Наталья
Образовательная деятельность «В гости к Королеве Математике» в подготовительной группе
В гости к Королеве Математике
Цели:
- закрепить порядковый и количественный счет в пределах «десяти»
- учить соотносить количество предметов с цифрой
Образовательные области :
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие
Задачи
Образовательные :
- продолжать расширять умения детей составлять простые задачи и решать их;
- дать понятие о том, что задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа;
- закреплять умения порядкового и количественного счета;
Публикация «Образовательная деятельность „В гости к Королеве Математике“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- закреплять умения составлять изображения предметов из геометрических фигур;
- упражнять в ориентировании на плоскости, в пространстве;
- закрепить представление о последовательности дней недели
Развивающие:
- развивать умения детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, развивать связную речь;
- поощрять развитие активного и пассивного словарного запаса;
- стимулировать двигательную активность детей;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к выполнению математических заданий;
- формировать нравственные качества у детей (отзывчивость, доброту, желание помогать товарищам)
Оборудование:
- «Цветик-семицветик»;
- цветные карандаши;
- задания для выполнения (индивидуальные карточки);
- демонстрационный материал к заданиям
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята! Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие в царство Смекалки, где правит Королева Математика. Все жители этого царства хорошо считают, умеют решать сложные задачи и разгадывать головоломки. В этом путешествии нам придется доказать Королеве, что мы тоже умеем считать, знаем цифры и математические действия, решаем задачи. Вы готовы к путешествию? (Ответы детей).
- Молодцы! Но прежде чем мы отправимся в путь, нам необходимо вскрыть вот этот конверт, который сегодня принес почтальон Печкин. Я думаю, что в этом конверте мы найдем задания, которые мы должны будем выполнить по дороге в царство Смекалки. (Воспитатель вскрывает конверт и достает макет цветка (с семью лепестками).
- Что это, ребята? (Цветок)
- Я думаю, ребята, вы догадались что цветок будет нам помогать в нашем трудном путешествии. Посмотрите на цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков? (Семь)
Значит, нам с вами предстоит пройти семь испытаний, которые приготовила для нас Королева Математика. Пред началом нашего путешествия давайте проведем разминку!
- Сколько дней в неделе?
- Назовите дни недели по порядку.
- Какой по счету вторник?
- Какая по счету пятницу?
- Какая по счету среда?
- Сегодня?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели был вчера? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что всех можно взять в царство Смекалки. Но путь туда трудный и долгий, поэтому нам придется сделать несколько остановок. Добраться до царства Смекалки нам поможет транспорт. Я предлагаю вам отправиться в путь на корабле.
- Кто-нибудь плавал на корабле? (Ответы детей)
- К какому виду транспорта относится корабль? (Ответы детей).
Я назначаю капитаном нашего корабля …, а всем необходимо занять свои места на корабле. И это будет первое наше испытание!
Разные корабли плавают в море, но у каждого есть своя пристань. Капитан должен найти пристань, к которой причалит корабль, на котором мы и совершим путешествие. А вы, если правильно решите примеры, написанные на кораблях, узнаете, в какой каюте совершите увлекательное путешествие. (Капитану и детям раздаются карточки с кораблем, на котором написан пример. Дети решают примеры и размещаются на местах. На рабочие столы детей ставится карточка с номером каюты. Капитан решает пример и определяет, от какой пристани отходит корабль).
Капитан правильно нашел пристань, а ребята все правильно нашли свою каюту? И так, в путь! (Капитан встает за штурвал, звучит сигнал к отплытию).
Воспитатель: Капитан, что Вы видите впереди?
Капитан: Впереди я вижу небольшой остров.
Воспитатель: Это наша первая остановка. Причаливаем! А задание мы найдем на лепестке нашего цветка. (Воспитатель отрывает один лепесток и читает задание).
Наша первая остановка называется «Разгадай-ка»
1. На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (Три)
2. На груше росло 10 груш, а на березе на 2 меньше. Сколько груш росло на березе? (Ни одной, на березах не растут груши).
3. У Тани было 5 орехов. 1 она отдала брату, и у них стало орехов поровну. Сколько орехов было у брата в начале? (Три)
4. Когда Коле исполнится 7 лет, что будет дальше? (Пойдет 8-й год)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Нам пора отправляться в путь. Капитан, займите своё место на мостике. (Гудок, отправление). Капитан, что Вы видите справа?
Капитан: Справа я вижу еще один небольшой остров. На нем стоит невысокий дом с красивым садом и цветами.
Воспитатель: Нам необходимо причалить к этому острову. Это наша вторая остановка.
Остановка «Думай, считай, отгадывай»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш цветок. В какой сказке цветок исполнял желания непослушной девочки? (Цветик-семицветик). Давайте вспомним эту сказку. (Сказку рассказывает ребенок).
Ребенок: Жила-была девочка Женя. Однажды мама отправила ее в магазин за баранками. Девочка купила баранки.
Воспитатель: Сколько баранок купила Женя? (Семь)
(Воспитатель предлагает детям выложить перед собой 7 кружков.
2 баранки для мамы
2 баранки для папы
2 баранки для себя
1 баранку для брата)
Ребенок: Пока она шла домой и смотрела по сторонам, все баранки съела собака. Сначала собака съела 1 баранку.
Воспитатель: Сколько баранок осталось у девочки? (Шесть)
Ребенок: Затем собака съела еще 1 баранку
Воспитатель: Сколько баранок осталось у девочки? (Пять)
Ребенок: Женя загляделась на витрину магазина и не заметила, как собака съела у нее все баранки.
Воспитатель: Сколько баранок осталось у девочки? (Ни одной)
Ребенок: Она так расстроилась, что не заметила, как заблудилась. По дороге Женя встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок.
Воспитатель:
- Сколько лепестков было у цветка? (Семь)
- Какого цвета лепестки? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Цветок выкладывается на доске
Воспитатель:
- Из чего состоит число 7? (Число 7 состоит из семи единиц).
- А еще как можно составить число 7? (Число можно составить из двух меньших чисел). Давайте составим число 7 из двух меньших чисел (1+6; 2+5; 3+4).
Молодцы! Справились и с этим заданием. Не теряя времени, отправляемся дальше! Капитан, сигнальте об отплытии.
Воспитатель: Капитан, что Вы видите слева?
Капитан: Слева я вижу 2 льдины. На одной льдине сидят пингвины, на другой – белые медведи.
Воспитатель: Капитан, необходимо причалить к льдинам. Это наша третья остановка.
Остановка «Математические задачи»
Воспитатель:
- Ребята, сосчитайте сколько пингвинов и медведей сидят на льдинах? (Пингвинов 8, медведей -5)
- Кого больше – пингвинов или медведей? (Пингвинов) - На сколько? Как мы можем вычислить, на сколько медведей меньше пингвинов? Предлагаю Вам составить задачу про пингвинов и медведей. Давайте вспомним, из чего состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ). Составляя задачи, выложите условие из раздаточного материала, а решение выложите цифрами самостоятельно. Назовите ответ задачи? (Медведей на 3 меньше, чем пингвинов или пингвинов на 3 больше, чем медведей).
- Из скольких единиц состоит число 3? (Три)
- Назовите число, предыдущее числу 3? (Два)
- Назовите число, следующее за числом 3? (Четыре)
- Назовите соседей числа 8? (Семь и девять) Числа 5? (Четыре и шесть)
- Сосчитайте в прямом и обратном порядке от 1 до 10
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы очень хорошо справились с этим заданием. Наше путешествие продолжается. Но я вижу, что вы немного устали. Проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,-
Все мы делаем зарядку.
(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении,
повторяя за воспитателем слова).
Воспитатель: Итак, в путь! Займите свои места, полный вперед! Капитан, что сейчас нам встретится на пути?
Капитан: Я вижу огромный остров, на котором стоит высокий замок с треугольными крышами.
Воспитатель: И это наша четвертая остановка.
Остановка «Геометрическая»
Воспитатель: Как вы думаете, кто нас встретит на острове? (Геометрические фигуры). Давайте еще раз вернемся к сказке «Цветик-семицветик». Что разбила непослушная Женя? (Вазу). Предлагаю вас помочь Жене и собрать разбитую вазу из осколков. У вас на столе в конвертах (один на 2 человека) осколки разбитой вазы. Аккуратно достаньте их из конвертов, не порежьте пальцы. Работайте дружно и внимательно. (Дети собирают разрезанную картинку – вазу. По окончании работы воспитатель задает вопросы).
Воспитатель:
- Сколько треугольников?
- Сколько квадратов?
- Сколько четырехугольников?
- Сколько больших треугольников?
- Сколько маленьких треугольников?
(Ответы детей)
Воспитатель: И еще одну интересную геометрическую задачу-головоломку нам предлагает решить Королева Математика. Внимательно рассмотрите фигуры. В каждом ряду есть родственные фигуры и одна лишняя («чужая»). Найдите и назовите их.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Очень хорошо, ребята! Нам необходимо срочно продолжать наш путь. Дорога еще далека! Капитан, сигнальте отправление!
Следующее наше задание мы выполним без остановки. Слушайте внимательно! Ко мне подойдут … и … Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать понравившуюся игрушку (ориентировка на плоскости).
Даша, поставь игрушку в правый верхний угол. Миша, поставь свою игрушку в левый нижний угол. Что ты сделала, Даша? (Я поставила свою игрушку в правый верхний угол). Миша, а что сделал ты? (Я поставил свою игрушку в левый нижний угол) и т. д.
Воспитатель: Молодцы, вот мы и причаливаем к красивому берегу, где находится царство Смекалки. Капитан, что Вы видите впереди?
Капитан: Впереди я вижу Королеву Математику. Она стоит на берегу и приветствует нас.
Воспитатель: Мы с вами прибыли в Царство Смекалки, где правит Королева Математика. Это наша конечная цель путешествия. Выходите из своих кают и поприветствуйте Королеву Математику! (Дети делают реверанс и поклон Королеве)
Королева : Здравствуйте, мои друзья! Я очень рада встрече с вами. Пока вы добирались сюда, я внимательно наблюдала за тем, как вы справляетесь с заданиями. Вы мне очень понравились, и я принимаю вас в свое царство Смекалки. Учитесь хорошо, и вам будет интересно решать математические головоломки и задачи. Я желаю вам успехов и хочу каждому подарить цветок. Сейчас он самый обыкновенный, но когда вы его раскрасите, у вас получится настоящий волшебный цветок – цветик-семицветик. А раскрасить его помогут примеры, написанные на лепестках. Решив их, вы получите числа, каждому из которых соответствует определенный цвет.
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Королеву Математику! (Дети говорят спасибо). А нам пора возвращаться в детский сад. Но как же мы это сделаем? На море разбушевался шторм. Что если мы попадем в кораблекрушение? Нет, нужно что-то придумать.
Королева : Кажется, я знаю. У Вас есть цветок заданий. На нем остался последний лепесток. Скорее вспоминайте волшебные слова из сказки и загадывайте желание. До свиданья, друзья! (Королева уходит).
Дети произносят волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы вернулись в детский сад!
Звучит музыка.
Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в царство Смекалки. Мы снова оказались в детском саду. Немного отдохнув, вы сможете приступить к превращению обычного цветка в волшебный цветик-семицветик.
На этом наше занятие окончено.
До новых встреч!