Ольга Киселева
Конспект ОД в подготовительной группе «В гостях у Мудрой Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по познавательному развитию
(ознакомление с миром природы)
с детьми подготовительной группы
компенсирующей направленности
«В гостях у Мудрой Совы»
Подготовила воспитатель высшей категории
О. В. Киселёва
Цель: Создание благоприятных условий для познавательного развития детей по теме «Осень».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ОД в подготовительной группе „В гостях у Мудрой Совы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сова, совушка, совенок, совята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
-обобщить представление детей об осени, как времени года, её признаках.
-уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений, птиц, животных и о подготовки их к зиме.
-закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период.
Развивающие:
-развивать интерес к объектам природы;
-развивать любознательность, творческое воображение, речевую активность, мыслительные способности.
-побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания.
Воспитательные:
-воспитывать экологическую культуру
-воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.
-формировать личностные качества: доброту, взаимопомощь, уважение.
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень; беседы о подготовке растений, зверей и птиц к зиме; дидактические игры «Что лишнее?», «Детки и ветки», «Угадай дерево по описанию»; составление гербария; беседы о лесе, правилах поведения в нем.
Материалы и оборудование: презентация, аудиозапись: фоновая музыка, крик и уханье совы; конверты с заданиями, два конверта с посланием от совы, осенние листочки, плоскостная фигура спящей Мудрой Совы, буквы плоскостные, юла со стрелкой, чёрный ящик (ёмкость с водой, скрипичный ключ, песочные часы, табло с цифрами для счёта, д/игра «Разрезные картинки» (перелётные- зимующие, «Животные и их жилище».
Ход занятия
Дети заходят в зал, фоновая звучит музыка.
Слайд №1 «Поздняя осень»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько листьев под ногами! Как они сюда попали? (Ответы детей)
Воспитатель выразительно читает стихотворение А. С. Пушнина «Унылая пора! Очей очарованья.»
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года идёт речь? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в этом стихотворении говорится об осени.
-А какое сейчас время года? (Ответы детей)
-Почему вы так думаете? (на улице стало холодно, люди тепло одеваются, часто идут дожди, дни становятся короче, а ночи длиннее, небо покрыто серыми тучами, листья на деревьях желтеют и опадают, птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края, дикие животные готовятся к зиме.)
Воспитатель: Осень красивое время года, но оно заканчивается.
Звучит аудиозапись крик совы.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто это? ( ответы детей: сова)
Воспитатель: Как вы думаете, что своим криком хочет она нам сказать?
(ответы детей)
Воспитатель обращает внимание на конверт.
«Здравствуйте ребята! Я очень долго живу на свете, много чего видела, много где была. Пролетала я над вашим городом и решила заглянуть в ваш детский садик. Вы скоро пойдёте в школу и много чему уже научились. Знаю, что вы очень любознательные, добрые и отзывчивые дети. Думаю, ваши знания и умения помогут мне. Звери и птицы в моём лесу всех переполошили, всё перевернули. Я приглашаю вас в свою Лесную школу. Помогите мне навести порядок в моём лесу.
Ваша Мудрая Сова!»
Воспитатель: - Ребята, каким будет ваше решение? (ответы детей)
-Вы готовы помочь Мудрой Сове? ( ответы: да)
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. А вот и тропинка из осенних листочков, она то нам и поможет. Но так просто нам не пройти, листочки надо нам собрать, и по очереди пословицу про осень сказать.
Игровое упражнение «Назови пословицу»
Дети идут по тропинке за воспитателем, берут листок и называют пословицу про осень.
- Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
- В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
- Осень хвастлива, а весна справедлива.
- Появление комаров поздней осенью - к теплой зиме.
-В ноябре весна с осенью спорят.
-Лето со снопами, осень с пирогами.
-Осенью покопаешь, зимой не голодаешь.
-Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
- Осень пришла, урожай принесла.
- Весною не посеешь – осенью не соберешь.
Дети с воспитателем подходят к Лесной школе Мудрой Совы, сова детей не встречает, а спит.
Воспитатель: Ребята, куда привела нас тропинка? (ответы детей).
Давайте прочитаем.
Дети читают «Лесная школа»
-Посмотрите, сова то нас не встречает. Как вы думаете почему? ( ответы детей: она спит)
-А почему она спит днём? ( ответы детей: совы ночные птицы, они днём спят, а ночью летают и охотятся.)
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Слайд №2 «Изображение совы»
Воспитатель: Сова, как известно, символ мудрости. Это хищная ночная птица, очень красивая и необычная на вид. Питается мелкими грызунами — мышами, крысами, хомяками, а также насекомыми и ежами. Ведет сова ночной образ жизни. Вести ночную охоту ей помогает специальное устройство крыльев, которое делает ее полет совершенно бесшумным. Охотится сова не только ночью, иногда она делает это в ранние утренние часы. Также полезно для охоты и то, что голова у совы способна поворачиваться на 270 градусов, то есть делать практически полный круг. А вот глаза у сов абсолютно неподвижны. Ушки совы расположены неровно для того, чтобы она могла лучше ориентироваться в темноте по звукам. Сова не является перелетной птицей и зимой остается там, где обитает постоянно.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему сову называют мудрой?
(Ответы детей)
Воспитатель обращает внимание на конверт, в нем послание от Мудрой Совы.
Воспитатель: Посмотрите ребята, Мудрая Сова оставила нам послание.
«Ребята, я рада, что вы откликнулись на мою просьбу и решили помочь мне. Я предлагаю вам сыграть с лесными жителями в интеллектуальную игру
«Что? Где? Когда?». Постарайтесь правильно ответить на все вопросы и тогда, в моём лесу будет порядок. Ваши знания и умения помогут вам. Желаю Вам удачи! Ваша Мудрая Сова»
Слайд №3 «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
Воспитатель: Ребята, вы готовы принять участие в игре «Что? Где? Когда?». (Ответы детей)
- Перед тем, как начать игру, нам нужно придумать название вашей команды.
Я предлагаю вам назвать команду «Знатоки». Согласны? (Ответы детей)
Воспитатель: Знатоки, занимайте свои места. Я хочу познакомить вас с правилами игры. Вы видите на игровом поле, стоит волчок со стрелкой, и лежат конверты. В каждом конверте находится вопрос или задание, на которые вы должны ответить или выполнить. Мы крутим волчок, и когда стрелка останавливается, вскрываем конверт и выполняем задание. На каждое задание вам отводится 1 минута, проследить время мы сможем с помощью песочных часов. За правильный ответ или правильное выполненное задание, команда получает балл. Если команда отвечает неправильно, балл получает команда «Лесные жители». Счёт игры вы можете увидеть на доске.
-Итак, вы готовы? ( Ответы детей: готовы)
Воспитатель: Внимание, 1 раунд!
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» (крутится волчок). Волчок останавливается.
Воспитатель: Задание№1. «Деревья»
Слайд № 4 «Деревья в разное время года»
Воспитатель: Ребята, всегда ли деревья выглядят одинаково?
(Ответы детей)
-Какие изменения происходят в жизни деревьев осенью, зимой, весной, летом?
( Ответы детей: осенью листья начинают желтеть и опадать, зимой деревья стоят голые, весной начинают набухать почки и появляются первые листочки, летом деревья полностью покрываются зелёными листьями)
Слайд № 5 «Плоды-семена»
Воспитатель: Первое задание. На экране изображены плоды и семена деревьев. Вы должны подумать и назвать плоды или семена и дерево, к которому они относятся. Время пошло.
Воспитатель засекает время (1 минута) с помощью песочных часов.
Воспитатель: Знатоки, вы готовы дать ответ? (дети называют плоды или семена и дерево, к которому относятся.)
Воспитатель: Молодцы,вы правильно выполнили первое задание.
-Какую пользу приносят деревья? ( Ответы детей: очищают воздух, плодами и семенами питаются звери и птицы)
Воспитатель: Продолжаем игру. Внимание, 2 раунд!
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» (крутится волчок). Волчок останавливается.
Воспитатель: Задание№2. «Птицы» (зимующие-перелётные)
-Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов? ( Ответы детей: улетели в тёплые края).
-Почему, они от нас улетели? ( Ответы детей: стало холодно и голодно)
-Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? ( Ответы детей: перелётные)
-Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? ( Ответы детей: зимующие)
Воспитатель: Второе задание. Перед вами лежат конверты, в которых находятся разрезные картинки с изображением птиц. Вы должны за минуту собрать картинку, назвать птицу и определить, какая птица: зимующая или перелётная. Время пошло.
Воспитатель засекает время (1 минута) с помощью песочных часов.
Воспитатель: Знатоки, вы готовы дать ответ? (дети называют птицу, которую собрали и определяют какая она: зимующая или перелётная).
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь тем птицам, которые остаются с нами зимовать?
( Ответы детей: сделать кормушки и заботиться о том, чтобы в ней был птичий корм)
Воспитатель: Внимание, 3 раунд!
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» (крутится волчок). Волчок останавливается.
Воспитатель: Задание №3. «Животные леса»
Воспитатель: Ребята, как называют животных, которые живут в лесу? ( Ответы детей: дикие)
- Каких диких животных, вы знаете? (дети перечисляют)
- Что вы знаете о жизни зверей наших лесов осенью? ( Ответы детей: шерсть становится гуще, меняется её окраска, заготавливают корм на зиму, некоторые звери, готовятся к спячке).
Воспитатель: Третье задание. Перед вами карточки с изображением диких животных и их жилища. С помощью проведённой линии карандашом, вы должны заселить животное в его жилище. Время пошло.
Воспитатель засекает время (1 минута) с помощью песочных часов.
Воспитатель: Знатоки, вы готовы дать ответ? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Слайд № 6 «Животные и их жилище»
Воспитатель: Посмотрите на карточку на экране, и сравните, правильно вы выполнили задание. (дети сравнивают свою работу с образцом на экране)
Воспитатель: Внимание, 4 раунд!
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» (крутится волчок). Волчок останавливается.
Задание№4 Музыкальная пауза.
Музыкальный танец-игра «Осень, милая шурши!
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» (крутится волчок). Волчок останавливается.
Задание№5 «Чёрный ящик»
Воспитатель: Внимание черный ящик.
Воспитатель вносит чёрный ящик.
- То, что находится в чёрном ящике, вы можете узнать, если отгадаете загадку.
«Что не имеет своей формы, но колется и лепится, что падает с неба и поднимается вверх, что может обжигать, но без этого невозможна жизнь»
«Это вода. Вода не имеет своей формы. Она принимает форму сосуда, куда ее наливают. Когда холодно, вода замерзает, превращается в лед. Осколком льда можно уколоться и даже порезаться. Зимой падает снег - это такая замерзшая вода. Снег хорошо лепится. Летом, когда жарко вода испаряется, поднимается вверх и падает дождем вниз. Воду можно вскипятить на плите для чая, супа. Но надо быть осторожным, кипящая вода может обжечь! Вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям. Без воды невозможно жить! Воду нужно беречь!»
- Ребята, а как мы можем беречь воду? ( дети: всегда плотно закрывать кран, не загрязнять водоёмы)
Воспитатель: Вот и закончились все задания, которые вам приготовили Лесные жители. Давайте подведём итоги и определим, чья команда победила.
Дети смотрят на доску со счётом и определяют, чья команда набрала больше баллов.
Воспитатель: Со счётом 5-0 в интеллектуальной игре победила команда «Знатоки». Молодцы ребята! Вам понравилась наша игра?
-Что, вы узнали сегодня нового?
-Какие задания вам больше всего запомнились?
- Как вы думаете, вы смогли помочь Мудрой Сове навести порядок в лесу?
( Ответы детей :да)
Звук уханье совы
Воспитатель: Ребята, слышите, Мудрая Сова благодарит вас за помощь, и в знак благодарности подготовила для вас награду. Но Мудрая Сова ждёт вас в гости ещё, она приготовила для вас много новых, интересных заданий.
Воспитатель вручает детям шоколадные медальки. Дети уходят в группу.