Мария Зайцева
«В гостях у зимующих птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые ориентиры: расширять представление детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц, и их питанием, движением и образом жизни. Развивать связную речь, обогащать словарь. Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.
Материал: иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись с голосами птиц.
Словарная работа: воробей, синица, сорока, дятел, снегирь.
Публикация «„В гостях у зимующих птиц“» размещена в разделах
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, дидактические игры «Чего не хватает», «один – много» и др.
Ход занятия:
Стук в двери. Ребята, посмотрите к нам в гости пришла зима. Она сейчас будет задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на все вопросы ответить.
Какое сейчас время года? – осень.
А осень какая? – поздняя.
Но уже через несколько дней зима вступить в свои права: начнут дуть холодные ветра, мороз скует землю, снегом укроет все кругом.
Ребята, а почему стало мало птиц? – они улетели в теплые края.
Как называют таких птиц? – перелетные.
Но у нас есть еще птицы, которые остаются с нами зимовать.
Послушайте загадки:
1 загадка:
«Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По двором шныряет,
Крохи собирает» Кто это? - воробей.
Посмотрите, как он выглядит – выставляю иллюстрацию, рассматривание воробья.
Где зимуют воробьи? – в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.
Где находят пищу? – во дворах, в кормушках.
Воробьи селятся стайками, если сторож заметит в небе хищника кричит: «чир-р» и воробьи улетают – хоровые и индивидуальные ответы.
Вы слышали, какие они издаю звуки? – включаю аудиозапись.
2 загадка:
Это птица – непоседа
Одного с березой цвета.
Кто это? – сорока.
Как она выглядит? – рассматривание сороки.
Кто знает, почему ее называют сорокой - воровкой? – любит блестящие вещи, уносит их и прячет.
Где сорока устраивает гнездо? – в густых ветвях деревьев или кустарников.
Ребята, гнездо у сороки шарообразной формы, а вход сбоку. Какие звуки издает сорока? – послушайте. Напоминают эти звуки треск, стрекот.
Какую пользу приносят сороки? – истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в их брошенных гнездах селятся мелкие птицы.
3 загадка:
Она маленькая птица,
И зовут ее …. – синичка (рассматривание иллюстраций) где синичка устраивает гнезда? – в дуплах небольших дятлов, углублениях и щелей гнилых пней и стволов.
Много ли насекомых уничтожают синицы? – сколько весят сами.
Послушайте, какие звуки издают.
4 загадка:
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине,
Он заявится опять. Кто это? - снегирь
Почему эта птица называется снегирь? – рассматривание иллюстрации.
Зачем снегирю толстый, короткий клюв? – расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, расклевывать семена клена, липы. Посмотрите, какая красивая птица, она любит нырять в снег, она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками. Включаю аудиозапись.
5 загадка:
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой!
Кто это - дятел.
Рассматривание иллюстрации.
Как вы думаете, дятел хорошо летает? – нет. А где проводит большую часть времени? – на дереве. Какой клюв у дятла? – крепкий клюв, он стучит им по дереву, долбит кору и вытаскивает из под нее длинным липким языком насекомых и их личинок.
Кем считаю дятла? – санитаром леса (ответы детей)
Физминутка:
Воробьи – воробышки (похлопывание по бокам)
серенькие перышки! (махаем руками вверх – вниз)
Клюйте, клюйте крошки (стучат кулачками)
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют (развели руки в стороны, пожали плечами)
И погладить не дают (руки на пояс, наклоны)
Как бы нам поладить
Чтоб дались погладить (хлопки в ладоши).
Дидактическая игра «Кого не стало?», игра «какая птица лишняя» почему?
Дети скажите, что умеют птицы : ходить, прыгать, летать
Клевать, пить, ловить
Драться, петь, сидеть
Кормить, махать, строить
Рыться, кружить, взлетать.
А теперь мне скажите:
Воробей один, а много….
снегирь один, а много…
синица одна, а много….
Дятел один, а много…
Сорока одна, а много….
А зачем птицам нужны гнезда?- высиживать птенцов.
А какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда? – кукушка
Итог занятия: ребята, а если не будет птиц, что станет с лесом? – погибнуть деревья, не будет слышно голосов птиц, и не кому будет украшать природу.
А как мы можем помочь птицам? – подкормить, сделав кормушки.