Зиминова Людмила
Конспект занятий по развитию речи в подготовительной группе «В мир слов и предложений»
Конспект занятий по развитию речи в подготовительной группе на тему «В мир слов и предложений»
Подготовила - воспитатель
Зимина Л. А.
г. Вологда, 2023 г.
Цель: Создание условий для развития связной монологической речи детей.
Задачи:
Учить составлять простые и сложные предложения, небольшой связный рассказ по фрагменту картины Н. Крылова «Зима».
Публикация «Конспект занятий по развитию речи в подготовительной группе „В мир слов и предложений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать у детей память, внимание, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитывать любовь к живой и неживой природе. Умение чувствовать ее красоту.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель. Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает целый день!
(дети читают стихотворение)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро
Солнцу и птицам!
-Доброе утро
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель. Ребята, а с каким настроением вы пришли в детский сад? (игра с мячом)
(настроение бывает приятным, хорошим, замечательным, отличным, радостным, прекрасным, позитивным, жизнерадостным, прелестным, беззаботным, оптимистическим, лирическим)
Воспитатель. Я вижу, что у вас хорошее настроение. Садимся за столы. К нам в группу пришло письмо от Незнайки.
(вскрываем письмо, читаем, на экране появится картинка с изображением Незнайки)
«Доброе утро ребята! Я взял азбуку, и мне не понятно, где здесь буквы, предложения, рассказы. Помогите мне разобраться!»
Воспитатель. Поможем Незнайке? (ответы детей)
Предлагаю вам загадку
Чтоб пошло все по порядку
Если буду я молчать
Ка ты сможешь меня понять?
А выручить меня готово
Любимое, родное… (слово)
Звуки друг друга нашли
Встали рядом и смысл обрели,
Много их, аж кругом голова,
Собираются звуки в … (слова).
Что такое слово? (ответы детей)
Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Слово звучит и называет предметы вокруг вас. Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом. Сейчас я предлагаю вам игру «Цепочка слов». У вас на столе лежит карточка, пододвиньте ее к себе, переверните и на картинку посмотрите. На моей картине изображен лук. Это и будет наше ключевое слово. Я картинку прикрепляю на мольберт, а вы должны договориться между собой, кто из вас будет прикреплять картинку на мольберт.
В слове лук какой последний звук? (ответы детей) У кого картинка с изображением предмета, который начинается на звук [к]? (ещё 7 картинок, которые будут в цепочке слов)
Молодцы!
Вот и познакомили Незнайку с игрой со словами. А незнайка нас просит выполнить ещё одно задание. (на экране появляется изображение Незнайки)
Задание от Незнайки «Исключите лишнее слово».
Все слова синонимы в строчке?
Синонимы – это слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже.
Огонь, дым, пламя.
Алфавит, конница, кавалерия.
Лошадь, конница, кавалерия.
Ураган, дождь, буря.
Шалун, тихоня, озорник.
Молодцы, справились с заданием.
А сейчас немножко отдохнем. Выполним упражнение «кулак-ребро-ладонь» (кинезпологическое упражнение, направленное на развитие межполушарного взаимодействия)
У меня в руках мяч.
(затем педагог роняет мяч на пол и просит сказать про мяч два слова (мяч упал). Дети называют первое слово (мяч, второе (упал, а затем дети повторяю все предложение.
Воспитатель предлагает кому-нибудь поднять мяч (Мишу, другой ребёнок, должен сказать об этом, тремя словами (Миша поднял мяч). Дети называют первое, второе, третье слово предложения по порядку.
Так значит наша речь состоит из (слов). А когда слова объединяются, то что получается? (предложение)
Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Физкультминутка.
(на экране появляется Незнайка)
Вот Незнайка зарядка
Выполнять по порядку
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сядьте, встаньте, сядьте, станьте,
Вы надеюсь не устали?
Читаем дальше письмо:
«Я живу в цветочном городе, где целый год лето и не знаю, что такое зима. Расскажите мне про это время года»
Воспитатель. Слова образуют предложения. А когда много предложений, то что ребята мы получаем? (рассказ)
Ребята,давайте вспомним с вами схему описания картины. (слайд)
Чтобы легче было справиться с этим заданием, я вам предлагаю рассмотреть картину художника Николая Крымова «Зима».
А я вам предлагаю представить, что вы попали на улицу в картине Николая Крылова и стали играть в снежки, бороться, водить хоровод.
(Дети рассматривают картину и составляют рассказ по картине)
(Затем свой рассказ представляет педагог)
Вы никогда не замечали, как к вечеру изменяется зимнее покрывало земли. Имеется в виду снег. Это как раз тогда, когда солнце только начинает садиться и его свет становится бледно розовым, и снег соответственно насыщается этим цветом. Мы видим дома в деревне и скорее всего большое двухэтажное здание – это школа.
Ближе к нам прорисована горка, с которой катается ребятня. А дальше по дороге, мы видим, что едут сани. В общем, это обычная деревенская идиллия. Больше ничего и не надо, только мир да покой. По крайней мере, именно об этом и говорит картина. На улице мороз, стужа, но детишки на улице полностью поглощены своей игрой. Есть от этого полотна ощущение холода, но не отталкивающего, а именно привлекающего к себе. И все-таки хочется оказаться там, на тихой деревенской улице, и просто посидеть в избе или на улице. Просто чувствовать тишину, которой так не хватает нам, жителям городских трущоб.
Как вы думаете мы помогли Незнайке решить его проблему? (ответы детей)
(на экране появляется изображение Незнайки, который благодарит детей за помощь)
РЕФЛЕКСИЯ.
Дети, у вас на столе лежат три кружочка. Если вам на занятии было интересно, все получилось, не было трудно, то поднимаете красный кружок.
Если кому понравилось, но были какие-то трудности, что-то не получилось, поднимите желтый кружок.
Кому не понравилось, было не интересно, поднимите зеленый кружок.
Занятие подошло к концу. Всем спасибо!