Людмила Владимировна Кирюхова
Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием : воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности : учебную и внеурочную. Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Публикация «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
1. Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
2. Формирование в кружках, секциях, клубах, студиях, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
3. Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
4. Поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
5. Поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Внеурочная деятельность включает в себя направления:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- скорректировать имеющиеся недостатки развития ребёнка, вызванные зрительной депривацией;
- расширить рамки общения с социумом.
Внеурочная деятельность является обязательной частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Может проводиться в таких формах, как: индивидуально-групповые коррекционные занятия, экскурсии, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.
Все занятия внеурочной деятельностью проходят во второй половине дня в содержательном единстве учебного, воспитательного, коррекционно-развивающего процессов в рамках воспитательной системы школы-интерната и основной образовательной программы образовательного учреждения. Для обучающегося создаются условия индивидуальной образовательной траектории для улучшения компенсаторных возможностей, вызванных зрительной депривацией, с целью самовыражения, самореализации и самоорганизации. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на необходимость осуществления коррекционной направленности образовательного процесса и выработки компенсаторных приспособлений. Важное значение имеет здесь дифференцированный подход, учитывающий общие закономерности и специфические особенности развития каждого обучающегося, воспитанника с глубоким нарушением зрения.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное, оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное приобретения обучающимися благодаря их участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности используется оптимизация всех внутренних ресурсов образовательной организации.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной программы.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется проведением курса «Я – пешеход и пассажир». Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения и навыках безопасного поведения на улицах и дорогах.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности может быть реализовано через предметные курсы: “ Этика: азбука добра”, «Праздники, традиции и ремёсла народов России», «Разговоры о важном».
Курс “ Этика: азбука добра” позволяет целенаправленно работать над усвоениями понятий: “добро”, “отзывчивость”, “терпимость”, “красота”, “душа”, соотнесением их с различными жизненными ситуациями, формирует у детей нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.
Целью курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России»» является воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания обучающихся, пробуждение бережного отношения к историческим и культурным ценностям России, воспитание любви к малой Родине. Программа кружка направлена на принятие и освоение традиций, ценностей, форм исторической, социальной и духовной жизни своей страны; формирования уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
Главной целью курса занятий «Разговоры о важном» является развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Занятия направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающихся, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Социальное направление внеурочной деятельности реализуется через курс “Моя первая экология”, “ Экономика: первые шаги». В ходе курса “Моя первая экология” решаются задачи:
- развитие у обучающихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы;
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение обучающихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
В ходе курса “ Экономика: первые шаги» решаются задачи:
—формировать у учащихся представление об экономике как сфере
деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
—обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи
труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
—развивать основы потребительской культуры;
—расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
—способствовать освоению на информационном и эмпирическом
уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
—формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
—показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности реализуется через курсы “Занимательная математика”.
Кружковая деятельность по «Занимательной математике» призвана удовлетворять потребности в дополнительных развивающих занятиях по математике, развивать познавательную активность и самостоятельность, формировать пространственные представления и воображение, осуществлять подготовку обучающихся начального уровня образования к олимпиадам.
Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Внеурочная работа связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную.
Формы организации внеурочной деятельности :
- Беседы, дебаты, тематические диспуты;
- Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;
- Круглые столы, конференции;
- Кружки, секции;
- Экскурсии;
- Олимпиады, конкурсы, соревнования;
- Школьные научные общества;
- Поисковые и научные исследования;
- Общественно полезные практики;
- Культпоходы в театры, музеи, концерты;
- Досугово-развлекательные акции (концерты, инсценировки, спектакли.)
- Социальное проектирование и др.
Результаты внеурочной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников формируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности.