Наталья Сазонова
«В гостях у сказки». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«В гостях у сказки».
Задачи:
Обогащать зрительный опыт детей путем просмотра разных по содержанию и средствам выразительности произведений живописи.
Показать детям, как можно провести параллели между литературными произведениями и
произведениями живописи со сходным настроением, сюжетом.
Показать детям как живописцы передают настроение, образ с помощью теплых, холодных оттенков, композиции, различных деталей.
Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на сказочные образы.
Развивать познавательные процессы, творческие и эстетические способности.
Поощрять инициативу и самостоятельность в высказываниях, творческой деятельности.
Визуальный ряд:
1. О. А. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»
2. И. И. Айвазовский «Черное море»
3. М. А. Врубель «Царевна-Лебедь»
4. И. И. Шишкин «Дуб»
5. И. И. Шишкин «Дремучий лес»
6. М. А. Врубель «Тридцать три богатыря»
8. Детские работы по «Сказке о золотом петушке»
Примерный ход занятия:
1. Вводная часть
В гости к детям приходит сказочник.
Сказочник спрашивает, любят ли дети слушать сказки, какая сказка у них любимая, кто сочиняет сказки. Обобщает ответы детей и говорит о том, что сказки бывают народные, а бывают авторские, уточняет каких авторов знают дети. Далее педагог предлагает детям отправится в путешествие по сказкам.
2. Основная часть занятия.
Ребята, вы узнали кто это смотрит на вас? (дети видят перед собой портрет А. С. Пушкина)
Конечно же, это Александр Сергеевич Пушкин. Каким вы его видите? Внимательно рассмотрите и опишите его. А как называется картина на которой изображен человек? (портрет)Какие сказки Пушкина вы знаете?
Сказочник демонстрирует картину Шишкина «Дуб». Что вы видите на картине? Да, это мощное, раскидистое дерево-дуб. Это молодое или старое дерево? Обратите внимание на его изогнутые ветви, что они напоминают? Предложить детям пофантазировать о том каких сказочных персонажей можно увидеть в этих изгибах. В это время появляется сказочный персонаж кот-ученый, здоровается с ребятами и просит ребят догадаться, почему он появился рядом с дубом и какие еще сказочные персонажи здесь обитают. Дети вспоминают отрывок из произведения Пушкина «У лукоморья дуб зеленый….» и называют сказочных персонажей: лешего, бабу-ягу, русалку, витязей, черномора.
Кот сообщает, что он принес еще картины и хотел бы узнать помнят ли дети сказки и смогут ли догадаться о чем эти картины.
Перед детьми картина Айвазовского «Черное море». Что вы видите? Какое море? Какие краски использовал художник, чтобы показать состояние моря? Детям предлагается подобрать палитру красок, которые использовал художник. В какой сказке Пушкина было море? Какое оно было, всегда одинаковое или менялось? Конечно это» Сказка о рыбаке и рыбке». Когда море стало таким темным, неспокойным, почему? Послушайте шум моря (аудиозапись) как вы думаете это спокойное или штормящее море? А кто еще мог бы выходить из такого моря? Перед детьми картина Врубеля «Тридцать три богатыря». Кого вы видите, какие они? Посмотрите, как бурлят, разливаются и пенятся сине- зеленые, изумрудные волны, с шумом накатываясь на берег. Обращает внимание детей на очертания рыб, скользящих по волнам, парящих в небе белоснежных чаек, горящие золотом фигуры богатырей и Черномора. Какие краски использовал художник, чтобы передать ощущение праздничного зрелища, достойного удивления. Давайте вспомним, как Пушкин описывал это диво:
Море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
Сними дядька Черномор,
Это диво, так уж диво…
Кот предлагает детям изобразить волны. Дети берутся за руки, изображая сначала легкие волны, затем усиливают движения рук и показывают штормящее море.
В какой сказке это происходило, какие еще чудеса были в этой сказке?
Кто это перед нами? (Кот демонстрирует картину Врубеля «Царевна-Лебедь») Что вы можете сказать про царевну, какая она, Какое настроение у нее? каких красок в картине больше теплых или холодных? Лицо у девушки полно грусти и печали. Обратите внимание на головной убор девушки, это кокошник. Лучи солнца скользят по одежде, кокошнику девушки, добавляя розовых красок. Как вы думаете можно ли изменить настроение девушки на картине с помощью цветовой палитры? А как писал Пушкин о царевне - лебедь?
»Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
А сама то величава
Выступает будто пава:
Сладку речь то говорит,
Будто реченька журчит.»
.Кто такая пава? Как она ходит, покажите. Пройдитесь как царевна-лебедь, представьте на голове у вас расшитый камнями кокошник, прекрасное платье.
Из какой сказки Пушкина эта царевна, а как звали царевича, который освободил ее от злого чародея?
Игра «Подбери по цвету»
Картина Шишкина «Дремучий лес»
Что на картине? Какой лес? (дремучий) Кого из героев сказок отвели в такой лес? В какой сказке это было? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»). Хотели бы вы там оказаться? Что мы могли бы там услышать, какие звуки? (предложить детям на выбор звуки) Как бы вы назвали эту картину? Послушайте, как назвал ее Шишкин.
Игра с яблоком «Назови добрых сказочных персонажей (злых)»
3. Заключительная часть занятия
Ну вот мы и побывали в сказках Пушкина, говорит кот. А к какой еще сказке мы не увидели картин, кот просит детей помочь ему и проиллюстрировать сказку Пушкина о золотом петушке.
О чем эта сказка? Кто главный герой? Кого вы хотите нарисовать? Какие краски будете использовать при рисовании петушка? Царя? Шамаханской царицы?
Рисование.
Обсуждение работ детей, понравившихся моментов.