Получи документы

«Влияние сказки на психологию дошкольника»

евгения тимканова
«Влияние сказки на психологию дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель. Мы люди действия. Наша главная жизненная идея — вернуть сказку в нашу жизнь. Мы перефразировали старый слоган. Не сказку сделать былью, а быль сделать сказкой. Пускай не во всем и не на каждый час (чтобы не впасть в ненужную эйфорию, но сделать жизнь простого человека доступной для сказки. Чтобы при желании каждый мог хотя бы на минуту, в свободное время, в эту сказку погрузиться — один, с детьми, с семьей, с соседями, с коллегами по работе. Ведь, если подойти к этому вопросу прагматично, что такое сказка? Выдумка? Нет (мало ли бывает выдумок далеко не сказочного содержания). Фантазия? Тоже не совсем верно: фантазия слишком оторвана от реальности. Слово «сказка» говорит само за себя — сказывать, рассказывать. Не просто говорить, сообщать, рассуждать и тому подобное, а именно сказывать. Сказка — это, прежде всего настроение, настрой — на добрые чувства, на романтику человеческих отношений, на некую маленькую тайну, от которой тебя отделяет, может быть, всего несколько волшебных слов. Почему люди тысячелетиями верили в волшебство? Потому что хотели в это верить? Может быть и так. Но почему они хотели верить в волшебство? Потому что это было интересно? Тоже верно. А почему это было интересно? Да потому что волшебство всегда приводило к добру! Даже если говорили про злое волшебство, в финале всегда светило добро. Ведь сказки, прежде всего придумывали для детей. Не выдумывали, а именно придумывали. Чтобы обязательно с хорошим, добрым, радостным концом. И тем самым сказочники, нередко сами не подозревая об этом, творили маленькое доброе волшебство в реальности! Они вызывали в слушателях — больших и маленьких — добрые, волнующие чувства, иногда слезы радости, часто веселый смех. Входившая в души людей вместе со сказкой волшебная романтика на самом деле улучшала жизнь, а порой и изменяла к ней отношение. Кстати, о волшебстве. Интерес к нему сегодня у детей особенно велик. Они снова начали читать, оторвавшись от компьютерных игр, далеко не безвредных для их психики. Тем самым она сотворила волшебство в реальности. Хотя написала о нереальном, даже не сказочном волшебстве Испытав светлые чувства, в том числе и уважение к себе, малыш сможет и в реальной жизни поступать так же, как и его любимый герой. Волшебстве, в котором зла побольше, чем в реальной жизни. И, в котором добро стремится к победе. Надо чтобы добро побеждало. Но не грубой силой, не силой, пусть и магической, но приводящей в движение законы разрушения. Надо чтобы добро побеждало силой добра, радости, любви, дружбы, растворяющими в себе любое зло — и грубое, и тихое. Добро для детей должно быть добрым. Творя доброе волшебство, великие маги Вселенной были более рациональны. Но мы не маги. И маги — не мы. Мы люди, которые живем по другим законам. Можем ли мы без магов творить волшебство? Если подумать, то, конечно же, да. Да! Каждый человека — и ребенок, и взрослый — способен творить маленькое волшебство. И часто мы делаем это, не задумываясь о волшебном предназначении наших поступков. А ведь смысл волшебства в том, чтобы удивить — всколыхнуть, вызвать интерес. У доброго волшебства интерес один — радость тех, ради кого волшебство твориться. Научитесь ежедневно вызвать радость у своих детей — и вы станете для них настоящим добрым волшебником. Научите детей вызывать радость у сверстников тех, кто младше и тех кто старше — и вы сделаете их маленькими добрыми волшебниками. Волшебниками реальными, не выдуманными. Волшебниками полезными, способными жить, постоянно улучшая саму суть смысла жизни. Замечено, что любители сказок — люди, как правило, добрые, отзывчивые, интересные в общении. Замечено также, что любителей сказок много среди классных специалистов — в любой отрасли. А взрослые, не утратившие к периоду зрелости интерес к сказкам, гораздо быстрее находят общий язык с детьми и способны влиять на них благотворно. Это ли не волшебство, пусть и не сверхъестественное!Сегодня наступил период, когда суетливой и технически несовершенной цивилизации очень не хватает частого и маленького, доброго волшебства. Нельзя детей воспитывать без сказки. Это противоестественно. Ибо без сказки, то есть без настроения, без настроя — на романтику, на любовь и дружбу, на постоянный взаимодополняющий контакт — не будет воспитания. А будет сплошное разочарование во всем. Но как! Как, спросите вы, устроить детям сказку, да еще каждодневную? Ведь их еще надо учить — математике, информатике, иностранному, русскому, истории, биологии и многому-многому по чрезвычайно перегруженной программе. А очень просто! Надо перестать играть в обучение детей, а начать их по-настоящему учить — в первую очередь учить добру, отзывчивости, умению помочь и самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Надо перестать делать вид, что мы их воспитываем, но они не хотят воспитываться, а заняться настоящим воспитанием, то есть терпеливой передачей им жизненно важных навыков, знаний, традиций, привычек. Надо перестать играть в зарабатывание прибыли, а начать наконец-то создавать условия для нормальной жизни цивилизованных людей, твердо знающих, что делать, если вдруг станет по-настоящему трудно. Одними из главных персонажей сказки являются волшебники! Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало и у некоторых психологов и педагогов. Однако уже в 30-е гг. ХХ в отечественный психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого. Есть мнение, что воображение ребёнка начинает своё развитие с трёх лет, так как оно в качестве психического процесса может формироваться только при условии наличия действующего полноценного сознания. Принято появление зачатков воображения относить к концу раннего возраста, т. к. именно в этот период ребёнок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Вначале этот процесс дети совершают в игре, ибо «сама детская фантазия необходимо порождается игрой, возникая именно на этом пути проникновения ребёнка в реальность». Благоприятный фактор развития воображения как на даном, так и на последующих этапах развития – развитая речь. Она позволяет ребёнку лучше представить предмет, который он не видел, оперировать этим образом, т. е. мыслить. Развитая речь освобождает ребёнка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности. Развитие познавательного воображения осуществляется ребёнком в оперировании игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребёнком переживаний. Воображение состоит в мысленном отходе за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, оживляет полученный ранее опыт и имеющуюся информацию в новом контексте познания.

Публикация «„Влияние сказки на психологию дошкольника“» размещена в разделах

Если мышление отражает в основном объективную реальность, то воображение отражает субъективный мир человека, его видение этой реальности. Действие воображения актуализируется в тех моментах, когда для осуществления мыслительных операций не хватает информации, оно позволяет как бы «перескочить» этапы мыслительных действий, априори представить промежуточные и конечные результаты деятельности.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.

Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании,поэтому сказку нельзя накопить в дензнаках! Сказку нельзя накопить и в технике! Сказку можно только устроить в душах своих и детских! Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира. Человечество вполне справлялось с проблемой выживания и без техники, и без дензнаков. Но человечество не сможет остаться человечеством без сказки. Сказка — это настроение. Сказка — это отношение. Если мы сегодня относимся к детям формально, с легкостью потакая их капризам, потому что для многих из нас это прибыльно, то завтра подросшие дети к нам, постаревшим, отнесутся с еще большей формальностью. И это станет — тенденцией, неуклонной и ничего хорошего не сулящей. Отвернемся от сказки, сделаем ее простым развлечение для души на не развитый вкус — отвернемся от своего будущего. Не хочется? Тогда изменимся сами и жизнь нашу изменим! Станем немного волшебниками — вернем в нашу жизнь красивую сказку!

Список литературы:

АрнаудовМ. Психология литературного творчества. — М., 1970.

Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. — М., 1969.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под ред.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.

Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. — М., 1970.

Валлон А. От действия к мысли: Пер. с фр. — М., 1956.

Веккер П. М. Восприятие и основы его моделирования. — Л., 1964.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М., 1987.

Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. 365 с.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 93

Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. Т. 3. М., 1983. 368 с.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. 276 с.

Гаспарова Е. М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста : Автореф. канд. дис. М., 1985. 25 с.

Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107—114.

Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44—51.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.

Публикации по теме:

Консультация «Сказка в жизни ребенка» Сказка в жизни ребенка В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам.

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Влияние сказки на психологию дошкольника»
Опубликовано: 3 марта 2015 в 19:05
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Влияние сказки на психологию дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем евгения тимканова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД