Юлия Юрина
Упражнения для повышения энергичности и преодоления синдрома хронической усталости педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из положительных эмоций человека является радость. Радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. Радость часто сопровождается ощущением энергии и силы. Ощущение энергии, вызывает у человека чувство компетентности, уверенности в собственных силах. Только сильным личностям удается быть жизнерадостными, радовать других людей, несмотря ни на что, даже в сложных ситуациях. Когда наполнены радостью, мы энергичны, работаем и отдаемся делу по максимуму, а также способны «заражать» таким состоянием других людей. Но без усилий, саморазвития достичь состояния жизнерадостности невозможно. В нашей профессии очень часто мы испытываем чрезмерные нагрузки на организм – попросту говоря стресс, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека – синдрому «хронической усталости». В обществе существует мнение, что синдром хронической усталости — надуманная болезнь, а её симптомы — это проявления обычной утомляемости или ощущения, которые преувеличены пациентом. Однако многие клинические программы подтверждают, что у 30% испытуемых действительно выявлены серьёзные нарушения в психоэмоциональном и физическом состоянии.
Публикация «Упражнения для повышения энергичности и преодоления синдрома хронической усталости педагога» размещена в разделах
Как помочь себе? Разобраться в самом себе? Попробуем это рассмотреть на сегодняшнем небольшом мастер-классе.
1 упражнение :
Сложите руки в “замок” за спиной напрягите руки и спину. Расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
2упражнение :
Сложите в “замок” перед собой, напрягитесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – “гормон счастья”.
3 упражнение :
Улыбнитесь, задержите улыбку на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Постарайтесь сохранить это состояние как можно дольше.
4 упражнение :
“Фотография из альбома”. Задание: мысленно перелистайте альбом с фотографиями: вспомните людей, события особенно значимые в вашей жизни. Выберите одну фотографию и опишите ее (передают по кругу грецкий орех и проговаривают).
5 упражнение «Семь свечей» :
Цель: снятие напряжения с помощью дыхания.
Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей. Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь.
6 упражнение «Снятие напряжения в 12 точках» :
Цель: мышечная релаксация.
Снятие напряжения необходимо начать с плавного вращения глазами - 2раза в одном направлении, а затем 2 раза в другом.
Зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости.
Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз.
Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.
Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить.
Сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук. Расслабить запястья и поводить (потрясти) ими.
Сделать три глубоких вздоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед –назади из стороны в сторону.
Напрячь и расслабить икры ног. Покрутить ступнями. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх. Повторить это упражнение 3раза.
Таким образом организм освободиться от напряжения в 12 основных точках.
7 упражнение игра “Волшебная шкатулка”.
Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроя.
Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
8 Упражнение “Аплодисменты”.
-Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.
9. Упражнение “Мои положительные черты”.
Напишите свои положительные черты. Трудно ли было написать эти черты? Почему?
- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили.
- Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?
10. Упражнение “Волшебное озеро”.
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
-Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
11. Игра-активатор «Друг к дружке»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.
Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.
Правая рука к правой руке!
Левая рука к левой руке!
Спина к спине!
Друг к дружке!
Бедро к бедру!
Ладошка к ладошке!
Пятка к пятке!
Друг к дружке!
Носок к носку!
Живот к животу!
Большой палец руки к большому пальцу руки!
Друг к дружке!
Бок к боку!
Колено к колену!
Мизинец к мизинцу!
Друг к дружке!
Затылок к затылку!
Локоть к локтю!
Кулак к кулаку!
Рефлексия чувств:
- Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.
После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.
12. Упражнение «Что для меня означает понятие «личностный рост»?
Мозговой штурм.
Личностный рост – это всесторонний, многовекторный процесс развития составляющих человека, это могут быть определенные способности, качества, навыки, задатки, так же это приобретение новых знаний, опыта, которые меняют стиль отношения человека к себе и восприятия окружающего мира.
Личностный рост педагога меняет восприятие самого себя - формирует положительную самооценку, оптимизм, учит принимать самого себя, учит воспринимать окружающих адекватно и позитивно.
Когда происходит личностный рост педагога, то у него меняются профессиональные функции, т. е. от традиционной трансляции знаний и развития ребенка до процесса открытия и самостоятельного выбора ребенка, развития индивидуальной креативности во всех сферах жизни. У педагога меняются цели образования – появляется желание помочь каждому ребенку стать исследователем и развить способность к обучению на всю жизнь.
Хотя бы раз в жизни каждому человеку приходят в голову мысли об изменениях. И самым важным решением, которое можно принять, является изменение себя. Это может быть повышение личной эффективности в работе, желание зарабатывать больше, бросить курить и заняться здоровьем.
Однако наша жизнь – это не одна определенная область, допустим, работа или отношения. Нельзя изменить что-то одно, не задев и другие сферы жизни. Например, нельзя поставить себе цель зарабатывать больше, без того, чтобы изменения затронули и другие сферы – продолжительность вашей работы, повышение самооценки, личностный рост и так далее.
Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь наша – это совокупность различных занятий, привязанностей, привычек и прочего, что все вместе и делает нас полноценной личностью. Исходя из этого вывода, к изменениям нашей личности двигаться нужно тоже с разных сторон.
13. Упражнение «Кто я?»
Это упражнение призвано помочь вам в развитии самоосознания и выявлении своего настоящего я. Оно основывается на том предположении, что каждый из нас, подобно луковице, имеет множество "оболочек", скрывающих центральную "сердцевину". Эти оболочки самовосприятия могут быть положительными и отрицательными. Они являются различными сторонами нашей личности и нашего отношения к миру. Путем последовательного вопрошения "кто я?" мы постепенно приближаемся в ходе этого упражнения к своему настоящему я.
Порядок выполнения: Возьмите лист бумаги, вверху поставьте дату и напишите: "Кто я?". Ниже запишите свой ответ на этот вопрос: ответ должен быть как можно более открытым и честным. Затем, делая периодические паузы, продолжайте мысленно задавать себе этот вопрос и записывать ответы (например, мама, жена, жертва, страдалица, трудоголик и пр.).
(см. лист) Посмотрите, как и кем вы себя представляете.
На какой строке вы начали испытывать трудности в определении своего «Я»? Что вам мешало? Какие роли, характеристики, занятия вы стали писать, характеризуя себя, после того как преодолели трудности самоопределения?
Древние мудрецы говорили, что, «изучая себя, мы изучаем мир». Зная свои достоинства и недостатки, мы можем использовать их себе во благо: в нужный момент обойти препятствие, избежать конфликта, сэкономить силы и нервы, не «рвать» понапрасну сердце, постигать новое и продуктивно работать, отдыхать, расслабляться и т. д.
Замечено, что в условиях кризиса и необходимости решить сложную проблему вопрос о смысле своей жизни взрослый человек решает в первую очередь. Нерешенный вопрос о смысле существования или утрата привычных жизненных ценностей лишают его внутреннего духовного стержня, на который «нанизываются» все другие жизненные смыслы. Если человек живет без осознания смысла своей жизни, то у него рано или поздно возникает ощущение пустоты и никчемности своего существования, происходит снижение жизненного тонуса, и наступает депрессия. Другими словами, он становится уязвимым к воздействию разрушительных неблагоприятных факторов жизни и работы.
Если человек верит в то, что в его жизни присутствует сверхсмысл, своей верой он создает внутренние условия для сохранения своего душевного здоровья, потому что сам человек изначально уверен, что ни одно тяжелое событие в его жизни не проходит впустую, во всем заложен глубинный, скрытый от человеческого сознания смысл существования. Другими словами, у человека не возникает ощущения пустоты и бессмысленности страданий, переживаний и потерь.
Обратите внимание на интересный факт: знания о себе меняются в зависимости от настроения, становятся глубже с приобретением жизненного опыта, забываются, если их не фиксировать и не корректировать.
14. Упражнение «А я счастлив».
Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на него и сказать: «А я счастлив». Следующий пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у… (называя имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется.
Обсуждение. Какой из перечисленных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?
Выделяют следующие естественные приемы регуляции организма:
-смех, улыбка, юмор;
- размышление о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- наблюдение за пейзажем за окном;
- рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной)
- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
А специалисты используют специальные методы саморегуляции.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
-эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
-эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Это все усиливает мобилизацию ресурсов организма.
15. Игра «Фруктовый салат»
Ведущий делит всех участников на 3 группы: Яблоки, бананы, груши. Игроки стоят в кругу, ведущий в центре. Он называет какой-либо из трех фруктов – игроки с таким названием должны поменяться местами. Если называется «Фруктовый салат», то местами должны меняться все.
16. Упражнение «Счёт».
Цель: Снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.
Все участники садятся по кругу.
Ведущий: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».
Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении психолог может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»
Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.
17. Сказка-наставление «Ручеёк».
Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше". Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.
Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного! "
Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.
Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше! "
И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох.
Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.
Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пр олился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеё к подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой! "
Не бойтесь изменений и никогда не останавливайтесь на достигнутом! Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!