Лариса Ануфриева
Консультация «Услышать музыку в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Услышать музыку в природе.
Ануфриева Л. А.
МАДОУ д/с «Берёзка» с. Иволгинск, Республика Бурятия
Рассматривая музыку как средство воспитательного воздействия на ребёнка, можно сделать вывод, что музыкальные представления и интеллектуальные способности благоприятнее всего развиваются через знакомство дошкольников с природой. Звучащий мир вокруг нас постоянно, особенно в природе, ставит своеобразные задачи нашему слуху. Что звучит? Где звучит? Как звучит? Услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, ветра, шороха листьев, морского прибоя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся. Подобные наблюдения в природе обогащают музыкально-слуховой опыт ребенка, оказывают необходимую помощь в восприятии музыкальных произведений с элементами изобразительности. Изобразительность в музыке, подсказанная звуковой тканью природы, иллюстрируется замечательными явлениями природы.
Публикация «Консультация „Услышать музыку в природе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Остановись и оглянись:
Какая музыка в природе!
Звенит струною каждый лист
И тембр меняет по погоде.
Журчит ручей, течёт река,
Иль дождь с небес потоком льётся,
И дуновенье ветерка -
Всё это музыкой зовётся.
А сколько музыки в цветах,
Их удивительны букеты!
Витают звуки в облаках,
И воспевают их поэты.
А пенье птиц - чудесный хор,
Звучит, как гимн,и он так светел!
Мелодий нежных перезвон
Тебя разбудит на рассвете.
Подарит музыку закат
И каждая былинка в поле.
Своя есть музыка в горах,
Другая музыка на море.
Любовь Осипова
Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох листьев,шум дождя, раскаты грома, рокот волн…
Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представлять - каким образом музыка «изображает звуки природы»
Тема природы тесно взаимосвязана с музыкой. Любое время года находит отражение в учебном процессе. Если наступила осень, то на занятиях мы слушаем «Листопад» Т. Попатенко и «Грустный дождик» Д. Кабалевского. «Осенью» С. Майкопара и «Дождик» Е. Макшанцевой. Тема зимы прослеживается в «Дед Морозе» Р. Шумана и «Вальсе снежных хлопьев» П. Чайковского, «Зима» В. Карасевой. Весна и пробуждение природы находят отражение в «Подснежнике» В. Калинникова и песне «Зима прошла» Н. Метлова, «Весною» С Майкопара, а тёплое лето в «Дождике и радуге» Г. Свиридова, «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой.
Музыка учит детей «рисовать» воображаемые картины, слышать звуки природы. В этом помогает использование произведений изобразительного искусства.
В течение года тема природы находит отражение в музыкальных развлечениях. Осенью - это «Путешествие к осеннему ручейку»,
«Осенний КВН», «Веселинка и тётушка Непогодушка», «Сердитая тучка». Зимой - игровая программа «Как Снеговик друзей искал», развлечения «Музыка Зимы», «Зимнее веселье», «Зимняя сказка». Весной - это «В стране весенней музыки», «Я рисую музыку весны» а летом: «Путешествие с солнышком», «В стране волшебной музыки».
В основу каждого календарного развлечения входят музыкальные произведения, которые помогают сконцентрировать внимание ребёнка на художественном образе, помогают увидеть особенности каждого времени года, способствуют пониманию происходящих изменений в природе.
Осенью дети танцуют «Танец пчёлок», «Овощной хоровод» ,«Танец осенних листочков», играют в игры «С какого дерева упал листочек» «Солнышко и дождик». Зимой превращаются в «Снежинок» ,в «Ёлочек» и играют в игру «Саночки». Весной превращаются в «птичек» и играют в игру «Воробушки и кот»; а летом - становятся «бабочками» и «жучками», и танцуют «Танец цветов». На музыкальных занятиях дети играют в музыкально-дидактические игры : «Звуки природы», «Гусеница», «Капельки»,сказки –шумелки.
Также музыка учит передавать образы живой природы, зверей. Дети передают образы зайчиков и мишек, птичек и жучков, изображают ветер и капельки дождя. Дети учатся с помощью музыки передавать различные оттенки настроений, характеров. При слушании произведений о природе использую иллюстрации, художественное слово, т. к. это помогает развивать эстетические чувства, сопоставлять образы природы. Рассматривая иллюстрации, мы останавливаемся на отдельных изображениях, а потом вслушиваемся в музыку, ищем изобразительные моменты. Порой картины и музыка так дополняют друг друга, что не нужно слов и дети с удовольствием рисуют свою музыку природы. На музыкальных занятиях можно использовать другой вариант: разделиться на две равные группы (делятся визуально по желанию).
1 группа – нарисует картину природы, которую услышит в музыке П. И. Чайковского.
2 группа – наполнит наш лес ароматами цветов, при помощи танцевальных движений и легких шарфиков, веточек и цветов. И так, фантазируем, слушаем, творим.
Ведь наша природа так красива, что никого не оставляет равнодушным. И музыка помогает раскрыть ещё ярче краски окружающего нас мира.
Звон капели, шелест листьев, Жужжанье майского жука, Как будто пел мне птичий хор, А старый клён был дирижёр.
Ты, Мать-природа, пробудила Мелодию моей души, Ты помогла услышать звуки, Раскрыть все тайны красоты.