Светлана Анцыферова
Учёный совет как одна из форм работы малыми группами
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: всестороннее развитие личности ребенка.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность; уделять внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности.
Темочки:
«Учёный совет» как форма работы малыми группами – обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учёт особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную и различные виды деятельности, развитие универсальных учебных действий, познавательной и двигательной активности, творчества детей.
Сегодня процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, исследовать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Дети принимают участие в обсуждении, овладевают мыслительными операциями, приобретают умения открывать новые знания.
В своей педагогической практике я использую эту групповую форму – название которой «Учёный совет».
На «Учёном совете» происходит рождение новой мысли, догадки, вопроса в ситуации сотрудничества. Естественно, ситуация порождения знания тщательно подготовлена и организована взрослыми, но он не даёт им инструкций к заранее спланированному «открытию». Дети не знают способа её решения, но ищут его сообща, выдвигая, проверяя, уточняя разные гипотезы и наконец, делают самостоятельное «открытие» новых знаний, дискутируют внутри группы, ищут правильный ответ.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В работе с детьми старшего дошкольного возраста выделяется время для непосредствен образовательной деятельности развивающего характера. Поэтому такая форма работы малыми группами очень нравится детям. Задача педагога правильно организовать эти группы так, чтобы среди активных детей были более робкие и неуверенные. Дети сами выбирают представителя группы, которому они доверяют. Он и объявляет решение «Ученого совета».
«Учёный совет» - это форма учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолевать свои комплексы и нерешительность.
Групповая взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования. В данной ситуации слабый ребёнок находится в пассивном положении, но при этом принимает участие в обсуждении, чувствуя свою значимость. А сильный становится непроизвольно лидером.
Ребёнок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи: Такая форма работы направлена на развитие познавательного интереса, коммуникативности, закрепление, нового материала при этом делая самостоятельно свой вывод, поэтому в основе этого приёма лежит общение детей между собой, со взрослым. Дети не боясь, дискутируют.
«Учёный совет» - это форма учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолевать свои комплексы и нерешительность.
В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети делают настоящее научное открытие о слове, о звуке. Знакомятся с законами жизни природы и подтверждают это на практике, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Хочется закончить словами основателей социо-игровой педагогики Е. Ершовой и В. Букатовым: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту в результате чего происходит эффект добровольного обучения, и научения, и тренировки».