Яна Васильева
Конспект НОД «В гости к зимующим птицам»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к зимующим птицам»
Цель: Формирование общих представлений о зимующих птицах.
I. Образовательные задачи: 1. Познакомить со строением тела птиц, органами чувств, их оперением. 2. Закрепить знания о питании птиц, их передвижении. 3. Учить наблюдать за птицами, обращать внимание на интересные моменты.
Публикация «Конспект НОД „В гости к зимующим птицам“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
II. Развивающие задачи: 1. Развивать связную речь детей (умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос и грамотно строить собственное высказывание). 2. Развивать мыслительные процессы: сравнение, сопоставление, анализ, обобщение.
III. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к живому миру природы. 2. Воспитывать желание заботится о птицах, подкармливать их зимой.
Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна, белый хлеб, кусочек несоленого свиного или говяжьего сала; несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по труду; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.
Методические рекомендации:
Занятие на улице лучше проводить зимой. Тогда и птиц слетится много, и кормление пройдет активно. Чтобы занятие прошло успешно, дети должны вести себя спокойно.
Ход занятия:
1. Оргмомент: Ребята, хотите отправиться в гости к зимующим птицам, которые прилетают к нам на участок? А как мы будем вести себя на участке (спокойно, не делать резких движений, чтобы не спугнуть птиц)
2. Рассматриваем строение тела птицы
- Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Вы видели её не раз и сейчас, наблюдая глазками, сможете много о ней рассказать. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.) Что есть на голове? Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.) Клюв птицы – это рот или нос? (Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения).
- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.) Опишите крылья Рассмотрите и опишите ноги (ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками; на ногах четыре длинных и тонких пальца. ; на пальцах длинные, острые, загнутые когти. ; при ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво). Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены? Рассмотрите и опишите хвост.
3. Рассматривание перьев.
- Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.) Как они окрашены? Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска перьев покровительственная - это помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. Окрас голубей, определяется селекционной работой человека.) Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.) В какую сторону они направлены? (Спереди назад.) Как они расположены? (Налегают друг на друга.) Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)
4. Физкультминутка «Синица»
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок. (кружимся на мест
Вот присела на минутку (присели)
Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы вправо-влево)
И с дорожки-на плетень (прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на правой ноге).
5. Питание птиц.
-А как вы думаете, ребята, легко птицам добывать себе зимой пищу? Где и чем они питаются? Как человек может помочь птицам? Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек. (Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления). Теперь проверим, какой корм они любят больше всего (семечки, хлебные крошки, пшено). Ребята, насыпьте каждый вид корма отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю. Так что же они съели в первую очередь? Почему?
6. Органы чувств.
- Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы?
Различают ли птицы вкус пищи? А слышат? Давайте по очереди посвистим в свои свистки и подуем в дудочку (обсуждаем результат). На голове по бокам у нее есть уши, только они закрыты перьями. Птица слышит очень хорошо. Теперь поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя тихо? Птица же не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука.
Эксперимент: Понаблюдаем, если подойти к птице строго сзади, увидит ли она наблюдающего. Сделаем большой круг, чтобы она нас не заметила. Почему птица увидела наблюдающего? (У нее глаза расположены по бокам головы, а не так как у нас – спереди. Поэтому она видит не только спереди, но и сзади.)
7. Передвижение птицы (Блок реализуется в любом месте занятия – в то время, когда птицы ходят или летают.)
- Расскажите, как птица ходит. Как она летает? Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку? При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко. Почему птица не падает, когда сидит на ветке? А мы так сможем? После занятия проверим в группе
.8. Участие крыльев, хвоста и конечностей при движении птиц.
- В следующем опыте внимательно следите за птицами. Обратите внимание, что делают крылья, хвост и ноги, когда птица немного взлетает.
Учитель-логопед бросает на далекое расстояние кусок белого хлеба, привязанный к длиной тонкой веревке. Конец веревки он держит в руке. Когда птицы замечают хлеб и начинают его клевать, педагог осторожно тянет его за веревку. Так повторяет несколько раз. Вскоре конец веревки можно передать кому-нибудь из детей.
Стараясь догнать хлеб, птицы подпрыгивают и подлетают за ним. В это время дети могут хорошо изучить роль не только крыльев, но и хвоста. Если расстояние для полета небольшое, ноги птиц остаются прямыми. Когда расстояние увеличивается и требуется небольшой перелет, ноги на короткое время прижимаются к туловищу, а затем опять выставляются вперед.
9. Подвижная игра «Птицелов».
Цель: Учить определять название птиц. Развивать умение ориентироваться на местности посредством слухового восприятия.
В лесу, во лесочке на зелёном дубочке, птички поют.
Ай, птицелов идёт! Он в неволю нас возьмёт!
Птицы, улетайте!
10. Сравнение разных птиц между собой.
Проводится в том случае, если дети имеют возможность наблюдать одновременно двух и более птиц.
Учитель-логопед. Скажите, пожалуйста, чем птицы отличаются друг от друга? Например, воробей и голубь?
Учитель-логопед называет тех птиц, которых дети в настоящее время видят перед собой.
11. Рассуждения детей:
-А теперь задам вопрос потруднее: каких животных называют птицами?
Рекомендация. Данный блок занятия может идти двояко.
Если дети называют разные второстепенные признаки, педагог, превращая диалог в шутку, им противоречит. (Например, дети говорят, что птицы откладывают яйца. Учитель-логопед возражает: кроме птиц, яйца откладывают черепахи, змеи, насекомые многие другие животные. Примеры других таких противоречий приведены ниже.)
Если они сразу называют ключевой признак – наличие перьев –Учитель-логопед избирает иную тактику. Он задает серию вопросов, рассчитанных на то, чтобы вовлечь детей в спор. Ответ на вопросы должны придумать сами дети.
- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)
- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.)
- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?
После некоторых раздумий, дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.
- Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.
12. Подведение итогов.