Мухортова Елена Валерьевна
Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций ученика
▼ Скачать + Заказать документы
Современный педагог – это человек, который интересуется всем, что его окружает. Мир меняется, изменяется общество, должна меняться и система образования, и педагог. Необходима смена отношений к своей профессиональной деятельности, изменение характера взаимодействия педагога и учеников.
Основой для работы учителя, воспитателя являются - создание психолого - педагогических условий для саморазвития личности каждого ребенка, возможность построения индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося. Учитель, воспитатель в изменяющейся системе применяет различные функции: эмоционально-коррегирующую, коммуникативно-стимулирующую, информационно-обучающую, контрольно-оценочную, развивающую, конструктивную, модулирующую. Пути развития профессиональной компетентности педагога – это система повышения квалификации, процесс самообразования, участие в работе МО, педсоветов, мастер-классов, конференций; изучение современных образовательных технологий; участие в конкурсах, исследовательской деятельности; обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Публикация «Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций ученика» размещена в разделах
Каким должен быть современный педагог? Ведь его профессиональная компетентность и определяет формирование ключевых компетенций учащихся. На мой взгляд, современный педагог — это учитель, воспитатель, который может реализовывать себя в выбранной профессии в современном обществе с современными детьми. Покажем наш взгляд на современного педагога через современного ученика.
Какой же он — современный ученик? Современный ребенок?
Во-первых, современный ребенок более информирован. Эта особенность с одной стороны позволяет радоваться расширению кругозора современных детей, в тоже время, давая педагогу возможность использовать эту особенность для углубления знаний учащихся во всех областях. С другой стороны, и современный учитель, воспитатель должен быть более информированным, чтобы поспевать за своими «всезнайками». Педагог должен ориентироваться в тех сферах, которые могут интересовать его воспитанников в повседневной жизни, иметь представление о фильмах, журналах, телевизионных передачах, играх, которые интересны детям, для того, чтобы вовремя скорректировать интересы, где-то оградить, где-то направить. То есть развивать критичное отношение ребенка к получаемой информации.
Еще один, на мой взгляд, несомненный плюс информированности детей заключается в том, что современный ребенок получил большее пространство для выбора. У него больше возможностей найти себе занятие по душе, найти то, что заинтересует его и в итоге может стать призванием. И здесь современный педагог должен вовремя заметить и поддержать склонности ребенка. А кому-то и помочь подобрать занятие по интересу. Современный педагог — это педагог интересующийся.
Во-вторых, современный ребенок мало читает. Причем имеется в виду чтение именно классической художественной литературы. Следовательно, современный педагог, осознающий всю важность чтения и как познавательной, и как художественно-эстетической деятельности, должен прививать любовь к чтению. Как? Прежде всего, своим примером. Делиться с ребятами впечатлениями о прочитанной книге. Опытному педагогу не составит труда найти в тех книгах, которые он читает то, что заинтересует его учащихся. Также учитель, воспитатель должен ориентироваться в научно-популярной литературе, чтобы показать ребятам ее значимость. Современный педагог — это педагог читающий.
В-третьих, современный ребенок развивается медленнее. «Буквально на наших глазах произошел сдвиг возрастных границ детства, связанный с процессом ретардации. Первый возрастной скачок в наши дни приходится не на старший дошкольный возраст, как было еще 20-30 лет назад, а на младший школьный возраст — на 7-8 лет. Из этого следует, что значительная часть детей, обучающихся в начальных классах, еще сохраняет игровую мотивацию». Поэтому современный педагог не должен забывать, что перед ним дети. Не должен уменьшать искусственно период их детства. Стараться своим маленьким ученикам подавать материал в игровой форме. Современный педагог — это педагог играющий.
В-четвертых, для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками, что приводит к снижению коммуникативной и социальной компетентности детей, потому что именно в совместной деятельности дети учатся взаимодействовать с другими людьми. Следовательно, современный педагог должен учить ребят взаимодействию. Активно использовать на уроках и во внеурочной деятельности групповые формы работы, с обязательной совместной выработкой правил поведения в группе. Учитель, воспитатель должен выступать в роли судьи при разрешении конфликтных ситуаций, при этом давая своим ученикам возможность высказаться по поводу конфликта, предложить способ выхода из него, возможность избежать, не доводить до критического момента. Современный педагог — это педагог общительный.
В-пятых, большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций. На современном этапе развития в нашем обществе сложилось неоднозначное отношение к различным детским общественным организациям. Отрицая все плохое, что было в прошлом, мы, к сожалению, упускаем то положительное, что давали такие организации детям. А именно четкое представление о том, каким гражданином, человеком надо быть. Через участие в общественных организациях ребенок учится сотрудничать, учится взаимопомощи, учится бескорыстному труду на благо своего товарища, близких людей, общества. Современный педагог должен знать, какие детские общественные организации существуют в его селе, районе, области, сотрудничать с ними. На плечи учителя, воспитателя ложится ответственность по формированию осознанной системы представлений об окружающем мире, ценностных социальных и межличностных отношений. Современный педагог — это педагог с активной гражданской позицией.
В-шестых, наблюдается явление поляризации детей по уровню умственного и интеллектуального развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Современный учитель, воспитатель, если он профессионал своего дела, владеет методами дифференцированного обучения, способен осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Но и здесь существует несколько нюансов. Разница между уровнем умственного и интеллектуального развития может быть очень большой. От одаренности до очень низкой способности к усвоению школьной программы. Современный педагог должен уметь работать со всеми учениками. Помочь или не дать погаснуть. К тому же если раньше педагог проводил дифференциацию в первую очередь по уровню обученности и обучаемости, то сейчас ему в своей деятельности необходимо учитывать и психологические, эмоциональные особенности детей. Современный педагог — это педагог психологически подкованный.
Этот список требований к современному педагогу может быть продолжен, но мы остановимся. Потому что учитель, воспитатель — это не профессия, а призвание. И если человек разглядел в себе это призвание и не ошибся, то все вышеизложенное для него само собой разумеющееся. Дополним список мы лишь теми пунктами, без которых не обойтись никак: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». (Л. Н. Толстой).