Елена Костылева
Консультация для родителей «Влияние современных мультфильмов на развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире телевизор, интернет, гаджеты — стали частью нашей жизни и не только дети, но и взрослые становятся их «поклонниками». Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в разнообразную медиа-среду. Одним из активных представителей медиа-среды является мультипликационный фильм. В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние современных мультфильмов на развитие детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мультфильмы для детей. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности у детей это игра. Именно в ней дети с наибольшим успехом усваивают нормы поведения и общения, познают неизвестное. Мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Ребенок смотрит мультик, как бы оказывается в центре событий, он переживает те же эмоции, что и главные герои, сочувствует им, испытывает вместе с ними страх или радость. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим [3].
В сознании взрослых людей мультфильм это то, что предназначено именно для детей, но в последнее время, многие родители озадачены важным вопросом: что смотрят их дети и как это влияет на их развитие. Очень часто родители, чтобы отвлечь от себя внимание ребенка, занять его чем-нибудь и выполнить домашнюю работу, включают детям мультфильмы. Разнообразие современных мультфильмов очень велико, среди них есть и очень хорошие развивающие, которые помогают детям познавать мир («Семья Почемучек», «Фиксики», «Малышарики», «Грузовичок Лёва», некоторые серии «Лунтик»). Но есть и абсолютно бездарные, которые негативно скажутся на развитии психики и интеллекта малыша, из-за содержания которых зачастую создается неправильное представление о нравственных поступках. Это такие мультфильмы как «Маша и Медведь», «Барбоскины», «Винкс», «Монстр Хай», «Губка Боб квадратные штаны» [1].
В возрасте 3-4 лет, ребенок еще не осознает и не понимает разницу между реальностью и вымыслом, он не понимает, что мультфильм — это не настоящий мир и какое-то время, он проживает в этом волшебном мире говорящих животных, сказочных принцесс и добрых фей, злых чародеев и колдунов. Л. М. Баженова, Р. Н. Ильин, О. Ф. Нечай подчеркивают, что любой эмоционально значимый объект не может быть нейтральным для психики дошкольника: он либо разрушает ее, либо влияет положительно [2].
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, общее время просмотра мультипликационных и других телепередач детьми до 7 лет не должна превышать 7 часов в неделю, оптимальная продолжительность сеанса составляет 30 минут. Но, следует отметить, тот факт, что по последним данным ЮНЕСКО на практике более 90 % детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят за телевизором еженедельно 28 часов и более.
Мультфильм сочетает в себе слово и картинку, т. е. включает два органа восприятия: зрение и слух, т. к. мышление у детей дошкольного возраста наглядно-образное, то мультфильм является эффективным наглядным материалом. А если к этому еще добавить совместный анализ увиденного в сюжете мультипликационного фильма, то он становится мощнейшим воспитательным инструментом.
В современном мире невозможно запретить просмотр мультфильмов. Но можно сделать его полезным и не травмирующим психику ребенка. Как же выбрать мультфильм, который можно разрешать смотреть ребенку непродолжительное время, чтоб не навредить ему, и помочь в формировании нравственных качеств, определенного представления об окружающем? Работу с мультфильмом можно построить по принципу сочетания наглядного материла и слова педагога или родителя. Например, педагог или родитель, говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о… (высказывает общую мысль сюжета) или ставит проблему, после идет показ мультфильма. Далее беседа, вопросы детям, обсуждение и выводы. Задача – получение нового знания. После провести игру или упражнение. Важно: после просмотра при возникновении определенной подобной ситуации возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку [1].
Итак, если подходить к просмотру мультфильмов научно, анализируя педагогические возможности и результаты их воздействия, то можно поставить анимационные фильмы на службу нравственному воспитанию детей.
Список литературы
1. Бурухина А. Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми. // Воспитатель. 2012. - № 10. – С. 60-71.
2. Казакова Р. Г., Ж. В. Мацкевич Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
3. Козачек О. В. Современные мультфильмы и дети : средство воспитания или технология манипулирования? // Здоровье и экология. 2007.-№ 3. -С. 24-25.
Самые опасные для детской психики мультфильмы
Эксперты сошлись во мнении, что самое негативное влияние на малышей оказывают «Маша и медведь». Главная героиня мультика все время плохо себя ведет, капризничает, вредничает и делает все, что ей заблагорассудится. Такая модель поведения и безнаказанность всех этих действий может негативно отразиться на воспитании подрастающего поколения.
Вторую строчку «вредных» мультсериалов занял американский «Монстр Хай». Ученые считают, что лексика, которой пользуются главные персонажи картины, может испортить словарный запас детишек, а также навязать им слова-паразиты.
Третье место рейтинга получил сериал «Губка Боб квадратные штаны». По мнению специалистов, главный герой мультфильма слишком эгоистичный и всегда критикует мнение взрослых. Именно такое поведение может плохо повлиять на юных зрителей.
Мультфильм «Маша и Медведь» по оценке доктора психологических наук Лидии Матвеевой, которая возглавляла комиссию по мониторингу за исполнением закона «О защите детей от вредной информации», мультфильм «Маша и Медведь» направлен на воспитание в ребёнке эгоизма и бесчувственности.
Мультфильм «Барбоскины»
Практически в каждой серии герои ссорятся, дерутся, ругаются, что-нибудь крушат и ломают. Причиной для ссор чаще всего служит их эгоизм и желание обхитрить кого-нибудь из своих близких. В ход идут обман, шантаж, угрозы! В подавляющем большинстве серий вся ситуация рассасывается сама собой, и никакого исправления или обучения героя не происходит. Этот мультфильм вполне можно включать детям, но желательно хотя бы периодически присутствовать рядом при просмотре и беседовать с ребёнком об увиденном, расспрашивая о его мнении касательно поступков персонажей и того, какие знания он вынес после просмотра.
Мультфильм «Смешарики»
Обратимся к содержанию мультфильма. Основной вопрос как всегда касается героя — персонажи «Смешариков» это существа-стереотипы, плоские, однобокие и вовсе не положительные. Такие подошли бы для взрослой сатиры, но не для детского мультика, который должен в первую очередь учить, подавать пример, воспитывать, вдохновлять маленького зрителя. В мире Смешариков отсутствует понятие семьи. У детей нет родителей. У родителей — детей. Все существа (и те, которые больше похожи на взрослых, и те, которые больше похожи на детей) общаются наравне.