Ирина Агафонова
«Умные книжки для наших детишек». Опыт работы по приобщению младших дошкольников к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
"Обрати своё сердце к книгам.
Какое богатство мудрости и добра
рассыпано по книгам всех времён и
народов!"
Л. Н. Толстой
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:
-заметное снижение интереса к чтению у детей;
-резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того,что телевидение,видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;
-подмена подлинной детской художественной литературы
Публикация «„Умные книжки для наших детишек“, Опыт работы по приобщению младших дошкольников к художественной литературе» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
суррогатами массовой культуры.
В связи с этим была принята Национальная программа поддержки и развития чтения. Согласно ей, все учебные учреждения, библиотеки, издательства, книжная торговля должны быть направлены на пропаганду чтения.
Данная программа поддержки и развития чтения предполагает долгосрочную перспективу и мы, педагоги детского сада, должны вносить свой, посильный вклад в приобщение детей к книге,в формирование грамотного и вдумчивого читателя.
В процессе работы во второй младшей группе на занятиях и вне занятий, мы старались реализовывать следующие задачи:
1. Развивать интерес к художественной литературе.
2. Воспитывать умение слушать.
3. Воспитывать творческие способности каждого ребёнка.
В возрасте 3-4 лет реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребёнка одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить знания,постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Малыш верит слову художника. Слушая рассказ или сказку,он живёт жизнью героев,как бы сам становится участником этих событий, сочувствует положительному герою и осуждает зло.
Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка очень нравятся малышам. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие сказки,народные песенки, потешки и стихи.
Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности,к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства:способность проявить заботу и доброту,протест против несправедливости и т. д.
Художественное слово, в котором глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи,оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетические представления.
В прошлом году наши дети с удовольствием заучивали потешки, такие как «Как у нашего кота», «Огуречик, огуречик.», «Петушок, петушок.»; стихотворения А. Барто «Бычок», «Кораблик», «Мишка» и другие; поэзию А. Пушкина, С. Маршака, В. Берестова.
С интересом слушали уже известные сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Теремок» и многие другие.
Мы знакомили детей и с фольклором народов мира: «Купите лук.»,шотландская песенка в переводе И. Токмаковой; бело-русская сказка «Пых», в обработке Н. Мялика;венгерская сказка «Два жадных медвежонка», в обработке А. Краснова и другие.
Нашим детям очень нравятся смешные юмористические рассказы В. Драгунского такие как «Тайное становится явным», «Сверху вниз, наискосок!», «Заколдованная буква» и другие. Рассказы Н. Носова, например: «Живая шляпа», «Заплатка», «Фантазёры» и т. д. Именно после прочтения таких рассказов дети активно обсуждают услышанное, анализируют, делают свои выводы, обобщения,иногда даже инсценируют.
И в заключении нельзя не вспомнить слова великого педагога К. Д. Ушинского:
«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу,как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей,с обществом,среди которого живёт,с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию,как не мог бы ввести не один эстетик. Оно,наконец,даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно,не мог бы сообщить ребёнку ни один философ.»