Плешанова Инна Викторовна
Важность значения артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
«Важность значения артикуляционной гимнастики»
Цель: Повышение педагогической грамотности родителей и педагогов по вопросам воспитания и обучения ребёнка.
Задачи: Объяснить важность проведения артикуляционной гимнастики.
Дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Расширить знания родителей по воспитанию детей.
Публикация «Важность значения артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Для того, чтобы подготовить органы речи ребенка к правильному воспроизведению звука необходима особая гимнастика, называемая артикуляционной. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, называемые звукопроизношением. Артикуляционная гимнастика позволяет создать правильный речевой уклад свойственный тому или иному звуку речи. Четкое и правильное выполнение специальных упражнений, отработанных последовательно с ребенком, а затем включенных в ежедневную артикуляционную гимнастику, является непременным условием формирования качественных движений органов речевого аппарата, а, следовательно, фонетически чистого, правильного произношения звуков. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про Веселый язычок. Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
3. Упражнения выполняйте сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см., в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
4. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
5. Каждое упражнение выполняется около 5 раз. Но если ребенок категорически отказывается выполнять упражнения – не настаивайте.
6. Выполняйте движения плавно и легко, без толчков, подергиваний, дрожания языка (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
7. Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряясь. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
8. Переход к следующему движению должен совершаться плавно и достаточно быстро. Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.