Виктория Багаутдинова
«Влияние текстуры самодельных музыкальных инструментов на восприятие музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Всякое познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувственных восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые воспринимаются мозгом. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет. Одной из форм чувственного познания является восприятие.
Публикация «„Влияние текстуры самодельных музыкальных инструментов на восприятие музыки“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. И действительно, потрогать, схватить – самые первые и естественно важные познавательные действия человека в этом мире. Сравнивая тактильные ощущения, ребёнок получает большой жизненный опыт в познании мира.
Ещё В. Келлер, австрийский композитор, отмечал, что «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу». Еще век назад Мария Монтессори заметила, что «развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка». Тактильные ощущения прямо влияют на развитие нервной системы человека, и, особенно, головного мозга. Иными словами, ребенку необходимо потрогать, а не только увидеть или услышать, все, что его окружает, чтобы сначала на чувственном, а затем и на сознательном уровне, запечатлеть то новое, с чем он столкнулся. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. На коже человека находится более 5 миллионов рецепторов, сигналы от которых поступают в мозг. Чем больше информации получает мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. Тренируем - значит, развиваем!
Собственно, само восприятие музыки неразрывно связано с эмоциональными впечатлениями. Самодельные музыкальные инструменты. Почему они так интересны детям? Всё просто - они видят процесс их изготовления и участвуют в нём, с удовольствием апробируют затем их звучание, да и сама идея создания звука из подручных материалов крайне интересна детям как их форма познания мира. И вот тут является целевым тот факт, что дети постигают природу звука. Как и откуда он появляется. Мы не можем осязать звук, но мы можем показать откуда она берётся. Большое значение здесь имеет не только характер звучания, но то, как воспринимает источник звука сам мозг.
Первоначальное восприятие – или касание плюс зрительная информация является внешней информацией. Далее появляется общая сенсорная картина восприятия, чувственного восприятия. Два одновременных процесса включаются практически следом за этим –это механизм эмоциональной оценки («нравиться, не нравиться») и тут же описание картины мира понятиями мозга, то есть уже приобретёнными ранее впечатлениями, идёт сравнение. Это приводит к общей оценке состояния, условно говоря «Хорошо»-«плохо».(Касаемо характеристики звучания, опираясь на тактильные впечатления – звук мягкий – колючий, злой - добрый, нежный – жёсткий) Из чего следует вывод. Влияние оказывает текстура, рельефность, сам материал. Гладкая металлическая поверхность, шероховатая, тканевая, вязаная рельефная – прикосновение к ним вызывает самые разные тактильные ощущения, а значит и эмоциональные впечатления. Все поверхности объектов окружающего нас мира обладают некоторой текстурой. Иногда понятие «текстура» путают с термином, широко приме-няемым в трехмерном моделировании. Текстура - это не окраска объекта. Правильнее было бы определить ее как свойство шероховатости или гладкости. Иначе говоря, это те атрибуты поверхности, которые можно осязать. Текстура есть у всех предметов, в том числе и у абсолютно гладких. Для более точного озвучивания быстрых, чётких музыкальных композиций, хорошее тактильное воздействие оказывает металлическая либо пластиковая гладкая поверхность инструмента в зоне обхвата или касания ладонью ребёнка. Это менее 9 и менее сантиметров. Так как детям дошкольного возраста удобна именно эта зона обхвата рукой и пальцами. Соответственно, мягкое, приглушённое звучание получается при использовании инструментов из мягких материалов меховые, вязаные погремушки, шуршащие мешочки и так далее.
В своей работе я использую различные материалы для изготовления самодельных музыкальных инструментов. Коробки и футляры разных текстур и форм, из различного материала. Шумовой наполнитель как дополнение при извлечении звука – крупы, бусины, пуговицы. Спектр восприятия этих изделий зависит от ощущений –прикосновение, давление, вибрация. Всё имеет большое значение. Остановлюсь на конкретных примерах.
-жестяные «Там-тамы». Металлическая поверхность имеет очень интересный приглушённый звук. Желательна игра ладонями, так как дети могут почувствовать металлическую холодную поверхность. Внутри ударный инструмент полый. Соединены они по два. Так как у одного звучание глубже и ниже у другого соответственно выше и легче. Пример задания «Большие капли падают с крыши и маленькие».
-для детей младшего дошкольного возраста использование футляров от игрушек с наполнителем из простого гороха. Футляры обвязаны шерстяными нитками. Что позволяет полностью исключить попадание наполнителям в руки ребёнка. А маленькие дети любят не только поиграть но и попробовать на вкус всё чего касаются. Рельефность сплошной вязки помогает ребёнку удержать мягкую игрушку в руках и при этом не разобрать её на составляющие никаким образом.
-маракасы мягкие. Это цветные пакеты скреплённые резинками. Либо одеваются на руку ребёнка, либо просто удерживаются в руках. Задание «как шуршат листочки осенью". Это перебирание пальчиками мягких гладких полосок маракаса, встряхивание им, извлечение звука, тут же дети начинают рассказывать, что листочки мягкие, нежные. Из чего можно сделать подводку к понимаю характера исполнения песни об осени, к примеру. Если характер звучания соответствует (мягкий нежный, спокойный).
- «вьюнок»(из шпагата). Полая картонная трубка. Внутри в качестве наполнителя находиться рис и закрученная спираль из фольги. Переворачивая вьюн можно добиться звука всем знакомого инструмента «шум дождя». Но вьюн имеет ещё одну функцию. Вращая его между ладонями ребёнок может рассказать о то что он слышит. Например, песня «Со вьюном я хожу» - песня долгая, длинная как нитка, протяжная и так далее. Песни народного характера подходят к заданиям с этим инструментом. Здесь идёт небольшая параллель с веретеном. Народные песни исполнялись долгими вечерами, сидя за рукоделием. За тем самым долгим, протяжным веретеном.
-колокольчик перезвон. Часть захвата ладошкой ребёнка закрыта нитками шпагата. Это нацелено на повторение изгиба пальцев руки. Нитки нагреваются и получается большее полное владение звуком. Два колокольчика звучат свободно, при этом не касаясь руки ребёнка. Это помогает снять напряжение, когда дети играют первый раз, стесняются или бояться играть, не так взять инструмент.
-мешочки с не звучащим наполнителем. Это важно для понимания того, что во время пения например колыбельной, не нужно допускать посторонних звуков. Задание заключается в поглаживании тёмного гладкого мешочка и характеристики звука самого пения. «День растает, ночь настанет, и придет в наш дом еле слышными шагами Дрема – добрый гном». Песня какая? Мягкая, нежная, ласковая, добрая. «Я принесла вам подарок. Это частичка ночь. Посмотрите какая она маленькая. Сейчас ведь день и её время ещё не пришло. Давайте споём ей песню, чтобы ей было не так грустно. (Поглаживаем и поём)
- меховые погремушки. «Вышла курочка гулять свежей травки пощипать, а за ней ребятки, жёлтые цыплятки. Какие цыплятки? Маленькие, нежные и пушистые. Пищат они тоненько, песенку поют громко. Клюют зёрнышки вот так (на проигрыше встряхивания, ударения по ладони погремушкой).
Особенное внимание следует уделять образности игрушек. В основном удобнее модульное изображение персонажей. Тех же цыплят. Дети уже начинают использовать в игре предметы заместители. При желании можно добавить глаза, хохолок. Так же характерные черты и к другим инструментам. В виде мышек, зайчиков. Вариации образа и материала могут быть разными. Варианты поверхностей, которые используются для изготовления самодельный музыкальных инструментов представлены на модуле куба. Металлическая - звук холодный, твёрдый, пушистая – мягкий, добрый, нежный, колючая –острый звук, колючий, злой.
Таким образом, неоценимая значимость восприятия звука зависит не только от способа его извлечения сколько от того, как происходит само восприятие звучания через органы восприятия. Через тактильные ощущения. Что особенно важно на этапе начального познания мира ребёнком.