Светлана Орехова
Конспект образовательной деятельности «Удивительный воздушный шарик»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 167»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила:
Старший воспитатель
Орехова Светлана Викторовна
г. Оренбург, 2022
Актуальность темы
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Удивительный воздушный шарик“» размещена в разделах
- Воздушные шарики
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его лучных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Игра в следствии часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно – исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитания не сводится к тому, чтобы донести до ребёнка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребёнка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребёнка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область
Познавательное развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Удивительный воздушный шарик»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Беседа с детьми, вопросы, художественное слово, физминутка, исследование воздуха; продуктивная деятельность «Веер».
3. Интеграция образовательных областей речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
4. Возрастная группа: 5-6 лет
5. Цель: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширение знания о воздухе.
6. Задачи:
6.1 Развивать воображение, мышление, любознательность, умение анализировать;
развивать навыки проведения опытов, делать простейшие выводы на основе практического опыта.
6.2
Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование;
обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
поощрять выдвижение гипотез;
6.3 Воспитывать познавательный интерес, коммуникативные навыки, выдержку, умение слушать и слышать речь воспитателя и детей.
Расширять кругозор, активный словарь детей.
7. Планируемые результаты:
7.1 Сформировано представление о свойствах воздуха.
7.2 Способен самостоятельно проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
7.3 Принимает участие в продуктивной деятельности по обнаружению воздуха;
Проявляет интерес в получении новых знаний; свободно общается со сверстниками во время совместной деятельности
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) письмо, диск, фартуки, колпачки, полиэтиленовые мешочки, ёмкости с водой, коктейльные трубочки, веера, салфетки бумажные, свистки, камень, спил дерева, игрушки резиновые (по количеству детей, вертушка у взрослого, песочные часы, воздушный шарик, воздушные шары на всех детей.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Письмо ослика Иа.
Загадка о воздухе.
Предположение детей об удивительных свойствах воздушного шарика. 2 мин.
1.2 Мотивация деятельности детей Посещение лаборатории по изучению свойства и способов обнаружения воздуха. 1 мин.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Узнать, что такое воздух, из чего он состоит, для чего он нужен.
Освоить навыки проведения опытов.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека;
наблюдения за температурой воздуха; игры с ветром.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Знакомство со свойствами воздуха.
Словарная работа: колебание (очень быстрое движение воздуха вперед) 15 мин.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Изготовление веера.
упрощение – сложить вторую половину веера;
усложнение – сложить веер. 2 мин.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей - где сегодня мы с вами были?
- для чего мы отправились в лабораторию?
- что мы узнали? 5 мин.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Эксперименты с почвой, доказывающие, что в почве есть воздух.
4.2 Рисование на тему «Воздушные шары»
Примечание: При составлении конспекта была использована следующая литература:
1. «Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» – М. : Педагогическое общество России, 2005.
4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М. : Педагогическое общество России, 2003.
5. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
6. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
«Удивительный воздушный шарик»
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Добрый день! - я вам говорю.
Добрый день! - я вас всех люблю.
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно и не отвлекаться.
Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте мы с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
(раздаётся стук в дверь, почтальон передает конверт).
Ребята, смотрите, в наш детский сад пришло письмо, давайте посмотрим от кого (воспитатель и дети рассматривают письмо). От ослика Иа, мы сейчас его откроем и прочитаем (достаёт из конверта письмо и диск, читает письмо (письмо могут прочитать дети). «Здравствуйте, ребята! Недавно я был в гостях у Совы, она подарила мне воздушный шарик и почему-то сказала, что это не простой шарик, а удивительный. Ничего не понимаю, что в нем может быть удивительного, обычный воздушный шарик! Ребята, может быть, вы поможете мне понять, что в нем удивительного? Очень буду ждать вашего ответа. Ослик Иа».
Воспитатель: ну, что, ребята, поможем ослику? (Ответ детей). А не кажется ли вам, что воздушный шарик может о чём-то нам рассказать? (Ответы детей).
А вы знаете, почему шарик называется воздушный? (потому что внутри шарика есть воздух). Сегодня мы с вами узнаем, что такое воздух, из чего он состоит, для чего он нам нужен.
Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (воздух)
Почему мы его не видим, не слышим и не чувствуем? (Потому что он невидим). Если его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками, так может, и нет никакого воздуха? (Ответы детей). Я предлагаю вам превратиться в маленьких исследователей и провести несколько экспериментов с воздухом, чтобы помочь ослику Иа понять, что же такое воздух. Пройдёмте в нашу лабораторию и, как настоящие ученые, проведём опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? А запись наших экспериментов и их выводы мы отправим на диске ослику Иа. Согласны?
Дети: да согласны
Воспитатель: а кто мне скажет, что такое лаборатория?
Дети: лаборатория - это помещение где работают ученые, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их.
Воспитатель: но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно запомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения, ни чего не трогать и находиться мы должны в специальной одежде. Надеваем фартуки и колпачки. Готовы! А теперь рассаживайтесь на свои места, мои маленькие исследователи.
1) Для начала мы увидим воздух.
Опыт 1. Возьмем полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем? (пусто). Да, он пустой, его можно сложить несколько раз, смять. Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. (Стоя на месте, размахивать пакетом из стороны в сторону; держать пакет в руках неподвижно и при этом быстро передвигаться по комнате). Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (он похож на подушку). Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? (пакет опять стал пустым). Интересно, почему? (В нём нет воздуха).
Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
Воспитатель: а вы видели, этот воздух? (нет). Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать (воздух невидимый). Какого цвета воздух? (воздух бесцветный, прозрачный). А как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (воздух ничем не пахнет, он без запаха).
Вывод 1: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.
2) А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы детей).
Опыт 2. А давайте проверим. Для этого мы подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет.
Смотрите, что это происходит с водой? (Выходят пузырьки). Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы детей).
Воспитатель: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вот так, с помощь трубочки и ёмкости с водой мы смогли увидеть воздух.
Воспитатель: А как вы думаете, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх?
(Потому что воздух лёгкий. Когда мы бросаем в воду тяжелые камушки, они тонут. А воздух не тонет, он поднимается вверх)
Воспитатель: давайте проверим, бросим в воду резиновые игрушки, камешки, спилы дерева. Почему некоторые предметы утонули, а некоторые нет?
Дети предлагают разные версии (потому как в них находится воздух, а он легкий, поэтому предмет не тонет.)
Вывод 2: воздух очень лёгкий.
3) А как вы думаете, сможем ли мы почувствовать воздух? Для того чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой.
А теперь помашем веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
(В лицо дует ветерок). Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух. Вот так, мы можем почувствовать воздух.
Воспитатель: Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер и вертушка вращается, если не машу веером, то воздух не движется, и вертушка не вертится.
Воспитатель проносит, вертушку около детей дети, машут веерами.
А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории (с помощью фена, вентилятора).
Дети давайте подарим наши красивые веера ослику, кладите в коробочку (дети складывают веера в коробку, а я сегодня схожу на почту и отправлю посылку ослику Иа.
4) Вы хотите посмотреть, как с помощью воздуха перемещаются предметы? (Ответ детей)
Опыт с салфеткой.
Дети выходят на середину группы и становятся в шеренгу. А сейчас поиграем с салфеткой. Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер? (Ответ детей)
ИГРА: «Кто дальше дунет салфетку».
Вывод 3. Ветер это движение воздуха. Ветерок, созданный, потоком воздуха может передвигать предметы.
Физкультурная минутка: "Бывает - не бывает"
(дети становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают - если «Да» - то хлопают в ладоши, если «НЕТ» - то топают ногами)
•Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Воспитатель: отдохнули и можно продолжать наше исследование, занимайте свои места.
4) Мы сегодня с вами пытались увидеть воздух и поймать его, а как вы думаете можно ли услышать воздух?
Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты.
Воспитатель: А вот и можно. Ребята, как же возникает звук? (ответы).
А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется (словарная работа).
Воспитатель предлагает одному ребенку надуть шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук (Дети смеются).
Воспитатель: Что мы слышим?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А кому нужен воздух?
Дети: Животным, птицам, растениям, людям, насекомым.
Воспитатель: а вы можете обойтись без воздуха? (Дети высказывают своё мнение).
Воспитатель: давайте проверим! Закройте рот и нос и не дышите!
Опыт «Не дышу»
Воспитатель ставит песочные часы, а дети зажимают нос и стараются не дышать.
Воспитатель: вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты
Вывод 4: Без воздуха человек не может жить
Воспитатель: вот и подошло время подвести итог нашего эксперимента. Теперь вы знаете, почему воздушный шарик ослика Иа оказался удивительным?
Дети: внутри него есть воздух, который можно увидеть, услышать и почувствовать. Воздух окружает нас повсюду, он состоит из нескольких газов, один из которых – кислород, именно кислород нужен для дыхания живым существам.
Воспитатель: сегодня я отправлю посылку с веерами и запись наших экспериментов, и их выводы на диске ослику Иа. Спасибо вам, ребята, что помогли ослику. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.
По окончанию экспериментов воспитатель дарит каждому ребёнку шарик