Наталья Шмакова
«Укрепление психического здоровья детей, обеспечение эмоционального в условиях ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью моей работы как педагога- психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья и эмоционального благополучия детей в ДОУ. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства
В соответствии с поставленной целью моей работы можно выделить следующие задачи:
1. Реализация в работе с детьми возможностей развития каждого возраста.
Публикация «„Укрепление психического здоровья детей, обеспечение эмоционального в условиях ДОО“» размещена в разделах
2. Развитие индивидуальных особенностей ребенка, т. е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения ребенка.
3. Создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду.
4. Оказание своевременной психологической помощи, как детям, так и их родителям, педагогам.
Основными видами деятельности по психолого-педагогическому сопровождению в МБДОУ являются:
- психодиагностика : изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика эмоционального благополучия в детском саду, диагностика готовности к школе.
- коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов.
- консультирование- психологическое просвещение, формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.
Основной смысл психологического просвещения заключается в знакомстве педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризации и разъяснении результатов психологических исследований, формировании потребности в психологических знаниях и желании использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также в достижении понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду. Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.
Особую актуальность для нашего дошкольного учреждения за прошедший 2013-2014учебный год приобрели проблемы адаптации
Поэтому хочется подробнее остановится на Диагностической программе «Изучение адаптивных возможностей младших дошкольников к условиям детского сада», разработанной специалистами МБОУ ППМС «Росток» г. Ульяновска.
В программу включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в первых младших группах, которое показывает, как протекает период адаптации детей к новым социальным условиям и переживание возрастного кризиса 3-х лет. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Желательно родителям заполнять анкету до начала посещения ребёнком ДОУ.
Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале адаптационного периода и через месяц посещения ими детского сада, педагоги первых младших групп заполняют «Карты наблюдения за ребёнком» дважды.
Затем педагогом-психологом сравниваются по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями в период адаптации ребёнка к ДОУ. Результаты анализируются. Подводятся итоги проделанной работы. Для детей с проблемами адаптации составляются реабилитационные маршруты различных профилей и направлений.
Обследование детей данного возраста в нашем дошкольном учреждении проводилось с использованием единой городской психодиагностической программы «Изучение адаптивных возможностей младших дошкольников к условиям детского сада». Представляю вашему вниманию «Заключение по результатам проведённого психодиагностического изучения адаптивных возможностей младших дошкольников к условиям детского сада в МБДОУ № 52»
1. Причина исследования: исследование проводилось в рамках плана работы на 2013-2014 учебный год с использованием единой городской психодиагностической программы «Изучение адаптивных возможностей младших дошкольников к условиям детского сада».
2. Направления обследования:
• характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (Анкета для родителей)
• оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (Карта наблюдений за ребёнком)
3. Диагност. : Шмакова Н. В.
4. Сроки проведения исследования: сентябрь- ноябрь 2013
5. Количество обследуемых: 41 ребёнок
6. Обобщённая интерпретация полученных результатов исследования (аналитическое описание, выводы, рекомендации).
Итак, в ходе проведения исследования получены следующие результаты
(в %) :
ТАБЛИЦА №1
(результаты анкетирования родителей)
Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий
- 61% 24% 15% -
ТАБЛИЦА №2 «Уровень адаптации»
(результаты наблюдений за ребёнком воспитателем)
Лёгкая адаптация Средняя адаптация Трудная адаптация Район
1 часть 2 часть 1 часть 2 часть 1 часть 2 часть
- 34% 78% 61% 22% 5%
Вывод:
По результатам исследования выявлены дети с трудной адаптацией-5%.Планируется проводить коррекционную работу с этими детьми далее и способствовать их успешной адаптации к дошкольному учреждению.
Причины трудной адаптации детей – простудные заболевания и как следствие - длительное отсутствие в ДОУ, повторная адаптация после выхода в детский сад.
Также во второй младшей, средней и старшей группах проводится психодиагностическое обследование «Эмоционального благополучия в детском саду» один раз в год по единой диагностической программе, разработанной специалистами ППМС» Росток» г. Ульяновска.
Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май).
На основании заполнения данных анкет, результатов диагностики готовятся консультации в информационные папки для родителей в каждой групп
Применение здоровьесберегающих технологий – важная составляющая занятий педагога-психолога с детьми младшего возраста.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
•пальчиковые игры;
•зрительная гимнастика ;
•релаксация;
•физкультминутки и динамические паузы.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
•игротренинги ;
•коммуникативные игры;
•самомассаж.
3. Коррекционные технологии:
•психогимнастика
В своей работе я использую разнообразные формы работы с родителями и педагогами. К ним относятся:
Информационно-аналитические
-анкетирование
-опрос
Наглядно-информационные
-мини-библиотека
-информационные стенды «Педагог-психолог», «Готовимся к детскому саду»
-информационные папки по всем возрастным группам «Педагог-психолог рекомендует…»
-участие в Дне открытых дверей
-участие в выпуске газеты ДОУ «Карусель»
-участие в блоке информации на сайте детского сада
размещение опыта работы на сайтах международных и всероссийских конкурсов
-являюсь активным участником творческой группы по духовно-нравственному воспитанию, призёром конкурса «Возродим Русь святую!»
Познавательные
-практикумы,
-семинары
-мини-тренинги
-клуб для родителей «Мы вместе»
Кто же они, наши современные родители?
. Предлагаем вам воспользоваться данными социального паспорта семей в МДОУ д/с №52.
Социальный паспорт семей ДОУ № 52
на октябрь 2014 г.
Всего семей - _165___
Проанализировано ___165___ семей
Из них по национальности:
русских семей – 116/70,3 %
семей татарской национальности – 9/5,5%
семей чувашской национальности – 7/4,2 %
семей других национальностей – 2/1,2%
смешанных браков – 31/18,8%
Семей с 1 ребенком – 93/56,4 %
с 2-мя детьми – 67/40,6 %
с 3 и более детьми – 5/3 %
Всего родителей – 302
Из них по возрасту:
до 20 лет – 0 %
20 – 25 лет – 16/5,3 %
25 – 30 лет – 104/34,4 %
30 – 35 лет – 101/33,4 %
35 – 40 лет – 45/14,9 %
свыше 40 лет – 36/11,9 % По образованию:
с высшим – 104/34,4 %
н/высшим – 12/4,1 %
сред. -спец. - 143/47,4%
без образования –43/14,2%
Всего полных семей – 135/81,8 %
Неполных – 30/18,2%, из них в разводе – 19/63,3%
потеря кормильца – 1/3,3%
мать – одиночка – 8/26,7%
гражданский брак – 2/6,7
неблагополучных семей – 0 %
Сфера деятельности родителей
предприниматели и бизнесмены – 14/4,6 %
служащие – 59/19,5%
рабочие – 205/67,9 %
не работают – 24/7,9%
Подытоживая данную статистику делаем вывод, мы имеем в массе своей полные семьи, по национальности-русских, большинство родителей от 25-30 лет, имеющих 1-го ребёнка, со средне - специальным образованием, сфера деятельности – рабочие. Высок процент смешанных браков-18, 8%, а также неполных семей -18,2%
Именно от молодых семей, имеющих одного ребёнка я получила множество запросов по адаптации детей, по психическому развитию данного возраста. Индивидуальные консультации с молодыми семьями показали недостаток психолого-педагогических знаний в багаже наших родителей (примеры). С какими же проблемами приходится сталкиваться молодым семьям?
Специфические трудности,связанные с воспитанием детей в молодых семьях обусловлены недостаточной моральной, психологической, социальной зрелостью супругов. Обедненным, неразвитым является их понимание своей роли в жизни ребенка, ответственности за его воспитание. И даже искренние их старания в этом наталкиваются на отсутствие жизненного опыта, знаний, умения терпеливо, последовательно и настойчиво взрослеть вместе со своим ребенком.
В нашем МБДОУ функционирует Клуб для родителей «Мы вместе». Каждый пришедший на заседание Клуба имеет возможность высказываться, обсуждать, делиться собственным опытом воспитания детей, а самое главное - приобретать новый опыт для своей семьи. В процессе группового общения каждый участник вправе активно выступать или быть просто слушателем.
Итак, подведем итоги:
Именно эмоциональное благополучие дошкольника является тем ресурсным проявлением личности, которое раскрывает ее самодостаточность, способность адекватно воспринимать себя и окружающих.