожих ситуациях и т. д. Каждый участник к концу игры понимает, чем занимаются волонтеры, какие проблемы он встречает на своем пути, какими навыками и знаниями он должен обладать, учатся распределять свои ресурсы. Как и большинство настольных игр "Миссия выполнима" создаёт социально-приближенную к действительной реальности вариативную сеть действий и решений.
Цель: Формирование активной гражданской позиции через участие в социально значимой деятельности;
Задачи:
• создать условия для формирования навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развить самостоятельность.
• развивать умения ставить цели и задачи, расставлять приоритеты, проектировать результат и планировать действия по его достижению;
• способствовать становлению активной гражданской позиции и установки «я могу изменить мир к лучшему» через участие в социально значимой деятельности;
• воспитывать толерантные качества личности, милосердие, доброту, отзывчивость;
• воспитывать потребность в добровольческой деятельности, формировать отношения к социальному служению как к норме жизни.
Возраст участников игры (от/до): 14-18 лет.
Игровая задача: Собрать как можно больше сокровищ – опыта, при этом максимально сохранить ресурсы.
Ход игры: Перед игрой каждому участнику раздается по 6 карточек ресурсов. Игроки по очереди бросают кубик. Если выпала цветная грань – игроки берут соответствующую карточку, зачитывают ситуацию, выбирают вариант действия, отдают карточку «Ресурс» и получают карточку «Сокровище». Если участник выбирает 4-й вариант действий («Пройду мимо», «Меня это не касается», «Не мое дело», то он не теряет «ресурс», но и не приобретает опыт – «Сокровище». Цвет карточки символизирует определенный вид добровольческой деятельности: красный – медицинское волонтерство, синий – социальное, зеленый – экологическое, оранжевый – ситуативное. Если на кубике выпал черный цвет, то игрок пропускает ход, но получает дополнительную карточку «Ресурс». Если выпал белый цвет, то игрок пропускает ход, но получает карточку «Дополнительные возможности».
Инструкция для воспроизведения игры:
1. Подготовка игровых атрибутов (карточки, кубик)
2. Проведение инструктажа для участников игры.
3. Проведение игры.
4. Рефлексия.
Необходимые игровые атрибуты:
Распечатанные карточки с ситуациями – 46 шт. ;
карточки ресурсы – 40 шт. ;
карточки «Дополнительные возможности». – 14 шт. ;
карточки «Сокровища» - 50 шт., можно заменить на разноцветные камушки.