МААМ-картинки

Сценарий развлечения для дошкольников старшего возраста «В гостях у Льняницы-рукодельницы»

Надежда Дульберг
Сценарий развлечения для дошкольников старшего возраста «В гостях у Льняницы-рукодельницы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.

Задачи:

1. Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна.

2. Закреплять знания об орудиях труда, их значение, умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях и находить их в мини-музее.

Публикация «Сценарий развлечения для дошкольников старшего возраста „В гостях у Льняницы-рукодельницы“» размещена в разделах

3. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации, память, воображение и мыслительную деятельность детей, художественно-эстетическое восприятие изделий народного творчества.

4. Приобщать детей к народному творчеству через шутки, загадки, игры, хороводы, народные костюмы и окружающие предметы народного быта.

5. Воспитывать интерес к прошлому нашего края, уважение к нелёгкому труду народных мастеров.

Предварительная работа:

Изучение истории и изготовление народных тряпичных кукол. Создание коллекции х\б тканей. Рассматривание иллюстраций о жизни крестьян. Сюжетно - ролевая игра: «Магазин одежды». Дидактическая игра: «Одень куклу по сезону». Экскурсии в мини-музей «Народная кукла», на мини-выставку тканей. Чтение рассказов К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»; «Как Мите сшили сюртук». Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». Рассказывание русских народных сказок «Мудрая дева», «Хаврошечка». Слушание русской народной песни «Ой ты,прялица»

Материал:

Льняной мешочек с семенами льна, корзинка с льняным снопиком, трепало, мялка с вымоченным льном, чесала, гребни, прялка с куделью, веретено, ткацкий стан или бердо с заправленными нитями или нити основы, собранные в косу, кусок льняного рядна, манекен с рубахой, тканые изделия (рушник, дорожка)

Звучит русская народная музыка

Хозяюшка:

- Здравствуйте люди добрые! Рады видеть Вас на нашем празднике «Льняница-рукодельница».

-Собрались мы позабавиться - потешиться, узнать про женские ремесла, праздники и обычаи народные.

Много пословиц есть про рукоделие:

-Длинная нитка, ленивая швея.

-Штопай дыру, пока не велика

-Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись.

-Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.

-У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

-Не домнешь мялкой, вспомнишь за прялкой.

-Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.

-Не учись безделью, а учись рукоделью.

Мы сегодня в гостях у Льняницы - рукодельницы

Льняница – рукодельница :

- А загадку мою отгадать сможете?

Топили, сушили, колотили,

рвали, ткали, белили,

в трубы катали, на стол стлали.

-Правильно это лён.

Льняница – рукодельница показывает гостям снопик льна.

Много пословиц и поговорок про это растение!

-Лен любит поклон.

-Кто посеет лен, пожнет золото.

-Лён вымотает – лён и озолотит.

-Хороший ленок — денег закромок.

-Чем ленок дольше, тем доход больше.

-Лен да клевер, клевер да лен, кто их сеет, тот и умен.

-Лен тем и силен, что всех одевает он.

- И почитался лён и прославляли его, потому что он одевал, кормил, согревал русского человека. Трудно растить лён, много сил, умения, знаний нужно, чтобы из него получилась готовая ткань.

(Льняница – рукодельница по очереди показывает гостям снопик льна и льняное рядно)

- Поэтому и говорили: «Если лён хорош, хвалить надо руки».

А как изсемечки рубашка получается, мы увидим на иллюстрациях книги К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

(Просмотр сопровождается демонстрацией орудий обработки льна)

-Да, долог льняной путь от крошечного семечка до готового изделия.

А начинался этот путь по народной традиции 21 мая/3 июня, это день называли Олена-льняница. Крестьяне говорили: "Посеешь лен на Олену - будут длинные льны". К этому моменту заканчивали посев хлебов и начинали сеять лен. Существовало немало поверий, связанных с выращиванием льна. По традиции высевать лен имели право только мужчины. Даже просто встреча с женщиной по дороге на поле сулила плохой урожай льна. Накануне Олены-льняницы под руководством старших собирались все женщины общины; каждая приносила с собой по два яйца. Принесенные яйца испекали в печке, и раскладывали в мешки с семенами льна, стараясь, чтобы посторонние этого не видели. На полосе, вспаханной под льны, каждый сеятель сначала подбрасывал яйца вверх, полагая, что "чем выше будут подброшены яйца, тем выше вырастет и лен", а затем съедал их с приговором: "Пусть уродится лен такой же белый как это яичко". Только после этого начинался сев. Девушки в этот день исполняли песни для роста и урожайности льна.

Льняницарукодельница напевает песню:

"Посею я, младая, ленку,

При дорожке, при толку:

Ты расти, расти ленок,

Тонок, долог и высок,

В земелюшку корешок,

Что вниз коренист,

А вверх семянист!"

- Ритуалы сопровождали весь цикл выращивания льна. В Иванов день девушки катались по полю, засеянному льном: когда лен зацветал, бродили по нему – «чтоб чище да дольше рос». Процесс уборки и обработки льна весьма трудоемкий и длительный, включал много стадий. Готовый лен выдергивали руками, чтобы максимально сохранить всю длину стебля, молотили, слали на лугу. При расстилании катались по траве, говоря: «Смотри, бежит волк, чтобы был лен белый, как шелк». Вымачивали, мяли, а затем трепали.

(Льняница – рукодельница демонстрирует, как мяли лён на мялке)

- Трепля лен, девушки распускали косы, «чтобы лен был хороший и косы хорошие». По окончании обработки льна совершался обряд сжигания кострики. Парни и девушки собирали и выносили кострику в поле, сгребали в кучи и зажигали костры. Молодежь, взявшись за руки, перепрыгивала через костры. Считалось, что у того, кто выше прыгнет через костер, в следующем году лен уродится длиннее. Для этого же парни подбрасывали кострику вверх, как можно выше. При этом произносились заклинания с пожеланиями вырасти льну высоким. После трепки волокна льна прочесывали через чесала и гребни разной частоты. Хозяюшка демонстрирует, как чесали лён на чесале и гребне.

- С гребнем тоже связано много поверий и ритуалов: его нельзя было класть на стол, на окно, на кадку, так как "ангел не сядет ". Гребень клали в зерна при посеве - "чтобы рожь были густой", использовали как оберег от нечистой силы, болезней.

- Подготовка волокна занимала первые осенние месяцы, а затем начиналось прядение - самый длительный и трудоемкий процесс, продолжавшийся примерно четыре месяца. В старину говорили : «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

(Льняница – рукодельница демонстрирует гостям прялки)

- Прялкой дорожили и передавали её по наследству, приговаривая: «Прялка не Бог, а рубаху дает». И действительно после всех предметов цикла обработки льна прялка была важным предметом, с которым связано много обычаев. По обычаю на Руси прялку девочке дарил отец или брат уже в 6-7 лет, когда мать решала, что ей нужно "входить в разум". Участвовали в прядении все женщины семьи, но особая роль отводилась молодым девушкам, готовившим себе приданое к свадьбе, и молодицам – женщинам, недавно вышедшим замуж. Но не только для рукоделья нужна была прялка, но и для веселья. Был ещё один обряд: в последний день масленицы девушки и женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён в этом году.

- А Вам, гости дорогие я хочу загадать загадку о предмете, связанным с прядением.

Загадка:

Верчусь, кручусь — не потею,

Только более толстею.

-Правильно – это веретено. Показывает веретено.

- После того, как лён был спрядён в нити, их сновали и собирали в длинную косу. Наступало время ткать.

Загадка:

«Бежит свинка

вырезана спинка»

-Правильно – это челнок. Показывает гостям челнок.

- И я предлагаю поиграть в игру

«Челнок или Веселая ткачиха»

Правила: по считалке выбирают два «челнока», остальные делятся на две стенки - это ткацкий станок. Два ряда играющих становятся друг напротив друга и сцепляются меж собой под локти. Два игрока-челнока пробегают меж этих рядов навстречу друг другу. Ряды при этом постоянно сходятся и расходятся, напевая стишок:

Я веселая ткачиха,

Хорошо умею ткать,

Пинч-понч, клёпа-клёпа,

Хорошо умею ткать.

Игра постепенно ускоряется. Проигрывает тот челнок, который не успевает пробежать между рядов до их схождения и оказывается зажат между ними. Затем выигравший челнок выбирает следующую пару челноков для игры.

- А сейчас отгадайте, из какой это сказки.

1. Ткать холсты героине помогала коровушка?

Дети: Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. В какой сказке А. С. Пушкина старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу?

Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

3. Мороз подарил девочке платье, расшитое серебром и золотом?

Дети: Русская народная сказка «Морозко».

- Ткань мы соткали, а теперь и шить пора….

Загадка:

Шла барыня-княгиня,

весь мир нарядила.

Нарядила, обшила,

сама нагая ходила.

Она тонка да длинна,

одно ухо, да остра,

всему миру красна. Что это?

Дети: Иголка.

Загадка:

А я тычу-потычу

в носик стальной,

хвостик льняной.

Хвостик льняной,

тяну, тяну за собой. А это про что?

Дети: Ниточка.

- Этими необыкновенными предметами мастерицы шили одежду и вышивали красивые узоры на ней.

(Демонстрирует льняные изделия, расшитые народными узорами – рубахи, рушники)

Хозяюшка:

-А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших юных гостей. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься.

Поиграем в игру «Смотай клубок»

Правила игры: в каждой команде три игрока. По одному игроку из команды садятся на скамью. Перед ними располагают корзинки с одинаковыми по размеру клубочками ниток. Одновременно под музыку они начинают перематывать нитки своего клубка, создавая новый клубочек. Когда музыка замолкает, садится другой игрок, потом третий. Чья команда вперед перемотает, тот победитель. Ну-ка, кто хочет свое умение показать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

Игра:«Смотай ниточку в клубок»

- Много интересного мы узнали о льне, о рукоделиях женских, а теперь расскажем об этом в нашем хороводе.

Вождение хоровода.

Хозяюшка:

- Наступила пора нам прощаться.

- Всем, кто нас видел, всем, кто нас слышал, доброго здоровья и низкий поклон.

Публикации по теме:

«Наши Олимпийские игры». Спортивное развлечения для дошкольников старшего возраста «Наши Олимпийские игры» спортивное развлечения для дошкольников старшего возраста. Цель: приобщение дошкольников к спорту. Формировать.

Конспект сценария летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» «В гостях у сказки» Дата проведения: 25.08.2017 в 11.00; Участники: - дети группы №5; - педагоги группы №5; - родители; Цель: - Создать.

Сценарий развлечения «Краски Весны» для старшего возраста Развлечение: «Краски Весны»(старший возраст) Программное содержание: вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления.

Сценарий развлечения «В гостях у Шушарика» для детей младшего дошкольного возраста (Под музыку «Да здравствует сюрприз!» вбегает Шушарик) ШушарикТа-ра-ра, та-ра-ра, вся ли в сборе детвора? Та-ра-рам, та-ра-рам, вы встали.

Сценарий летнего развлечения для детей дошкольного возраста «Мишка и Маша в гостях у ребят»Сценарий летнего развлечения для детей дошкольного возраста «Мишка и Маша в гостях у ребят» Сценарий летнего развлечения для детей дошкольного возраста: «Маша и Медведь в гостях у ребят». Цель: Создание позитивного летнего.

Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Солнца» В гостях у Солнца Ведущий Здравствуйте, ребята! В такой чудесный летний день я предлагаю всем вместе отправиться в необыкновенное путешествие:.

Сценарий праздничного развлечения «Масленица» для старшего дошкольного возраста Предлагаю вам сценарий очень веселого и задорного праздника для детей старшего дошкольного возраста Масленица. Этот праздник можно провести.

Сценарий развлечения для детей младшего возраста «Кисонька-мурысонька в гостях у ребят» СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Кисонька – мурысонька в гостях у ребят» Ведущий (обращает внимание малышей на кошку,.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Ах, театр!» Цель: воспитание устойчивого интереса к театральному искусству, создание условий для формирования знаний об истории театрального искусства.

Сценарий развлечения «В гостях у Лопшо Педуня» для детей младшего дошкольного возраста Сценарий развлечения «В гостях у Лопшо Педуня» для детей младшего дошкольного возраста. Автор: Ешмеметьева Альфия Мусаевна, воспитатель.

Автор публикации:
Сценарий развлечения для дошкольников старшего возраста «В гостях у Льняницы-рукодельницы»
Опубликовано: 14 января 2018 в 17:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий развлечения для дошкольников старшего возраста «В гостях у Льняницы-рукодельницы»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дульберг в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД