Светлана Кавтаськина
Конспект НОД по развитию речи «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать»
ГБС (К)ОУ с. Малый Толкай
НОД «Коммуникация»
«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать.»
Цель: закрепление знаний детей обобщающего понятия «посуда».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнение и расширение представлений детей о посуде, её назначении, деталях;
-развитие навыков словообразования и словоизменения (существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Уж не буду, уж не буду я посуду обижать“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
-совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, использование имён существительных в косвенных падежах, согласование числительных с существительными);
-совершенствование умения составлять описательный рассказ по плану.
Коррекционно-развивающие задачи :
-развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление;
-развитие связного речевого высказывания;
-совершенствование зрительного внимания и восприятия;
-закрепление навыков координации речи и движения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
-развитие навыков самостоятельности, сотрудничества, инициативности, бережного отношения к посуде.
Оборудование: предметы посуды, игрушка –ворона, презентация, стаканчики и трубочки по количеству детей, разрезные картинки-посуды, музыкальная кассета, ноутбук.
Приготовила и провела воспитатель: Кавтаськина С. Н.
2013уч. год
Ход деятельности:
1. Орг. момент. Приветствие гостей.
1,2,3,4,5 – становитесь в круг играть!
Упражнение «Доброе утро!»
Давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать мячик, улыбнемся и скажем, своему товарищу: Доброе утро (Маша) и передадим мячик следующему.
Дружно скажем всем «Доброе утро!»
Сообщение темы, цели деятельности. Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня нас с вами ждет увлекательное, волшебное путешествие в сказочный лес. Там нас ждут интересные встречи и задания, которые вы должны выполнить. Вспомним названия посуды, для чего она нам нужна. А чтобы наше путешествие было интересным, мы с вами подготовим наш ротик и язычок.
2. Артикуляционная гимнастика.
(развитие моторики артикуляционного аппарата).
Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет.
Язычок знаком все детям. Мы его улыбкой встретим. «Улыбочка».
Язык в ротике живёт
Никогда не устаёт.
Очень любит чистоту.
В домике своём - во рту.
Двери шире открывает. Ротик открыть широко
Свежий воздух он впускает.
А теперь наш язычок – язычок поднят кверху, к небу.
Моет нёбо - потолок.
Моет двери он вторые,
Наши зубы - ротик шире - ротик открыт широко, чистим зубки.
Время даром не теряет,
Губы-двери вытирает - облизываем губки: верхнюю, нижнюю.
Чистит стены - это щёки
Взял щетинистые щётки – чистим язычком щечки изнутри.
Вот теперь он всё убрал,
На лошадке поскакал.
Дыхательная гимнастика.
- Скажите, что пьют из чашки?
- Дети, посуда очень хрупкая. Относиться к ней надо бережно,
- Сегодня я предлагаю вам изобразить, как кипит вода в чайнике. Подойдите к столам. Поставьте трубочки в стаканчики. Возьмите стаканчики.
- Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте в соломинку (трубочку, не раздувая щёк.
- Сначала вода закипит потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом чуть-чуть сильнее, а затем сильно закипела и забурлила. Всегда помните, что кипяток очень горячий. С чаем всегда нужно быть осторожным.
3. Основная часть. Итак, отправляемся в сказочный лес. А вы знаете что такое лес? Просмотр презентации «лес».
Слайд 1. (звучит музыка). Посмотрите, дети, какая тропинка поведет нас в лес? (широкая). Идем смело, весело.
Упражнение. «Громко - тихо». Дети произносят:
Дети по лесу гуляли, песню громко напевали. Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Дети по лесу гуляли, тихо песню напевали. Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! (Тихо - громко). Идут по кругу.
Вот и пришли. (на пенечке сидит ворона с перевязанной головой).
Воспитатель. К нам сегодня в гости прилетела (ворона). Поздоровайтесь с гостьей. Когда мы говорим «здравствуйте», то желаем …. (здоровья
(дети здороваются вороной. Ворона молчит).
У вороны болит голова. Давайте тихо поздороваемся. Узнайте у неё, что с ней случилось?
Ворона. Ребята, в нашем лесу появились необычные звери. Они так стучат, звенят, гремят, что у меня разболелась голова.
Восп. Что это за звери, вы, ребята не догадались? Ворона, покажи нам своих необычных зверей.
Ворона. Вот они, звери. (показывает на посуду).
Воспит. Ворона, это не звери, а предметы, которые тебе ребята сейчас назовут. (самовар, кастрюля, поднос, половник, сковородка, чайник, скалка).
Ворона. А почему, они так звенели? (они железные- постучать). Так, значит, это не звери, а…. (посуда).
Расскажите, для чего она нужна. Зачем нужна кастрюля? (кастрюля нужна, чтобы в ней варить кашу, суп, компот).
Дети рассказывают про самовар, половник, поднос, скалку.
Вы говорите, что это…. посуда. А почему у неё есть хвосты и уши?
Воспит. Покажи, где ты увидела уши? Ворона показывает на ручку кастрюли.
Дети. Это не уши, а ручки.
Ворона. А вот смотрите, какой длинный хвостик, блестящий, а на конце черный.
Дети. Это у половника ручка.
Ворона. Какие еще есть детали у посуды?
(У кастрюли есть ручки, крышка. У половника есть ручка. У чайника есть крышка, носик, ручка. У сковородки есть ручка. У скалки есть ручка. У самовара есть ручки, крышка, носик).- дети называют.
Ворона. Так интересно с вами играть, у меня и голова перестала болеть. Полечу я отдыхать. А вы посуду верните тому, кто её потерял.
До свидания! Дети прощаются с вороной.
Физминутка. «Посуда»
(развитие координации движений, общей моторики, творческого воображения)
Раз, два, три повернись – и в посуду превратись.
Я–маленький чайник, рука на поясе, другая отставлена в сторону, как носик,
На столе начальник.
Вот мои подружки – Блюдца и Кружки, Руки перед собой сомкнуты в круг. Присесть, одна рука на поясе
Вот серебряные ложки. Руки поднять вверх, сомкнуть над головой «овалом»
Голова на тонкой ножке, подняться на цыпочки
Вот пластмассовый поднос. Прямые руки соединить перед собой ладонями вверх,
Он посуду нам принёс. Наклон вперёд, руки в том же положении.
Воспит. Ребята, а чья это посуда? Вот здесь записка:
Было нам у бабы худо, не любила нас она.
Била, била нас она, запылила, закоптила, загубила нас она! - Догадались, чья это посуда?
Посмотрите, не идет ли там бабушка Федора? (Воспитатель надевает платок, фартук).
Федора. Здравствуйте дети! Я бабушка Федора! У меня такое горе! Ко мне должны гости придти, а на стол накрыть нечего. От меня посуда убежала, я ее не любила, била, запылила, загубила.
Федора: (плачет) Что же мне теперь делать? Подскажите, как за посудой ухаживать?
Дети: Посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь.
Федора: Ох, не буду, ох, не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать.
Федора: Остались у меня только чашечки разбитые. Поможете их собрать.
Дети: Да!
Игра «Разбитые чашечки» (работа с разрезными картинками, развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса).
Федора: Ой, спасибо ребятки, разбитые чашки помогли собрать, теперь моим гостям будет из чего чай пить! Но мне нужна еще посуда, не подскажите где купить?
Дети: В магазине!
Федора: Пойдемте тогда в магазин.
Игра «Магазин» (закрепление умения составлять описательный рассказ о посуде)
На прилавке лежат карточки - картинки на них стоит посуда соответствующая карточке. Один ребенок задействован в роли продавца, другие дети вместе с Федорой, выступают в роли покупателей. Федора объясняет правила игры.
Федора: Дети! Для того чтобы продавец понял, что вы хотите купить, нужно рассказать о любом предмете посуды, не называя его.
Можно, я первая! Он круглый, из него наливают кипяток, и он свистит! Что я хочу купить (чайник)
(Продавец и дети отгадывают загадку. Продавец дает Федоре чайник, она кладет ее в сумку. Аналогичные загадки составляют дети).
Дети: Она круглая из нее едят суп (тарелка)
А ней жарят картошку, котлеты (сковорода)
В ней варят кашу, суп (кастрюля)
Федора: Как вы назовете все эти предметы одним слово?
Дети: Посуда.
Федора: Ребята, давайте мы с вами назовем посуду ласково.
Игра «Назови ласково» (см презентация)» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
(Дети называют).
Федора: Спасибо вам, ребята, за помощь. Теперь я всегда буду следить за посудой, мыть её, чистить, буду любить свою посуду и называть её ласково.
Воспит. Поверим тебе, бабушка Федора.
Федора. А у меня для вас, ребята, тоже есть подарок! Показывает пакет с гостинцами. Выпейте чаю с моими гостинцами и меня не забывайте.
Ну, а мне пора домой возвращаться, меня ждут гости, уж заждались, наверное.
Воспит. Спасибо тебе, Федора, за гостинцы, и нам пора возвращаться обратно. До свидания. (дети прощаются с Федорой)
и идут по кругу. 1,2,3,4,5 в сад вернулись мы опять!
Итог.
-понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего понравилось?
- давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня, где побывали, кого встретили? Из какой сказки пришла к нам Федора?
-какую посуду вы запомнили?
Вы хорошо потрудились на занятии, сейчас накроем стол и будем пить чай все вместе. Можете пока отдыхать.