марина костенко
Условия для успешной адаптации и социализации детей раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Условия для успешной адаптации и социализации детей раннего возраста в ДОУ
Сейчас у нас летняя пора, а это тот самый период, когда у нас в детском саду осуществляется комплектование групп новыми воспитанниками. И значит, сегодня мы поговорим с вами об адаптации детей к условия детского сада.
Вам, наверное, уже всем известно, что означает понятие адаптация? (ответы)
Адаптация – процесс приспособления, вхождения ребенка в новую для него среду.
Публикация «Условия для успешной адаптации и социализации детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Если говорить про адаптацию, то человек всю жизнь к чему-то адаптируется. К детскому саду, школе, новому месту работы, смена коллектива, новой вещи и тд.
Я предлагаю вам сейчас подумать и вспомнить, когда вы устраивались на работу, приходили в новый коллектив какие чувства вы испытывали при этом? (тревога, чувство потерянности, страх, волнение и т. д.) Вот те же самые чувства испытывает и ребенок, когда приходит в детский сад.
Здесь важно отметить, что мы взрослые и испытывая эти чувства пытаемся к ним тоже адаптироваться, например, можем с кем-то поговорить, посоветоваться, и таким образом снимаем градус этой тревожности и страхов.
А вот ребенок, приходя в детский сад и испытывая подобные чувства сказать нам о них не может. Поэтому важно, чтобы в этот момент рядом с детьми находился взрослый эмоционально устойчивый человек. Этим взрослым человеком как правило выступают родители и воспитатели. Они проводят большую часть времени с детьми.
Задача педагога-психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы организовать процесс адаптации таким образом, чтобы и взрослые и дети, чувствовали себя эмоционально устойчивыми.
Процесс адаптации тесно связан и с процессом социализации.
Социализация - процесс социального становления личности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, нормам, культуре.
Как педагог-психолог сопровождает группу раннего развития?
Диагностика
Педагог-психолог проводит диагностику по выявлению уровня готовности или адаптации детей к новым социальным условиям. А также психолог выявляет особенности и возможные причины дезадаптации детей к условиям детского сада, чтобы оказать психологическую помощь.
Психологическое просвещение
Также психолог работает с педагогами для расширения их педагогического опыта в области социальной адаптации.
Психологическая профилактика
Психолог разрабатывает рекомендации педагогам, родителям (законным представителям) по облегчению процесса адаптации.
Коррекционно-развивающая работа
Заключается в проведении коррекционно-развивающих занятий (занятия проводятся, когда основная масса детей уже эмоционально устойчива, игровых моментов (постоянно, индивидуального взаимодействия.
Воспитатели являются непосредственными участниками такого взаимодействия, запоминают игры, чтобы в дальнейшем в них играть. В раннем возрасте важно многократное проигрывание для лучшего запоминания игр.
А также в оказании коррекционно-развивающую помощь детям, которые имеют нарушения в психическом развитии, адаптации и социализации. Другими словами, психолог оказывает психологическое сопровождение такому ребенку.
Консультирование родителей по вопросам взаимоотношений со сверстниками, развития ребенка и т. д. по разным вопросам.
Сейчас вернемся к процессу адаптации. Режим дня в детском саду, отсутствие родителей в течение дня, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, которое таит в себе много неизвестного, другой стиль общения-все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Возникает синдром адаптации.
В период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на 3 фазы.
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 мес.);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, он активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем-это происходит не синхронно. Прежде всего, нормализуется аппетит, но продолжительны нарушения сна и эмоциональные состояния, медленнее развивается игра и речевая активность (длится 3-5 мес.);
3) фаза компенсации нормализуются все регистрируемые показатели.
В зависимости от характера и особенностей протекания первых двух фаз выделяются 3 степени адаптации :
- легкая степень – к 20 дню пребывания в ДОО нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней;
- средняя степень - к 30 дню пребывания поведенческие реакции восстанавливаются, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, заболеваемость –до двух раз сроком не более 10 дней.
- тяжелая степень длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так
Адаптация закончена, если:
- у ребенка стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение недели, т. е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
- у него отсутствуют заболевания;
- есть динамика массы тела;
- динамика психомоторного развития.
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к проблеме адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
1. Проконсультируйтесь с педиатром, насколько тяжелой ожидается адаптация.
2. Скорректируйте домашний режим ребенка в соответствии с режимом дня детского сада, расширьте круг общения ребенка.
3. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку (туалету) и отучить от пустышки и бутылочки.
4. Постоянно говорите ребенку, что его любят и им дорожат. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями, а также игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
5. Создайте у ребенка положительные ожидания.
Расскажите ребенку, что детский сад-это место, куда дети приходят играть, там он найдет много игрушек и товарищей по играм.
6. Постепенное привыкание.
В течение I-II недель адаптации ребенка желательно приводить на 2 часа в группу с 8-до 10 ч.
При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон.
На III-IV неделе ребенок может остаться на прогулку и дневной сон. Педагог заранее настраивает малыша на то, что его «ждет» кроватка, предлагает принести из дома мягкую игрушку, чтобы она сначала «обжила» кроватку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель, хотя, возможно, и будет ставить свои условия : «Я спать не буду, только полежу», на что педагог охотно соглашается.
7. Желательно начать посещение ДОО с четверга. Двух дней до выходных ребенку будет достаточно, чтобы обдумать новый опыт.
8. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим.
Рефлексия.
Раздать родителям сказки, рекомендации.