Надежда хлычева
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Развивающие: Способствовать развитию логического мышления и внимания, разговорной речи детей.
Воспитательные: Способствовать воспитанию у детей умения видеть удивительной в окружающем мире.
Методы и приемы организации работы.
Публикация «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
1. Словесный (вопросы, художественное слово, беседа, поощрение).
2. Наглядный (появление персонажа, сюрпризный момент).
3. Практический (физкультминутка, проведение опытов).
Оборудование и материалы к занятию:
Полиэтиленовые пакеты, полоски бумаги, трубочки для коктейля, воздушные шарики, пластиковые стаканчики, Незнайка).
Индивидуально-дифференцированный подход к детям:
Побуждать Ваню Ч. отвечать на вопросы; учить Вадима М. делать вывод опыта.
Предварительная работа:
Проведение опытов детьми, наблюдения на прогулках, беседы о воздухе.
Вводная часть
-Ребята, вы наверно любите путешествовать?
-Да.
Я предлагаю совершить путешествие в страну Экспериментарию.
Раздается стук, появляется Незнайка с воздушным шаром.
- Здравствуйте ребята!Я летел на воздушном шаре к Мудрой Сове. Вижу-детский сад, услышал, что вы собираетесь совершить путешествие в какую-то страну.
-Здравствуй, Незнайка!
-Да, Незнайка, мы хотим отправиться в страну Экспериментарию, присоединяйся к нам.
-Что это за страна?Ребята, может вы знаете, почему она так называется?
-Потому что там проводят эксперименты.
-На чем мы можем отправиться в путешествие?
-На самолете, на машине, на корабле, на коне, на велосипеде.
-Молодцы, как много вы знаете транспорта! А давайте полетим на воздушном шаре!
-С удовольствием!
Дети берутся за нитки и имитируют полет.
-Чтобы не скучно нам было в полете, послушайте стихотворение про облака:
Облако за облаком
По небу гналось.
За облаком мишкой-
Облако лось.
А ветер гонит, гонит
Торопит облака;
То с налета тронет,
То шевельнет слегка.
Основная часть.
-Вот мы и прилетели. Ребята на каком шаре мы летели?
-Мы летели на воздушном шаре.
-Как вы думаете, почему это шар называется воздушным?
-Потому что он наполнен воздухом.
-Что такое воздух?Я его никогда не видел.
-Вот мы сейчас все о нем узнаем. Посмотрите вокруг, вы видите воздух?
-Нет.
-Почему, как вы думаете?
- Он прозрачный, бесцветный, невидимый.
-Я знаю, как нам поймать воздух и посмотреть, какой он.
-Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем?
-Он пуст.
-Да, он пустой, его можно сложить несколько раз, Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Пакет изменил форму и он полон воздуха. На что он похож?
-На шарик.
-Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете.
-Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
-Пакет опять стал пустым.
-Правильно, интересно почему?
-Потому что там нет воздуха.
-Да, воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Это мы и сделали. Мы поймали воздух и закрыли в пакет, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
-Вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
-Нет, внутри нас нет воздуха.
-Давайте проверим.
Для опыта на столах подготовлены стаканы с водой и соломинками.
-Для того чтобы увидеть воздух необходимо один конец соломинки опустить в стакан с водой, другой конец взять в рот и осторожно подуть.
-Ой, ребята, что это происходит с водой?
-В воде появляются пузырьки.
-Как же они там оказались? Ведь в стакане же только вода была?
-Пузырьки,это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Через нос проходит грудь,
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем!
-Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.
-Как интересно, а если подуть на бумажную полоску?
Дети дуют, полоски отклоняются.
-Почему полоски отклоняются?
-Мы выдыхаем воздух, он приводит в движение полоску.
-Правильно, когда воздух перемещается над землей с одного места на другое, люди говорят, что дует ветер.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Ветерок»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше.
-Молодцы!
-Посмотрите, волшебный сундучок, интересно, что там?
-В сундучке баночки, но они пустые?
-В них есть воздух.
-Правильно, воздух, как он вкусно пахнет, давайте понюхаем, чем пахнет?
- В этой баночке пахнет апельсином.
-Молодцы, а чем пахнет воздух в другой баночке?
-Духами.
-Как вы думаете, почему обе баночки пусты, но пахнут по-разному?
-В одной баночке лежал апельсин, в другой духи.
-Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
-А я то думаю, почему везде по-разному пахнет, а это воздух виноват; присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду, а мимо машина проехала, а я давай чихать. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?
-От машины пахнет бензином, выхлопными газами.
-Это получается, что я подышал грязным воздухом и расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?
-Давайте проверим, как долго вы можете не дышать. Для этого нужно попробовать закрыть нос и рот.
Дети выполняют. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не слишком долго задерживали воздух.
-Можем ли мы долго не дышать?
-Нет, не можем.
-Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
-Да, без воздуха жизнь на Земле не могла бы существовать. Все живое погибло бы. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом- воздухом. Без еды человек может прожить 5 недель, без воды- 5 дней, а без воздуха самое большое- 5 минут. Воздух нужен человеку, животным, растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. Если воздух грязный, то человек может заболеть.
-А чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым, свежим воздухом. Что для этого надо делать?
-Проветривать помещения, гулять в парке, где много деревьев, соблюдать чистоту.
-Умницы!
Заключительная часть.
-Теперь вам пора возвращаться в детский сад. Спасибо вам ребята! Хотя я не люблю учиться, но сегодня много узнал о воздухе, и запомнил, что с воздухом можно поиграть. Я вам приготовил сюрприз. Вы обратно полетите каждый на своем шарике.
-Спасибо, Незнайка, прилетай к нам в гости. До свидания!
Дети «улетают» обратно в детский сад.
-Ребята, вам понравилось путешествие?
-Очень интересно!
-Что вы узнали про воздух в стране Экспериментарии?
-Без воздуха человек жить не может, нужно дышать чистым воздухом. Воздух есть вокруг везде.