Марина Карапетян
Занятие по ознакомлению детей с невербальными средствами общения «Виды общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Ознакомление детей с невербальными средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями и др.); Закрепление знаний о вербальном общении (с помощью слов, используя интонацию); Развитие коммуникативных способностей детей, их мимических и пантомимических навыков; Формирование правильной осанки.
Индивидуальная работа: Закрепление умения интонационно изменять смысл предложения.
Литературный ряд: Поговорка, физкультминутка.
Словарный ряд: Общение, мимика, жест, информация.
Материал: картинки со схематическими изображениями эмоций, флажки.
Публикация «Занятие по ознакомлению детей с невербальными средствами общения „Виды общения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Ребята, прежде чем начать наш разговор давайте поиграем в игру: «Здороваемся без слов». И поздороваемся друг с другом. – А теперь улыбнемся и пойдем сядем за столы.
- Сегодня мы поговорим о способах общения. Как вы думаете, что такое общение? (общение – это передача информации от одних людей другим).
- Люди общаются, чтобы передавать знания, опыт друг другу. А как вы думаете, ссоры, грубые слова, крик – это общение или нет? (Общение, только неправильное).
- Правильно общаться, это значит вести себя так, чтобы людям было хорошо с тобой, удобно и приятно. Помните стихотворение:
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было все понятно.
- Кто запомнил, почему нужно правильно общаться? (Чтобы людям было хорошо, удобно и приятно общаться).
- Молодцы! А какими способами люди могут общаться? (Словами, жестами).
Общение с помощью слов.
- Общаясь с помощью слов и объединяя их в предложения, мы получаем информацию о предмете: какой он, где находится, что делает. Например: «Жили в лесу три медведя». – О ком идет речь в этом предложении? (О медведях).
- Сколько их и где они живут? (В предложении говорится о трех медведях. Они живут в лесу).
- Вот сколько информации мы получили из одного короткого предложения из пяти слов.
- А какую информацию вы можете мне передать? (ответы детей).
- Можно менять интонацию голоса, и тогда одно и тоже предложение будет звучать по- разному: как вопрос, утверждение и т. д. Давайте попробуем сказать предложение: «Я пойду за водой» с разной интонацией.
Например, вы знаете, отпустит вас мама за водой или нет, и вы у нее спрашиваете. (Я пойду за водой).
- А теперь представьте, что вам очень хочется пойти за водой, но мама вас не пускает. Конечно, вы огорчитесь. Как в таком случае будет звучать предложение? (Я пойду за водой).
- А если вам хотелось пойти за водой, и мама вас отпустила. Как вы скажете тогда? (Я, пойду за водой).
- А если вы общаетесь со своим другом и рассказываете ему, чем будете заниматься сейчас. Как прозвучит предложение? (Ответы детей).
Жесты.
- Мы рассмотрели несколько вариантов общения с помощью слов. Но общаться можно и с помощью жестов. Жест- это движение рук, тела, головы. Жесты помогают общению словами и даже нередко заменяют их. Некоторые из них могут иметь разные значения в зависимости от ситуации и целей общения.
- Как вы думаете, что обозначает такой жест : «Человек машет рукой».
(Прощание, Подождите, Я здесь).
- Ребята, покажите жестом: «Я», «Там», «До свидания», «Иди сюда», «Я иду», «Нельзя», «Нет», «Да».
(Дети показывают).
- А теперь догадайтесь, какой жест я изобразила? (Изображаю жестом «Я вас люблю», «Молодцы»).
(Дети высказывают предположения).
- Молодцы! Я рада, что мы с вами друг друга поняли, мне было приятно с вами общаться.
Физкультминутка «вот так».
- Давайте поиграем в игру «Вот так». На каждый мой вопрос отвечайте громко: «Вот так» и жестом показывайте нужные движения. Например: Как живешь?- Вот так! И показываем большой палец.
(Дети отвечают на вопросы педагога и показывают жестами).
-Как поешь?
- Как бежишь?
- Вдаль глядишь.
- Как плыл?
- Как устал?
- Как на дудочке играл?
- А на танцах танцевал? (под музыку).
- Молодцы, отлично потанцевали! Все запомнили, что такое жест? (Это движение рук, тела, головы).
Мимика.
- Кроме общения с помощью слов и жестов люди могут общаться, используя мимику, которая передает настроение человека даже тогда, когда он молчит.
- Когда вы приходите в детский сад, иногда воспитатель спрашивает: «Что случилось, почему ты такой грустный?». Как же он догадался о вашем настроении, если вы не сказали еще ни слова.
(Увидел грустное лицо).
- Мимика – это движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее состояние человека. С помощью мимики мы передаем радость, удивление и другие эмоции.
- Как вы думаете какие еще эмоции можно выразить с помощью мимики? (Ответы детей).
Игра «Угадай эмоции».
- На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций: горе, радость, испуг, досада, гнев, обида, удивление. Дети угадывают эмоцию и изображают ее с помощью мимики и голосовых интонаций.
Подвижная игра: «Угадай загадку, покажи отгадку».
- А теперь я буду загадывать загадки, а вы, не называя отгадку, будете показывать ее с помощью движений, мимики и звуков:
Заворчал живо замок, лег у двери поперек. (Пес).
Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, зовут ее (Лягушка).
Хвост узорами, сапоги со шпорами, раньше всех встает, голосисто поет. (Петух).
Кто, забыв тревоги, спит зимой в берлоге? (Медведь).
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).
В воде купался и сух остался. (Гусь).
- Молодцы! Сегодня мы с вами вспомнили и узнали, как люди могут общаться между собой.
- Давайте еще раз назовем эти способы общения. (Люди могут общаться с помощью мимики, жестов, слов).
- Правильно! Но это конечно же далеко не все способы общения. О других способах передачи информации мы поговорим в следующий раз.
- А теперь догадайтесь, что я вам хочу сказать? (Показываю мимикой и жестами 2вы молодцы», «Я вас люблю», «Я дарю вам флажки», «До свидания».