Наталья булгакова
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на методическом объединении воспитателей
Слайд 1.
«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование
дружеских отношений в коллективе».
Воспитатель : Булгакова Н. Н.
Слайд 2.
«Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа – это дружба». Ларошфуко
Слайд 3.
Публикация «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Учимся дружить
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Духовно – нравственное развитие и воспитание детей - основа всех основ. От того, что вложил педагог, воспитатель в душу ребенка будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
Слайд 4.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, происходит обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг и ответственность. В условиях высокой доступности информации (телевизор, интернет, экскурсии) на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведё т к возрастанию негативных последствий в детской среде: усиление криминогенности и наркомании среди подростков, беспризорность, потеря позитивной мотивации к учению. Разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Воспитание в семьях низводится до уровня материальной обеспеченности. Происходит отчуждённость ребёнка и родителей, что влечёт за собой асоциальное поведение детей.
Слайд 5.
Для воспитания коллективных взаимоотношений дружба имеет большое значение. Особую педагогическую значимость приобретают содержание и формы общения детей. В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве устойчивого чувства, содержательных взаимосвязей между детьми; избирательной эмоциональной привязанности. В целом понятие «дружба» - это не только чувства, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы.
Слайд 6.
Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.
Слайд 7.
Искусство воспитателей состоит в корректной и мягкой помощи детям, которые поступили в центр познакомиться с другими воспитанниками, организовать интересную совместную деятельность, помочь ребёнку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются.
Слайд 8.
Совместная деятельность позволяет детям узнать, как люди должны вести себя в конкретных ситуациях. Они учатся действовать сообща, задумываться о своих поступках и поступках других детей, узнают, как принято себя вести в разных ситуациях.
Слайд 9.
С этой целью в центре созданы все условия для совместной игровой, творческой, воспитательной деятельности, в которой ребёнок может проявить себя как активный деятель, партнёр, раскрыть свои индивидуальные способности, особенности своих товарищей.
Слайд 10.
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в центре, я отметила в некоторых случаях эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, и пришла к выводу, что незнание норм и правил поведения является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе. Если ребёнок не знает элементарных правил поведения, он создает массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности общения, деформируется личностное развитие.
Слайд 11.
Таким образом, процесс становления духовно-нравственного сознания воспитанника реализуется через следующие формы и методы работы :
- все виды продуктивной деятельности (коллективная аппликация, лепбук, творческие мастерские, изо творчество);
Слайд 12.
- чтение православной литературы, житий святых;
- беседы, ситуации общения на темы: «Что такое дружба?», «Защитишь ли ты своего друга, если о нём плохо говорят в твоём присутствии», «Золотое правило нравственности», «Радость послушания», «Милосердие и сострадание»;
- уроки доброты, азбуку православия «Богослужения», «Поведение в храме»,
Слайд 13.
- игровую деятельность (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры);
- трудовую деятельность;
- паломнические и виртуальные экскурсии (в церкви и монастыри нашей области; по святым местам);
- народные праздники («Пасха», «Масленица», «Троица»)
Все выше перечисленное имеет особое значение в духовно-нравственном и этическом воспитании воспитанника, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Слайд 14.
Задача воспитателя сегодня заключается не только в том, чтобы вооружить воспитанника глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у детей духовно-нравственные качества, приобщить к нравственным и духовным ценностям, воспитывать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.
Слайд 15.
Таким образом важно помнить, что детей учит то, что окружает, а именно:
Слайд 16.
Желаю всем вам, чтобы вас окружали только любовь, взаимопонимание и дружба.