Зуева Маргарита
Влияние математического образования на развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Публикация «Влияние математического образования на развитие ребенка» размещена в разделах
Математическая подготовка всегда считалась одним из критериев оценки образованности человека. Сегодня горизонты математического образования расширяются. В связи с переходом к развивающему и личностно-ориентированному обучению, математика как предмет должна формировать интеллектуальную гибкость, исследовательские способности; воспитывать самостоятельность и ответственность личности.
Работы Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгер, В. В. Давыдова, А. А. Смоленцевой и других ученых легли в основу современной методики развития элементарных математических представлений.
Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым причин: началом школьного обучения с 7 лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель - вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Родители помогают детям освоить математическое содержание в быту посредством ознакомления с трехмерным пространством окружающего мира; формой и величиной реальных объектов окружающего мира;
количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений; временными ориентирами в естественных условиях. Специфика дошкольной математики заключается в том, что воспитатель не только закладывает у детей элементарные представления, но и первым воспитывает у них отношение к математике как науке. Важно, чтобы, предпонятия, формируемые у детей с трех до семи лет, были бы изначально грамотными, и не перегружались и сохраняли познавательный интерес. Принцип научности требует от педагога и детей знания математической терминологии.
Усвоение математических представлений связано с усвоением и воспитанием мыслительных процессов. Ребенок постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия. Полученные умения они имеют возможность закреплять в повседневной жизни, как в детском саду, так и в семье.
Высокий уровень активной мыслительной деятельности дошкольника характеризуется наличием познавательного интереса, проявлением активности, самостоятельности в процессе поиска решения задачи, владением разнообразными мыслительными операциями, осуществлением контроля и самоконтроля.
Признаком подготовленности ребенка к усвоению числа и цифры является выполнение действий с величинами, пользование условной меркой.
Центральное место при этом отводится обогащению сенсорного опыта у детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством. Обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов - необходимое условие и фундамент математического развития дошкольников. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных соотношений «больше - меньше», «равенство - неравенство». Формирование представлений о величине предметов и понимание отношений «длиннее - короче», «выше - ниже», «шире - уже», «больше - меньше» позволяют наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углублять познания о числе.
Форма, как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, т. к. в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела: вверху - где голова, внизу - где ноги.
Представление о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство - неравенство предметов по величине, равенство - неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения «больше», «меньше», «поровну». Только после этого начинается обучение его счету, дается представление о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.
Наиболее сложно для детей понятие времени. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, погодные явления и т. д.).