Дарья Картышова
Консультация для родителей «Умеет ли ваш ребенок играть»
▼ Скачать
Консультация «Умеет ли ваш ребенок играть»
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Умеет ли ваш ребенок играть? Один или с товарищами? Каким играм отдает предпочтения? Каково их содержание? Наконец, как вы относитесь к играм сына или дочери – руководить ими или считаете пустой забавой, не требующей «родительского ока»?
Публикация «Консультация для родителей „Умеет ли ваш ребенок играть“» размещена в разделах
Однако всмотритесь, и вы увидите, что в играх отражаются впечатления, подчеркнутые из окружающей действительности, то, с чем ребенок соприкасается ежедневно: труд людей, быт, взаимоотношения в семье. Этот мир игр – второй мир малыша, близкий и доступный ему, мир, где любой замысел можно привести в исполнение: стать рабочим и врачом, шофером и летчиком, мамой и строителем; почувствовать себя большим и умным, сильным и умелым – переплыть океан, полететь на луну, выстроить сказочный дворец.
В игре ребенок как бы моделирует мир отношений взрослых, отражает впечатления, захватившие его ум и воображение. Причем делает это серьезно, как бы растворяясь в принятой на себя роли. Если он космонавт – то смел и отважен; доктор – внимателен и чуток; учительница – умна и требовательна, мама – добра и заботлива. Да, недаром говорят игра – своеобразная школа чувств у ребенка, именно поэтому далеко не безразлично, какие роли берет на себя ребенок.
Играми детей надо руководитель, только тогда они будут по – настоящему воспитывать их.
Как добиться, чтобы детские игры были наполнены положительным содержанием, были разнообразны по сюжету.
Если вы видите, что ваша пятилетняя дочь изо дня в день играет в одну и туже игру, скажем, в «дочки – матери» и что полет ее фантазии не способен увести к играм более сложного содержания, значит, у ребенка недостаточен запас впечатлений. Ведь сюжет игр зависит от того, что он видит. В таком случае забота родителе – разнообразить детские впечатления. Этому будут способствовать и повседневное общение с ребенком; и рассказы в доступной форме о себе, о своих товарищах, о работе, о добрых человеческих взаимоотношениях; и интересные прогулки и экскурсии; и прочитанные книги, воспевающие мужество, добро, справедливость. Разве не это богатейшие источники, способные будить детское воображение и давать толчок для сюжетов игр!
Часто малыши не умеют играть самостоятельно. Мать трехлетней девочки недоумевает: - Почему моя дочь не хочет играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнет ходить – станет легче, с рук сойдет и забавлять не придется. А ведь у малышки имеются все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может быть, это зависит от особенностей ребенка?
Дело вот в чем. Если ребенка со дня рождения постоянно забавлять, играть с ним, опыта самостоятельности, инициативы, столь необходимых для игры, он не приобретет, а потому, по – прежнему требует, чтобы с ним играли.
Как же создать, если так можно сказать, игровую способность ребенка?
Прежде всего, подбирайте такие забавы, которые располагали бы к самостоятельной игре. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, пирамидки. Когда малыш подрастет, дайте в его распоряжение конструктор, мозаику, настольный строитель. И это еще не все. Ведь сами по себе игрушки не решают дела, если не создан настрой к игре с ними.
Оказывается, недостаточно накупить массу красивых игрушек, надо их «обыграть» вместе, подсказать, как играть. Особенно это важно для самых маленьких: нет достаточно опыта и впечатлений. Одним словом, мы, взрослые, должны учить играть. И порой требуется совсем немного: старая кукла, неожиданно интересно заговорившая, ловко прыгающий мяч в такт незамысловатой песенки или считалки, матрешки, выстроенные в хоровод. … И тогда игрушки приобретают в глазах ребенка новый смысл, тогда организуют его, нацеливают на игру.
Ребенку надо показать, как обращаться с игрушкой, объяснить правила (речь идет о настольной игре, вместе с ним поиграть, показать свою заинтересованность, проиграть различные сюжеты, игры-упражнения.
Несложные сюжетные ситуации (Кукле Кате пора спать. Сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю. А теперь ты ее покачай, ребенок повторяет действия взрослого) развивают у малышей творческое воображение, столь необходимое для ролевых игр. А это уже предпосылка для более содержательных игр, возникающих по детской инициативе.
Обучая умению играть, не забывайте следить за тем, чтобы ребенок приучался соблюдать определенные правила. Учите делиться игрушками- с этого незначительного поступка начинает зарождаться в растущем человеке чувство общительности, доброжелательности; поощряйте, содействуйте стремлению к объединению в игре. Настоящая игра всегда требует объединения.
Иногда и у детей постарше не клеится игра : не могут распределить роли, недостает каких-либо игрушек, иссяк интерес к игре. В таких случаях нужна помощь взрослого.
Допустимо ли прямое вмешательство взрослого в детскую игру?
Допустимо, но только в исключительных случаях, когда игра приняла отрицательный характер, а ваша попытка переключить не увенчалась успехом.
Как разрешать конфликтные ситуации? Разумеется, не прекращая игры, не разводя детей в стороны («Не умеете играть - сидите возле меня!»). Это, конечно, быстрый и легкий способ, но педагогически безграмотный. Ведь прекратить, нарушить игру-дело нехитрое. Лучше разрешить конфликт и сохранить игру.
…Кирюша ведет машину, и его путь проходит прямо через класс, где Вероника занимается со своими ученицами-куклами. Учительница возмущена вторжением автобуса:
Ты зачем нам мешаешь! А ну, уходи!
Это ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь шоссейная дорога проходит!
И быть бы рукопашной, не вмешайся взрослый.
Товарищ шофер!- обращается мама к зачинщику ссоры! – Я диспетчер и потому должна объяснить, что маршрут вашего автобуса изменился: здесь дорога закрыта на ремонт. Весь транспорт теперь идет в объезд, вот по этой дороге.
Атмосфера разряжена. Игра не нарушена благодаря тактичному вмешательству взрослого. Ребенок легче принял указания, облаченные в игровую форму.
Теперь как же закончить игру? Обычно мы не задумываемся над этим и чаще всего неожиданно для детей врываемся со словами:
Ну, поиграли и – хватит! Пора обедать. И если дети, заигравшись, не слышат наших распоряжений и не подчиняются нам, то мы, конечно, горячимся и прибегаем к еще более радикальному приему: берем неслуха за руку и буквально оттаскиваем от играющих.
Оказывается, для ребенка резко прервать игру очень трудно: он настолько вживается в роль, что ему трудно по нашему приказанию переключиться от мира игры на мир реальный. Его мысли, эмоции, воображение всецело во власти разыгрываемых событий, и поэтому мы должны подготовить ребенка к переходу к предстоящим новым делам.
Старшего дошкольника можно предупредить:
Скоро будем обедать, пора заканчивать игру.
Дайте несколько минут ему для доигрывания и если вы всегда будете поступать так, он привыкнет к этому и станет подчиняться вам.
Учите ребенка беречь игрушки. Ведь на эту забаву ребенок переносит все свои человеческие чувства и способы поведения. Не забывайте и об условиях для игр. Выделите уголок, где ребенок никому бы не мешал. Разве может игра по – настоящему увлечь малыша, если он всем мешает. В конце концов пропадает желание играть, и ребенок, действительно, начинает мешать взрослым.
Как невозможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игрушка не обходится без игрушек. Игрушки помогают уточнить, осмыслить представления об окружающем, способствуют развитию сюжета, замысла игры. Как же подобрать нужную игрушку? Учитываются возраст ребенка, уровень его развития, интересы, желания, уровень игровой культуры.
Старшему дошкольнику иногда полезно предоставить возможность сказать самому, какие ему нужны игрушки. Предварительный разговор полезен в воспитательном отношении, он, несомненно, повлияет на сознание ребенка, а вам значительно облегчит выбор в магазине. Но это отнюдь не значит, что вы должны идти на поводу у ребенка. В первую очередь следует руководствоваться педагогическими соображениями. Так, например, чрезмерно подвижному ребенку полезны игрушки, способствующие выработке усидчивости: парные картинки, настольные игры, конструктор и другие. А другому, наоборот, нужны те, которые совершают движения, как, например, мячи, обручи, каталки, прыгалки, кегли и другие. Малышам хороши погремушки, шары, резиновые и мягкие игрушки. Тем, кто ходит,- коляски, каталки, мячи, то есть все, что способствует развитию движений.
Совсем не обязательно, чтобы в распоряжении ребенка было слишком много игрушек – не это определяет настрой в игре. Напротив, чрезмерное обилие рассеивает интерес. Бывает, что некоторые игрушки надоедают. Как быть? Спрячьте, а через некоторое время возвратите. Обратите внимание, как обрадуется ваш сын, будто это что-то новое.
С удовольствием возятся дети с игрушками – полуфабрикатами - различными кусками фанеры, материи, веревками. Вот эти «различные материалы»,- писал А. С. Макаренко,- представляют самый дешевый и самый благодарный игровой элемент. Если ребенок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культуры игры и зарождается высокая культуры деятельности.
Отличный материал для игр и природный материал: песок, снег, вода, глина, прутики, желуди, камешки. Творческая фантазия ребенка преобразит их в соответствии с замыслом игры. Прутики превращаются в макароны, желуди - в сахар. В песке роют ямки, готовят обед куклам, пускают лодочки и обязательно пачкаются. Но не сердитесь, не забывайте. Что игры с природным материалом – педагогическая ценность: они дают простор детской фантазии. А кроме того, ваш запрет лишит ребенка радости.